Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»
Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Это самые волнующие для учителя вопросы, если он хочет добиться орфографической грамотности младших школьников. В настоящее время работа учителя по орфографии ведется стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать—вещи разные! Знание правила—это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило—третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке – это применение правила на практике на основе алгоритма. Одной из главных целей на данном этапе—научить ребенка безошибочно определять место орфограммы решать орфографические задачи. Знание правила является теоретической базой; знание приемов применения правила – рассуждение на приеме алгоритма – способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Как применять правило на практике, как совместно с учащимися составить алгоритм, можно показать на примере темы «Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных». Так как смешение падежных окончаний –е,-и- довольно частое явление, то по ходу изучения правила нужно вывести таблицу: Cклонение Р. П. Д. п. П.п. I скл. И Е Е II скл. - - Е III скл. И И И Беседа с учащимися: -Как определить, какое окончание нужно написать у существительного? (надо определить падеж, посмотреть окончание по таблице) -Достаточно ли определить только падеж? (нужно знать склонение) -Как определить склонение существительных? (по роду) -В чем еще нужно быть уверенным? ( что это имя существительное, что орфограмма в окончании, что окончание безударное) При ответах все записывается на доску снизу вверх в той последовательности, как говорили дети. После записи вывешивается готовый алгоритм. Предложить детям сравнить. Запись на доске Алгоритм Орфограмма. Ударная или безударная орфограмма. Окончание. Существительное. Род. Склонение. Падеж. 1.Найди орфограмму. 2.Определи тип орфограммы: - гласная или согласная? - ударная или безударная? - в какой части слова находится орфограмма? 3.К какой части речи относится слово? 4.Определи склонение. 5. По вопросу и предложению определи падеж. 6.Вспомни правило, напиши правильно. В результате сравнения учащиеся делают вывод, что они составили в совместной работе. Используя алгоритм, дети сами себя ведут по пути рассуждения, объясняя правописание – е – и – в безударных окончаниях имен существительных, например : На сирени набухли почки. Образец ответа ученика: «На сирени». - Не знаю, что писать – е - или – и -. Это гласный. Смотрю в какой части слова возникла задача: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю ударное окончание или безударное. Это существительное. По роду определяю склонение (сирень - ж.р., 3 ск.) Ставлю вопрос от главного слова – набухли – ( ГДЕ? НА ЧЕМ?) По таблице вспоминаю, какое окончание имеет существительное 3 склонения в П.п. Пишу окончание – и-. Такая работа с алгоритмом идет на этапе изучения нового материала. Задание «обозначить, найти орфограммы» можно вводить в упражнения учебника, в минутки чистописания, в проверочные и контрольные работы. Нужно вести обязательный учет, как учащиеся решают орфографические задачи, умеют ли письменно фиксировать путь рассуждения по применению правила на практике, т.е. умеют ли найти и обозначить орфограмму. Важно донести до учащихся, что решений орфографических задач столько, сколько орфограмм в слове. Чтобы решать орфографические задачи, уметь видеть их, необходима грамматическая база, умение видеть орфограммы. Умение видеть орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, как: письмо - орфографическое проговаривание, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие диктанты - предупредительный, объяснительный, «Проверяй себя» и другие. Все эти виды упражнений хорошо известны нам учителям, но выполняются они по традиции, без всякой целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать полноценный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. На уроках должно стать традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Примерные вопросы: -Сколько орфограмм в предложении? -Сколько орфограмм с безударной гласной? -Сколько орфограмм с проверяемой безударной гласной в корне? -Сколько орфограмм с непроверяемой гласной? и др. После каждой темы, в конце четверти (года) в каждом классе можно включать такие задания: -В 1 и 3 предложении диктанта найти и подчеркнуть все орфограммы , которые мы изучили. -Напиши на каждую орфограмму еще по два слова и тд. В результате подобных упражнений учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников»»
Доклад на тему: «Резервы повышения орфографической зоркости младших школьников».
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Есть ли резервы совершенствования орфографического навыка учащихся? Как обучать правописанию на основе применения правил? Это самые волнующие для учителя вопросы, если он хочет добиться орфографической грамотности младших школьников. В настоящее время
работа учителя по орфографии ведется стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать—вещи разные! Знание правила—это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило—третий. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке – это применение правила на практике на основе алгоритма.
Одной из главных целей на данном этапе—научить ребенка безошибочно определять место орфограммы решать орфографические задачи. Знание правила является теоретической базой; знание приемов применения правила – рассуждение на приеме алгоритма – способствует усвоению орфограммы; различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки.
Как применять правило на практике, как совместно с учащимися составить алгоритм, можно показать на примере темы «Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных». Так как смешение падежных окончаний –е,-и- довольно частое явление, то по ходу изучения правила нужно вывести таблицу:
Cклонение
Р. П.
Д. п.
П.п.
I скл.
И
Е
Е
II скл.
-
-
Е
III скл.
И
И
И
Беседа с учащимися:
-Как определить, какое окончание нужно написать у существительного?
(надо определить падеж, посмотреть окончание по таблице)
-Достаточно ли определить только падеж?
(нужно знать склонение)
-Как определить склонение существительных?
(по роду)
-В чем еще нужно быть уверенным?
( что это имя существительное, что орфограмма в окончании, что окончание безударное)
При ответах все записывается на доску снизу вверх в той последовательности, как
говорили дети. После записи вывешивается готовый алгоритм. Предложить детям сравнить.
Запись на доске
Алгоритм
Орфограмма.
Ударная или безударная орфограмма.
Окончание.
Существительное.
Род.
Склонение.
Падеж.
1.Найди орфограмму.
2.Определи тип орфограммы:
- гласная или согласная?
- ударная или безударная?
- в какой части слова находится орфограмма?
3.К какой части речи относится слово?
4.Определи склонение.
5. По вопросу и предложению определи падеж.
6.Вспомни правило, напиши правильно.
В результате сравнения учащиеся делают вывод , что они составили в совместной работе . Используя алгоритм , дети сами себя ведут по пути рассуждения , объясняя правописание – е – и – в безударных окончаниях имен существительных , например : На сирени набухли почки.
Образец ответа ученика: «На сирени».
- Не знаю, что писать – е - или – и - . Это гласный. Смотрю в какой части слова возникла задача: сирень, сирени, сиренью, меняется окончание. Узнаю ударное окончание или безударное. Это существительное. По роду определяю склонение (сирень - ж.р., 3 ск.) Ставлю вопрос от главного слова – набухли – ( ГДЕ? НА ЧЕМ?)
По таблице вспоминаю, какое окончание имеет существительное 3 склонения в П.п. Пишу окончание – и-.
Такая работа с алгоритмом идет на этапе изучения нового материала. Задание «обозначить, найти орфограммы» можно вводить в упражнения учебника, в минутки чистописания, в проверочные и контрольные работы. Нужно вести обязательный учет, как учащиеся решают орфографические задачи, умеют ли письменно фиксировать путь рассуждения по применению правила на практике, т.е. умеют ли найти и обозначить орфограмму. Важно донести до учащихся, что решений орфографических задач столько, сколько орфограмм в слове. Чтобы решать орфографические задачи, уметь видеть их, необходима грамматическая база, умение видеть орфограммы. Умение видеть орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, как: письмо - орфографическое проговаривание, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие диктанты - предупредительный, объяснительный, «Проверяй себя» и другие. Все эти виды упражнений хорошо известны нам учителям, но выполняются они по традиции, без всякой целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать полноценный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
На уроках должно стать традиционным проведение орфографических минуток, где закрепляется умение находить орфограммы. Для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра.
Примерные вопросы:
-Сколько орфограмм в предложении?
-Сколько орфограмм с безударной гласной?
-Сколько орфограмм с проверяемой безударной гласной в корне?
-Сколько орфограмм с непроверяемой гласной? и др.
После каждой темы, в конце четверти (года) в каждом классе можно включать такие задания:
-В 1 и 3 предложении диктанта найти и подчеркнуть все орфограммы , которые мы изучили.
-Напиши на каждую орфограмму еще по два слова и тд.
В результате подобных упражнений учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.