Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов»
Содержание процесса воспитания. Концепции воспитании
Подготовила
студентка Ш-22 группы
Морозова Руслана
Содержание процесса воспитания — система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленной целью и задачами (И.П. Подласый).
По мнению И. П. Подласого, хорошо организованное воспитание должно подготовить обучающегося к исполнению трех главных ролей в жизни.
Три главные роли в жизни:
гражданина: выполнение гражданских обязанностей, чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувство национальной гордости и патриотизма и т.д.;
работника: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду и т.д.;
семьянина: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежливость, культура общения; умение держать себя в обществе; опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки и т.д.
Концепция - определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция воспитания - система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс - его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Различные концептуальные подходы к построению содержания воспитания
Концепция воспитания по основным направлениям воспитательной работы (И.С.Марьяненко) - традиционный подход к содержанию воспитания. Цель воспитания: формирование гармонической, всесторонне развитой личности. Основные направления воспитательной работы: нравственное, эстетическое, интеллектуальное, физическое воспитание и др.
Воспитание на основе общечеловеческих ценностей (концепция системного построения процесса воспитания) (В.А.Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности.
Воспитательные задачи:
1) формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания -самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей родины;
3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности как черты личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного я, помощь ребенку в самореализации
Концепция базовой культуры личности (концепция «Педагогическая поддержка ребенка и процесс его развития»)(О.С. Газман).
Цель - идеал: формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.
Реальная цель: дать каждому учащемуся базовое образование и культуру.
Центральное понятие концепции – понятие «базовая культура личности».
Базовая культура личности – необходимы минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны его социализация и оптимальное личностное развитие.
Концепция личностно ориентированного воспитания (концепция «Воспитание ребенка как человека культуры»)(Е.В. Бондаревская).
Цель: целостный человек культуры.
Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; гуманная личность; духовная личность; творческая; адаптивная; практическая. Таким образом, человек культуры – это средоточие меры творчества и адаптации.
Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками: одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов работы над собой с духовным ядром личности, устойчивость целей и задач самосовершенствования и т.д.
Функционально – ролевая и системно – ролевая концепции воспитания (В,М, Коротков, Н.М. Таланчук)