kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мотивов учения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной работе представлено формирование мотивов учения младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов учения младших школьников»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края  «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ »   Формирование мотивов учения младших школьников    Подготовила: студентка группы Ш-22 Попович Алина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ » Формирование мотивов учения младших школьников

Подготовила: студентка группы Ш-22

Попович Алина

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?»
  • Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно грамотность проверить, а заодно узнать о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя: «Действительно, зачем я учусь?»
Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит,  когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь».

Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит,

когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь».

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий  и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа.  Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике.

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий

и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа.

Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут только пятерки, папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике.

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке.
  • За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности,
  • повышенный интерес учащихся третьих и особенно четвертых классов к оценке.
Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения:

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения:

  • Среди благоприятных : 1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-
  • летнего возраста; 2) полное доверие учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность.
  • Неблагоприятные условия : 1) неустойчивое внимание; 2) неустойчивые интересы; 3) несформированность воли. 
Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим алгоритмом :

Чтобы охватить все аспекты проблемы, ничего не забыть и не упустить, можно пользоваться следующим алгоритмом :

  • 1 . Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности,
  • содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, вводятся в действие широко
  • известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования
  • специфических мотивов.
  • 2 .Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
  • 3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно сделать, чтобы в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).
  • 4 .Уточнение превалирующих мотивов. Требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности ученика или микрогруппы класса, в
  • которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, но по-разному влияют на процесс и результаты обучения.
  • 5 .Иучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может
  • «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса будет знать обязательно.
  • 6 . Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации.
  • Ими могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.
  • 7 . Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-
  • воспитательного процесса и решения других задач.
  • 8 . Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.
Ход и результаты
  • Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте, отмечая начальный уровень и наступившие изменения. Конкретными показателями выступают: 1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учебу); 5) умение учиться; 6) уровень обученности
  • (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).
Для изучения мотивации применяются общие методы исследования: - наблюдение  -анкетирование  -беседа  -экспертная оценка

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования:

- наблюдение

-анкетирование

-беседа

-экспертная оценка

Школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:

Школа должна уделять повышенное внимание воспитанию мотивации учения у младших школьников, для формирования которой необходимо:

  • • создавать только положительный и привлекательный имидж школы, школьных отношений, класса, учителя, учения;
  • • исключить перегрузки школьников обилием учебных занятий, все усилия сосредоточивать на главном – формировании ума и нравственности;
  • • воспитывать ответственное отношение к учебному труду;
  • • создать условия для «победного» обучения, прежде всего рационально организовать учение и отдых школьников по твердому распорядку;
  • • формировать прочные основы элементарных знаний, умений, чтобы ученик видел свое продвижение в учебе;
• по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников; • организовывать положительное, интересное общение детей между собой; • воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку; • утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных, но общественных отношений; • формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей; • стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
  • • по возможности учитывать и удовлетворять индивидуальные запросы школьников;
  • • организовывать положительное, интересное общение детей между собой;
  • • воспитывать ответственное отношение к ученикам: разговоры о гуманизме заменить заботой, от которой будет реальная польза ребенку;
  • • утверждать чувство справедливости как высшую ценность не только школьных,
  • но общественных отношений;
  • • формировать активную самооценку каждым школьником своих возможностей;
  • • стимулировать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Хорошие учителя –
  • Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо:
  • 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
  • 2)ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  • 3) поддерживать положительную обратную связь;
  • 4) заботиться о разнообразии методов обучения;
  • 5)приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
  • 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  • 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения,
  • критерии оценки самостоятельных работ;
  • 8) формировать чувство долга,
  • ответственности;
  • 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Л.C. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем,  он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению»

Л.C. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем,

он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению»

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки.  Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки.

Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование мотивов учения младших школьников

Автор: Попович Алина Ефимовна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "«Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников как качественный  показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в школе» "
    ["seo_title"] => string(162) "razvitiie-motivatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-kachiestviennyi-pokazatiel-effiektivnosti-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "104078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402665475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Программа деятельности учителя начальных классов по стимулированию и мотивации учения младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_deiatelnosti_uchitelia_nachalnykh_klassov_po_stimulirovaniiu_i_motivat"
    ["file_id"] => string(6) "653250"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1718826936"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ "
    ["seo_title"] => string(92) "osnovy-formirovaniia-poznavatiel-nogo-intieriesa-mladshikh-shkol-nikov-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "116322"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412418894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Познавательная потребность и мотивы учения."
    ["seo_title"] => string(47) "poznavatiel_naia_potriebnost_i_motivy_uchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "345023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474474974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательных способностей у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "122199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414166719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства