Просмотр содержимого документа
««Формирование мотивов»»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
(ГБПОУ КК ЕПК)
«Формирование мотивов»
Подготовила:
Студентка Ш-21 группы
Колонтай Екатерина
За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
БЛАГОПРИЯТНЫЕ
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ
положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;
полное доверие учителю;
острая потребность в новых впечатлениях;
естественная любознательность.
неустойчивое внимание;
неустойчивые интересы;
несформированность воли.
АЛГОРИТМ (СИСТЕМА УКАЗАНИЙ) ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ
1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ сущности, содержания, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успешной реализации намеченных задач.
2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести учеников младшего возраста и б) насколько уровень мотивации учеников определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, сложностям учебного труда.
3. Выяснение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотивационной сфере ученика (класса).
4. Уточнение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности школьника или микрогруппы класса, в которую он входит.
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп класса он будет знать обязательно.
6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточный уровень развития самой мотивационной сферы, низкая обученность, несформированность навыков учебной деятельности и др.
7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения.
Ход и результаты деятельности по формированию мотивации лучше всего фиксировать в специальной карте. Обязательно отмечаются начальный уровень и наступившие изменения.
Конкретными показателями выступают:
1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учение); 5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).
Для изучения мотивации применяются уже известные нам общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной (или групповой) мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других специалистов-экспертов.
Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
- обогащать содержание личностного ориентированным интересным материалам;
- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам-способным, отстающим, безразличным;
- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
- организовать интересное общение детей между собой;
- обогащать мышление чувствами;
- развивать любознательность;
- формировать активную самооценку своих возможностей;
- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
- использовать эффективную поддержку детских инициатив;
- воспитать ответственное отношение к учебному труду.
Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;
2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
3) поддерживать положительную обратную связь;
4) заботиться о разнообразии методов обучения;
5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;
8) формировать чувство долга, ответственности;
9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.
Дети отличаются любопытством.
Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания.
Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается насыщение любопытства.
Ученики отвлекаются от того, что происходит на уроках, начинают вертеться, ерзать, заниматься посторонними делами – наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.
Мотивации способствует оптимальная напряженность классной работы. Опыт показывает, что подходящим средством для того, чтобы поддерживать необходимую напряженность процесса обучения, является изменение формы общения . Под формами общения понимаются виды и способы группирования учеников на занятиях.
Практикуйте работу:
• со всем классом: беседа с учителем, обсуждение, инструктаж; • с малой группой: 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом; • в парах: двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом; • индивидуальную: каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.
Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников. Для этого он использует наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводится по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Список литературы
Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед. колледже1.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-400 с.:ил.