За 2-3 года школьной жизни мотивы существенно изменяются . В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам . Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников . Этим объясняется,в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке .
Виды условий формирования у младших школьников положительных мотивов учения:
Благоприятные :
-Положительное отношение детей к школе
-Полное доверие к учителю
-Острая потребность в новых впечатлениях
-Естественная любознательность
Неблагоприятные :
-Неустойчивое внимание
-Неустойчивые интересы
- Несформированность воли
Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы , можно пользоваться следующим алгоритмом :
1. Определение и уточнения целей обучения;
2. Выявление возрастных особенностей мотивации;
3. Выяснение исходного уровня мотивации;
4. Уточнение превалирующих мотивов ;
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации;
6. Анализ причин изменения мотивации;
7. Формирование должных мотивов;
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают:
1) отношение к учению (как себе представляет);
2) цели (какие ставит и реализует ученик);
3) мотивы (ради чего учится);
4) эмоции (как переживает учебу);
5) умение учиться;
6) уровень обученности (каких результатов достиг);
7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации
Изучение мотивации
Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов.
Следует обратить внимание, что в мотивах учения младших школьников за последнее десятилетие произошли существенные изменения.
И школы, и ученики стали иными. Появились новые обстоятельства и условия, которые влияют на отношение детей к школе и учебе.
Условия для формирования полноценной мотивации :
Обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом
Утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным;
Удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
Организовать интересное общение детей между собой ;
Обогащать мышление чувствами
Развивать любознательность
Формировать активную самооценку своих возможностей
Утверждать стремление к саморазвитию , самоусовершенствованию
Использовать эффективную поддержку детских инициатив
Воспитывать ответственное отношение к учебному труду
Что нужно для хорошей мотивации?
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, необходимо:
1)поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
2)ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
3) поддерживать положительную обратную связь;
4)заботиться о разнообразии методов обучения;
5)приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
6)поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
7)учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
8)формировать чувство долга, ответственности;
9)учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Что влияет на мотивацию?
Многочисленные исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников.
Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им.
Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т. п.
К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им объяснение, упорядочить. Если удастся вплести их в канву урока, можно считать, что удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые перед ними поставлены.
Таким образом ,учитель будет постоянно изучать мотивы учебы в поведении своих учеников . Для этого он использует наблюдение, анкетирование ,беседы , экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе . Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников , умеет ими пользоваться, в зависимости от ситуации .
Список литературы:
Педагогика : учебник для СПО / И. П. Подласый. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 576 с. — (Серия : Профессио нальное образование).