kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка»

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе педагогов над темами самообразования

Уровень сформированности профессионализма зависит от характера

Отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом. Видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.



I. Общие положения


1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность учителей - предметников, классных руководителей, воспитателей и других педагогических работников школы над темами самообразования, которые являются одной из основных форм работы по повышению квалификации.

1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.


II. Цель и задачи


2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;

4) развитие в школе инновационных процессов.


III. Порядок работы над темой самообразования


3.1. Тема самообразования определяется1 исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения;

3) затруднений педагогов;

4) педагогического стажа;

5) уровня профессиональной компетентности педагога.

3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.

3.3. Каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы над темой самообразования.

3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

- выступления (отчет) на заседании методического объединения, совещании при директоре, педсовете;

- теоретический, методический и практический семинар;

- практикум;

- тренинг;

- мастер - класс;

- открытый урок.

3.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

3.6. Руководители методических объединений ведут учет тем самообразования членов методического объединения, отслеживают результативность работы над темами самообразования, включают в планы работы м/о отчеты педагогов о работе над темами самообразования в различной форме.

3.7. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада,

- реферата,

- статьи в журнале,

- программы,

- дидактического материала,

- методического пособия,

- научно - методической разработки.

3.8. Весь наработанный материал сдается заместителю директора по учебно – воспитательной работе и является доступным для использования другими педагогами.

3.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

4.0. Положение сопровождается приложениями:

а) Примерный план работы педагога над темой самообразования (приложение 1);

б) Примерный план отчета по самообразованию (приложение 2);

в) Примерное содержание папки по самообразованию (приложение 3).

Приложение 1


Примерный план работы педагога по самообразованию


Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме.

1-й год

работы над

темой

II. Прогно­стический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1-й год

работы над

темой

III. Практи­ческий

1. Внедрение ППО, системы мер, направлен­ных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, проме­жуточных результатов.

4. Корректировка работы.

2-й год;

(3-й), (4-й)

IV. Обобща­ющий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

3-й год,

(4-й), (5-й)

V. Внедрен­ческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

 

                                                                                                            

Необходимость введения графы «Год работы над темой» : позволяет отследить на каком этапе работы над темой находится педагог и, если требуется6 оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течении конкретного учебного года.                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

 









 4 Структура программы самообразования.

    1. Тема самообразования.

    2. Цель изучения данной темы.

    3. План самообразования по форме.

 

Этапы

С/об-

разо-

вания

 

 

Содержание деятельности

 

 

Сроки

 

           Подведение

               итогов

1.

Поиск и составление списка литературы по теме с/образования(список пополняется в течение времени с/образования

сентябрь

МО, беседа

с руководителями школы

2.

Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. (Посещаются уроки, анализируется литература, проводится анкетирование и тестирование учащихся и учителей.)

Октябрь

декабрь

МО, беседа с руководителями

школы

 

3

Проектирование собственного педагогического поиска. (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.) Консультации у руководителей районных МО.

январь

 

Методсовет, МО

4

Опытно-экспериментальная проверка своего с/образовательного проекта на базе классов, где работает учитель. (Приглашает коллег для анализа, проводит срез работ по целям с/образования, фиксирует результаты в сравнительных таблицах, приходит к выводу – то ли получено, что планировано было получить.)

Февраль март

Открытые уроки, собеседования с коллегами, руководителями школы, МО

5

Рефлексия. Оформление и представление результатов с/образования в виде методических рекомендаций, дидактических разработок, планов, реферата и т.д.

Апрель май

Выступление на научно-практической конференции школы, района, методсовете, МО


 

 

 

 


 

 

Приложение 2


Примерный план отчета по самообразованию в период

реализации мероприятий практического этапа

 

1. Обоснование выбора темы.

2. Цель и задачи работы над темой, сроки.

3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению про­блемы.

4. Какая предусмотрена (или реализуется) сис­тема мер для решения педагогом проблемы в конк­ретных условиях.

5. Какой предполагается результат и форма его представления.

 

 

Ф.И.О. педагога

Должность, предмет

 

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность

по реализации

темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



  1. Контроль за самообразованием педагогов.

    1. В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица:


предмет

Ф.И.О.

учителя

Этапы профессионального развития

Развитие своего опыта

Освоение чужого опыта

Освоение научной разработки

Создание новой практики через эксперимент

 

 

Указывается проблема

Чей опыт, где он опубликован

Из какого журнала, книги и т.д.

Проблема эксперимент


    1. По итогам работы над темой самообразования заполняется лист «успешности учителя» и проводится корректировка профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.













Приложение 3

Примерное содержание папки по самообразованию


  1. Титульный лист.

  2. Содержание.

  3. Тема самообразования педагога (индивидуальная методическая тема.)

  4. План работы педагогического коллектива на 2018/2019 учебный год по направлению «Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность»

  5. Перспективный план самообразовательной деятельности на 2-5 лет.

  • Изучение психолого-педагогической литературы;

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

  • Участие в системе методической работы ОУ;

  1. Психолого-педагогическая литература по данной теме самообразования.

  2. План работы с одаренными детьми.

  3. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

  4. Самоанализ своего урока.

  5. Личная карта педагога.

  6. Презентации, дипломы, сертификаты о публикации темы самообразования на сайтах и образовательных порталах.


























ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»













«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»



























г. Магас





 "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)


Цель: выявление влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя


Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы

2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя

3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога

4. Проанализировать рост профессиональных компетентностей учителей школы на основе самообразования.

5. Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов школы.

6. Выработать модель формирования и совершенствования педагогического мастерства педагогов гимназии с учетом специализации и стажа

7. Выработать меры по совершенствованию самообразовательной деятельности педагогов гимназии.


  1. Основные критерии профессионализма педагогов.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.



Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.


"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.». Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности.

В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

учитель 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

А. Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

В современных социокультурных условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Если процесс образования:

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.


Работа в группах

1.Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :


• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.









2. основные направления, в которых учителю должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби


В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. 



  1. Определим источники получения знаний:


• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия










Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.


  • Систематический просмотр определенных телепередач
    • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
    • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий 
    • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
    • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
    • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
    • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
    • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
    • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
    • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
    • Изучение информационно-компьютерных технологий
    • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
    • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
    • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.


 4.Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.
      Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам анкетирования, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:
      - Недостаток времени (100 %);
      - Состояние здоровья (33 %);
      - Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач (8%);
      - Недостаточная поддержка со стороны администрации (8 %);
      Чтобы самообразование стало продуктивным, влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление учителя к саморазвитию минимизировать мы не в силах.
      Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.
      К этим факторам можно отнести следующие:

 Интерес к работе;

 Возрастающая ответственность за результаты труда;

 Пример коллег;

 Новизна деятельности;

 Обучение на курсах;

 Пример и влияние администрации;

 Организация методической работы;

 Возможность получения признания в коллективе.


 Продуктивность процесса самообразования
      Самообразование педагога будет продуктивным, если:       

 в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;       

 педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;       

 педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;       

 программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;       

 педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;       

 осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.



Результат самообразования.
      Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
      В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:       

 результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);       

 повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);       

 разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;       

 разработка новых форм, методов и приёмов обучения;       

 доклады, выступления;       

 разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;       

 выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;       

 разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;   создание комплектов педагогических разработок;       

 обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


 К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

  К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями. 



Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку.


      Памятка для педагогов:

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

      Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие. 
      Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

 уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

 владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

 уметь вставать на точку зрения ученика;

 уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

 уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

 быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

 уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

 уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;

 уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;

 уметь не бояться обратной связи от учеников;

 уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.



      Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, педагог организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму: 
      1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 
      2. Разработка плана по самообразованию; 
      3. Определение источников информации; 
      4. Изучение теоретических источников; 
      5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 
      6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 
      7. Подготовка отчета по теме самообразования; 
      8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. 


       Можно сделать следующие выводы: 
      1. Все учителя предметники, классные руководители, воспитатели, педагог психолог, педагог социальный и члены администрации занимаются работой над темами самообразования. 
      2. Все педагогические работники оформляют необходимую документацию по организации самообразовательной деятельности. Это: индивидуальный работы над темой самообразования на текущий год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной деятельности в основном на 3 года, материалы работы над единой методической темой, над индивидуальной темой, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 
            3. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов). 
      4. Неактивно ведется большинством педагогов работа по посещению уроков и внеклассных мероприятий у коллег.  

      

Подведение итогов: 
      1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность? 
      2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом? 
      3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему? 
      4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру? 
      5. Современный учитель - это профессионал или личность? 
      Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях. 

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? 


      Составляющие процесса самообразования педагога:       

 Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.      

 Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.      

 Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.      

 Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.      

 Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      

 Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
      Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. 


































Список использованной литературы



1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] М.: Педагогика, 1989. -338с.

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. [Текст]М., 1956.- 258с.

3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами [Текст] — Владивосток: ПИППКГС, 1997. – 448с.

4. Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] М., 1987.- 123с.

6. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя [Текст] - М., 1990.-250с.

7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина [Текст] М., 1997.-324с.

8. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.- 2010.-№5.-120с.

9. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.-С.128-134


























Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.



Формирование орфографической зоркости

Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах.



































Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:

  • низкий уровень развития произвольности внимания;

  • несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);

  • низкий уровень объёма и распределения внимания;

  • низкий уровень развития кратковременной памяти.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

По мнению М. С. Соловейчик, формирование орфографической зоркости младших школьников проходит в 3 этапа.

Первый этап -  соотношение звучащих единиц речи и графических единиц письма, то есть соотношение звуков и букв. Данное направление реализуется в процессе обучения грамоте, когда дети выделяют из слова звук, артикулируют его, учатся произносить в различных позициях. Особое внимание на этом этапе следует отвести работе с ударением.

Второй этап -  запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание — важнейший элемент усвоения орфографии — происходит также на основе звуко-буквенного анализа. Этот этап работы формирует у учащихся представление о том, что звуки в русском языке могут находиться в сильной и слабой позиции, учит различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой.

Третий  этап - обучение решению грамматико-орфографических задач. Этот этап предполагает обучение выполнению младшими школьниками действий на основе применения правил и способов проверки. Обоснованный выбор правильного написания есть решение грамматико-орфографической задачи.

Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;

  • определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;

  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи;

  • решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

  • написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

  1. Несовпадение буквы и звука.

  2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

-гласные - а, о, и, е;

пары звонких и глухих согласных;

сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,

повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;

мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";

"опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

  1. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Ниже приведены примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

  1. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, которую провожу в следующей последовательности:

  • Скажи слово и послушай себя.

  • Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

  • Выдели голосом первый звук, протяни его, назови его и охарактеризуй.

  • Обозначь выделенный звук условным значком.

  • Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй, обозначь условным значком и тд.

  • Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме.

  • Назови сколько в слове звуков, сколько в слове букв.

  1. Использование на уроках игровых приёмов:

«Найди одинаковый звук»

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

 «Определи место звука в слове»

Педагог вешает на полочку доски карточки, на которых нарисованы аист, шарф, лиса. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. Далее предлагает карточку со схемами расположения звука в слове. Если звук, который назовет педагог, дети услышат в начале слова, то фишку ставят в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку  ставят во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

« Найди предметы с заданным звуком»

Педагог предлагает детям найти в классе предметы, в названии которых встречается звук  «у»; нахождение звуков в названиях предметов по сюжетной картинке (выигрывает тот, кто больше найдет предметов).

«Светофор»

Ученики должны показать красную карточку, как только найдут ''опасное место'' в слове.

  1. Орфографическое чтение (автор системы П.С. Тоцкий)

Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от  орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Дети легко усваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отмечают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим.

  1. Диктант «Проверяю себя» (автор А.И.Кобзев).

Во время проведения диктанта учащиеся могли пропускать букву, в которой сомневаются. Затем ученики задают вопросы товарищам или учителю, после чего заполняют пропуски или вносят необходимые исправления. Следует подчеркнуть, что специфическая особенность этого вида диктанта состоит в том, что ученик анализирует с орфографической точки записываемый текст «про себя», стремится увидеть в каждом слове «точки» применения правил.

  1. Зрительные диктанты (автор Л.П.Федоренко).

 Зрительные диктанты - это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает развить память, тренировать внимание, усвоить элементарные правила грамматики, быстрее научиться читать.

План проведения занятий по методике состоит в следующем:

На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.

Набор  № 1

  • Тает снег.

  • Идёт дождь.

  • Небо хмурое.

  • Коля заболел.

  • Запели птицы.

  • Поле опустело.

  • Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.

  • Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.

  • Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.

  • Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.






















Список используемой литературы:


  1. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992.

  2. Кобызев А. И. Новый вид диктанта «Проверяю себя».— М., 1962.

  3. Козина А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.

  4. Львов, М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе / М.Р.Львов. – М.: Прометей, 1988.






















Диктант с постукиванием.


Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Комментированное письмо с указанием орфограмм.

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.  Давайте рассмотрим этот вариант на примере комментирования предложения с места: У тети Яны жила собака Трезор. Начало предложения пишу с заглавной буквы. У- предлог, пишу отдельно. Доказываю: у (нашей)тети.  Яны- пишу с заглавной буквы- имя собственное. Жила- в корне безударная гласная и сочетание жи - ши. Собака - в корне непроверяемая  безударная гласная о- это словарное слово, нужно запомнить. Трезор- пишу с заглавной буквы, так как это имя собственное. Сочетание чк  пишу без ь. В конце предложения ставлю точку.

Письмо с проговариванием (в основе этого письма проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Данный вид работы обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем более сильные ученики, потом в работу включаются и средние,  и слабые учащиеся.  (Например, «За – пишу з с гласной а» и тд. )

Прием ''Секрет письма зеленой пастой''.

С помощью этого приема дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Специально организованное списывание.

Предлагаемы прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В.Репкина и П.С.Жедек. Они предлагают алгоритм списывания:

  • Внимательно прочитай предложение.

  • Повтори его не заглядывая в текст.

  • Подчеркни в предложении все орфограммы.

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.


«Секретный кружочек».


С помощью данного приема дети оформляют свои работы в тетрадях: как только появляется правило (жи-ши, ча – ща и тп.) – начинает работать секретный кружок.

Какографические упражнения.


На мой взгляд,  наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. (Например, на уроке русского языка во 2 классе, можно дать задание: списать с доски в тетради предложение У  гришы жыл Кот рыжык.  Ученики находят и исправляют «ошибки». При этом дают развернутое пояснение своим действиям.)


Работа со словарными словами.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.

При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

  • Педагог читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.

  • Затем учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

  • На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

  • Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

  • Затем к изучаемому слову можно подобрать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.

  • С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.




Список используемой литературы.



  1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

  2. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С. Соловейчик [и др.]. – М.: Просвещение, 1993.

  3. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с











Задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркость учащихся. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Автор: ШАНХОЕВА ХАДИШАТ ИСРОПИЛОВНА

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524931

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(88) "doklad-na-tiemu-rieziervy-povyshieniia-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "165455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422807234"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Особенности формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(106) "osobiennosti-formirovaniia-orfoghrafichieskoi-zorkosti-u-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "151887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420780600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства