Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников
Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников
Человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу неинтересной, а ищет способы ее решения.Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Контрольно-оценочнаядеятельность -
ядро развития учебной самостоятельности
ребенка в начальной школе.
ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
ФГОС
«…входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать… …включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии)».
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд.
Главное требование – опора на успех.
Самоконтроль – это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы, устранения обнаруженных пробелов.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНИВАНИЯ
Количественный показатель
Качественный показатель
Отметка.
Словесные высказывания о процессе и результате работы.
Эмоциональная реакция.
Результат тестирования в баллах.
ПРАВИЛА НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивается любоедействие , афиксируется отметкой только решение полноценной задачи
Определение оценки в диалоге
За каждую учебную задачуставится отдельная отметка
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности:необходимый уровень - «хорошо» ; программный уровень – «отлично»; необязательныйуровень- «превосходно».
Приемы оценки знаний иумений на уроке
«Смайлики»
«Лесенка»
«Лесенка»
«Волшебные линеечки»
«Светофор или радуга»
«Мобильный класс»
«Словесное оценивание»
ПРИЕМЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙКАРТА ЗНАНИЙПРТФОЛИОТЕТРАДЬ ОТКРЫТИЙ
Цель:
отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.
При создании учитывать:
программу и требования к обязательному минимуму содержания образования.
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поощряется:
Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
Готовность защищать свою точку зрения;
Творческий подход; пытливость, любознательность;
Самоконтроль, способность оценить свою работу;
Стремление находить и исправлять свои ошибки
Особое значение
придается:
Упорству, старанию, труду;
Достигнутому успеху;
Личной позиции ученика;
Возможностям ребенка достичь большего результата.
ОЦЕНКА – ЭТО ПРАВИЛЬНОЕКРОВООБРАЩЕНИЕ, БЕЗ НЕЕ НЕИЗБЕЖНЫ ЗАСТОЙ И БОЛЕЗНЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ.Н. ОСТРОВСКИЙ
СТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СВЯЗАНО С ФОРМИРОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТАКОЙ РАБОТЫ МОГУТ БЫТЬ: «МЕСТО СОМНЕНИЙ (ТРЕНИРОВКИ)», «МЕСТО НА ОЦЕНКУ», МЕСТО «ПОМОЩИ» И МЕСТО «ЗАДАНИЙ», УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ПРИЕМ «ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНЕЕЧКИ»РЕБЕНКУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЛЕСЕНКА ИЗ СТУПЕНЕЙ (КОЛИЧЕСТВО СТУПЕНЕЙ ВЫБИРАЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ). РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕБЯ НА ТОЙ СТУПЕНЬКЕ, НА КОТОРОЙ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ, ЗНАЯ, ЧТО НИЖНЯЯ СТУПЕНЬКА СООТВЕТСТВУЕТ «Я НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НИЧЕГО НЕ УМЕЮ», А ВЕРХНЯЯ – «Я ВСЕ ЗНАЮ, ВСЕ УМЕЮ». ДАННЫЙ ПРИЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА.
ТАКАЯ ОЦЕНКА: - ПОЗВОЛЯЕТ ЛЮБОМУ РЕБЕНКУ УВИДЕТЬ СВОИ УСПЕХИ (ВСЕГДА ЕСТЬ КРИТЕРИЙ, ПО КОТОРОМУ РЕБЕНКА МОЖНО ОЦЕНИТЬ КАК “УСПЕШНОГО”);- УДЕРЖИВАЕТ УЧЕБНУЮ ФУНКЦИЮ ОТМЕТКИ: КРЕСТИК НА ЛИНЕЕЧКЕ ОТРАЖАЕТ РЕАЛЬНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ В ИЗУЧАЕМОМ ПРЕДМЕТНОМ СОДЕРЖАНИИ;- ПОМОГАЕТ ИЗБЕЖАТЬ СРАВНЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ СОБОЙ (ПОСКОЛЬКУ У КАЖДОГО ИЗ НИХ ОЦЕНОЧНАЯ ЛИНЕЕЧКА ТОЛЬКО В СОБСТВЕННОЙ ТЕТРАДКЕ).
— ПРИЕМ «ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА»; (ОЦЕНКА СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЗАДАЧИ) ПОЗВОЛЯЕТ ВЫЯВИТЬ И УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ИЛИ, КАК ЕГО НАЗЫВАЮТ ПСИХОЛОГИ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ. ЭТО РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА КАРТОЧКАХ РАЗНОГО ЦВЕТА. РЕБЕНКУ УКАЗЫВАЕТСЯ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЯ И ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВЫБРАТЬ ТО, КОТОРОЕ ОН СМОЖЕТ ВЫПОЛНИТЬ.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЕНКУ ОЦЕНИТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ.ТАКЖЕ ТАКОМУ ОЦЕНИВАНИЮ МОЖЕТ ПРЕДШЕСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:1) ВЫБОР КРИТЕРИЯ, ПО КОТОРОМУ ОЦЕНИВАЕТСЯ ДАННАЯ РАБОТА;2) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА;3) СРАВНЕНИЕ (АНАЛИЗ) ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗЦОМ (ЭТАЛОНОМ);4) ОЦЕНИВАНИЕ
-ПРИЕМ «ЗАДАНИЯ-ЛОВУШКИ»(ГОТОВЫЕ «ЛОВУШКИ» НА РЕФЛЕКСИЮ ОСВОЕНИЯ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ);- ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ С ЛОВУШКАМИ» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ ВИДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБКООПАСНЫХ МЕСТ ИЛИ МЕСТ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ И Т.П.);ПРОЧТИ И НАЙДИ ЗАДАЧИ С «ЛОВУШКАМИ»:1)ПАПА КУПИЛ НА РЫНКЕ 2КГ ЯБЛОК, 1КГ ГРУШ, 5КГ КАРТОФЕЛЯ И 3 КГ ОГУРЦОВ. СКОЛЬКО ВСЕГО КИЛОГРАММОВ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ ПРИНЕС ПАПА?2) ПАПА КУПИЛ НА РЫНКЕ 2 КГ ЯБЛОК, 1КГ ГРУШ, 5 КГ КАРТОФЕЛЯ И 3 КГ ОГУРЦОВ И РАЗЛОЖИЛ ВСЁ КУПЛЕННОЕ В ДВЕ СУМКИ, ЧТОБЫ УДОБНЕЕ БЫЛО НЕСТИ.СКОЛЬКО ВСЕГО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ КУПИЛ ПАПА?3) ПАПА ПОШЁЛ В МАГАЗИН И КУПИЛ МОРКОВЬ, КАПУСТУ, БАКЛАЖАНЫ. СКОЛЬКО ВСЕГО КИЛОГРАММОВ ОВОЩЕЙ КУПИЛ ПАПА?
-ПРИЕМ «СОПОСТАВЛЕНИЕ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ И РЕЗУЛЬТАТА С ОБРАЗЦОМ» ; - ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧИ, ПОДОБНОЙ ДАННОЙ» ; - ПРИЕМ «КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ ПО СПОСОБУ ИХ РЕШЕНИЯ» ; - ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО ЧЕРТЕЖУ» ; - ПРИЕМ «ОБНАРУЖЕНИЕ ПРИЧИН ОШИБОК И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ» ; - ПРИЕМ «СОЗДАНИЕ «ПОМОЩНИКА» ДЛЯ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ» ; - ПРИЕМ «СОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ» ; - ПРИЕМ «ОБОСНОВАННЫЙ ОТКАЗ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ» ; - ПРИЕМ «ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОФИЗМЫ»; - ПРИЕМ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПОПРАВКИ»; -ПРИЕМ « УМНЫЕ ВОПРОСЫ».
ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧЕНИКУ УЖЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ПРАВИЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ, УМЕНИЕ СТАВИТЬ ЦЕЛИ И ДОБИВАТЬСЯ ИХ. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ТРЕБУЕТ САМОДИСЦИПЛИНЫ , СПОСОБНОСТИ ПРОВОДИТЬ САМОАНАЛИЗ, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕУДАЧИ И УМЕТЬ РАДОВАТЬСЯ СВОИМ ПОБЕДАМ !
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАНА НА АНАЛИЗЕ ОЦЕНОК ВСЕХ КРИТЕРИЕВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД (НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА). ПРИ ТАКОЙ СИСТЕМЕ НАКАПЛИВАЮТСЯ НЕ ОТМЕТКИ ЗА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, А СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НИХ .
СИСТЕМАД.Б ЭЛЬКОНИНА — В.В. ДАВЫДОВА УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, НАПРАВЛЕННЫЙ НА УСВОЕНИЕ ИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
● учебные ситуации и задачи - как наличие мотива, проблемы, её принятия учащимися; ● учебные действия, направленные на решение соответствующих задач; ● контроль - как соотношение действия и его результата с заданными образцами; ● оценка - как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
ПОНЯТИЕ«САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Н. Ф. ВИНОГРАДОВА
самостоятельность школьника - это «умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне”. Это умение связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу»
А.Б. ВОРОНЦОВ
самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ:
Ребенок умеет без подсказки и помощи взрослого применять уже усвоенные способы действия в различных условиях;
способен вносить новизну в выполняемое действие, осознает смысл и цель деятельности;
проявляет желание действовать самостоятельно
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ:
собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы (процесса и результата) ;
владение способом оценивания, принятым в данном социуме.