kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование мотивов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивов.                               

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов»

Формирование мотивов Выполнила: Студентка ш-22 группы Гончарова Юлия

Формирование мотивов

Выполнила:

Студентка ш-22 группы

Гончарова Юлия

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно и грамотность проверить, а заодно узнать и о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя – а действительно, зачем я учусь?

Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Можно и грамотность проверить, а заодно узнать и о мотивах учения. Да и школьникам полезно время от времени спросить себя – а действительно, зачем я учусь?

Для школьников 1-2 классов наиболее характерны ответы:  «Папа и мама велят»;  «Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят»;  «Все дети ходят в школу»;  «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают»;  «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером»;  «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю»;  «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.

Для школьников 1-2 классов наиболее характерны ответы: «Папа и мама велят»; «Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят»; «Все дети ходят в школу»; «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают»; «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером»; «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю»; «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т.п.

В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения:  «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня «4» и «5». Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3-й класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда я вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4-й класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут лишь «5», папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда «5» и «4», а вот не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю «3» (4 класс).

В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня «4» и «5». Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3-й класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда я вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4-й класс). «Я учусь, чтобы стать моряком. Если у меня будут лишь «5», папа обещал летом повезти меня на настоящем морском корабле. Я люблю решать задачи по арифметике. У меня всегда «5» и «4», а вот не очень люблю учить правила по грамматике. Мне часто попадает дома, когда я получаю «3» (4 класс).

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке. Вот пример:  «Я хочу получать только «4» и «5», потому что если получу «3» или «2», то меня будут ругать дома».

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке. Вот пример: «Я хочу получать только «4» и «5», потому что если получу «3» или «2», то меня будут ругать дома».

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных:  1)положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;  2)полное доверие к учителю;  3)острая потребность в новых впечатлениях;  4)естественная любознательность.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. Среди благоприятных: 1)положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста; 2)полное доверие к учителю; 3)острая потребность в новых впечатлениях; 4)естественная любознательность.

Неблагоприятные условия:  1)неустойчивое внимание;  2)неустойчивые интересы;  3)несформированность воли.  Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.

Неблагоприятные условия: 1)неустойчивое внимание; 2)неустойчивые интересы; 3)несформированность воли. Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, то ждут указаний учителя, нервничают, т.е. работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе.

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, можно пользоваться следующим алгоритмом изучения мотивов.

Чтобы достигать высоких результатов учебно-воспитательного процесса, педагог будет постоянно изучать действующие в нем мотивы, особенно интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием. Чтобы охватить все аспекты проблемы, можно пользоваться следующим алгоритмом изучения мотивов.

1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержания процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, то вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов.  2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.  3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса)

1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержания процесса и успешной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не имеют отклонений от государственного стандарта, то вводятся в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специальные цели требуют использования специфических мотивов. 2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда. 3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса)

4. Уточнение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности школьника или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и результаты обучения.  5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных групп класса он будет знать обязательно.  6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.

4. Уточнение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности школьника или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и результаты обучения. 5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных групп класса он будет знать обязательно. 6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.

7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется учителем в ходе учебно-воспитательного процесса при решении всех других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолевать трудности для удовлетворения познавательной потребности.  8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется учителем в ходе учебно-воспитательного процесса при решении всех других задач. Не может и не должно быть никаких специальных упражнений или тестов «на мотивацию». В комплексе используются различные методики, в том числе: переключение с одного вида работы на другой, использование заданий оптимальной трудности, соревнование и др. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли ученики преодолевать трудности для удовлетворения познавательной потребности. 8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее очевидными показателями будут реальные поступки учеников, изменение их отношения к учению.

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте. Отмечаются начальный уровень и изменения. Конкретными показателями выступают:  1) отношение к учению (как себе представляет);  2) цели (какие ставит и реализует ученик);  3) мотивы (ради чего учится);  4) эмоции (как переживает учение);  5) умение учиться;  6) уровень обученности (каких результатов достиг);  7) характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте. Отмечаются начальный уровень и изменения. Конкретными показателями выступают: 1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учение); 5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов-экспертов.

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов-экспертов.

Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:  - обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;  - утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным;  - удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;  - организовать интересное общение детей между собой;  - обогащать мышление чувствами;  - развивать любознательность;  - формировать активную самооценку своих возможностей;  - утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;  - использовать эффективную поддержку детских инициатив;  - воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия: - обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; - утверждать гуманное отношение ко всем ученикам – способным, отстающим, безразличным; - удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; - организовать интересное общение детей между собой; - обогащать мышление чувствами; - развивать любознательность; - формировать активную самооценку своих возможностей; - утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию; - использовать эффективную поддержку детских инициатив; - воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:  1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;  2) ободрять учеников при возникновении трудностей;  3) поддерживать положительную обратную связь;  4) заботиться о разнообразии методов обучения;  5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;  6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;  7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;  8) формировать чувство долга, ответственности;  9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.  Исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников.

Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет: 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2) ободрять учеников при возникновении трудностей; 3) поддерживать положительную обратную связь; 4) заботиться о разнообразии методов обучения; 5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8) формировать чувство долга, ответственности; 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе. Исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников.

Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие.  Дети отличаются любопытством. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им задания. Ученики быстро отвлекаются – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им. Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются различными необычными задачами.

Развитию мотивации необходимы стимулирующая среда и целенаправленное влияние через систему педагогических приемов. Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие. Дети отличаются любопытством. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им задания. Ученики быстро отвлекаются – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им. Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются различными необычными задачами.

Мотивации способствует оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Под формами общения здесь понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу:  - со всем классом: беседа с учителем, обсуждение, инструктаж;  - с малой группой: 3-7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;  - в парах: двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;  - индивидуальную: каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Мотивации способствует оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения. Под формами общения здесь понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях. Практикуйте работу: - со всем классом: беседа с учителем, обсуждение, инструктаж; - с малой группой: 3-7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом; - в парах: двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом; - индивидуальную: каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Список литературы  Подласый И.П.  Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-400С.:ил.

Список литературы Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.пед.колледжей- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-400С.:ил.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Формирование мотивов

Автор: Юлия Николаевна Гончарова

Дата: 17.12.2021

Номер свидетельства: 595183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Формирование мотивов учения младших школьников"
    ["seo_title"] => string(50) "formirovanie_motivov_ucheniia_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "529073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574877685"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация на тему: "Формирование мотивов учения""
    ["seo_title"] => string(51) "prezentatsiia_na_temu_formirovanie_motivov_ucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "532807"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576772642"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Формирование мотивов»"
    ["seo_title"] => string(22) "formirovanie_motivov_2"
    ["file_id"] => string(6) "595296"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1639865083"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Формирование мотивов"
    ["seo_title"] => string(22) "formirovanie_motivov_4"
    ["file_id"] => string(6) "608823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1654263684"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Современные подходы к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении русскому языку"
    ["seo_title"] => string(124) "sovriemiennyie-podkhody-k-formirovaniiu-motivatsii-uchashchikhsia-k-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "263899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449604442"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства