МКУ "Мегино-Кангаласское управление образования"
МБОУ "Мельжехсинская СОШ"
Способы оценочной деятельности в первом классе
Выполнила: учителль начальных классов
Герасимова А.Н
Введение
Концепция модернизации Российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В рамках данной модели успешным и личностно состоявшимся человеком признается выпускник школы, который имеет адекватную самооценку. Так как ответственность за её формирование лежит, прежде всего, на школе (не снимая при этом ответственность с семьи и общества).
Актуальность: проблема изменения контрольно-оценочной деятельности в первом классе при переходе из ДОУ в ОУ, в связи с требованиями Федерального государственного образовательногАктуальность: проблема изменения контрольно-оценочной деятельности в первом классе при переходе из ДОУ в ОУ, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Цель контрольно-оценочной деятельности: развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, мотивировать ученика и его семью на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Задачи контрольно-оценочной деятельности:
- Изучение теоретических аспектов контрольно-оценочной деятельности учащихся
- Выявление технологических приемов и условий формирования контрольно-оценочных действий, организации КОД на уроке
- анализ результатов учебных достижений учителем, самим учеником и его родителем с фиксированием в "Тетради успеха"
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение, изучение существенной документации при данной тематике; изучение экспериментального опыта работы учителей по обозначенной проблематике.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение, смыслоообразование, моральноэтическая ориентация.
Основное содержание оценки в начальной школе строится на основе: сформированности внутренней позиции школьника; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; знания моральных норм и сформированности моральных этических суждений.
Способы оценочной деятельности
1 класс
1. На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.
2. Каждую неделю в «тетрадь успехов» (обычную ученическую тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
3. Каждый месяц, собирая «тетради успехов», учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.
4. Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить:
-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
-какой предмет интереснее других;
-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);
-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
-какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, в год)
Информация, содержащаяся в тетрадях успеха является открытой для ученика и для его родителей. Тетрадь позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся по отдельным предметам за неделю и давать необходимые рекомендации, при этом задерживаясь на том, что уже большинством учащихся освоено и не теряя из поля зрения то, что ещё требует проработки.
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
-ученик (совместно с родителями работает с «тетрадью успехов» и видит свои результаты);
-родители (совместно с детьми работают с «тетрадью успехов», знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка)
Используя тетради успеха учитель в течение года наблюдает динамику учебных достижений учащихся. Оценочная деятельность учителя, таким образом, связана с выделением целей учебного задания, определением требований к нему, формулировкой критериев оценки и последующим анализом результатов в соответствии с предусмотренными критериями.
Поэтому в последующих классах (2-4) оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
Критерии оценки:
Жёлтый квадрат- обязательное задание, которое так и не удалось сделать. (неудовлетворительно), возможность исправить!
Синий прямоугольник - частичное освоение (удовлетворительно), возможность исправить!
Красный треугольник - полное освоение (хорошо), близко к отлично, право изменить!
Зеленый кружок- полное освоение (отлично)
Оранжевый кружок -максимальный уровень (превосходно)
Заключение:
Трёхстороннее критериальное оценивание позволяет:
- привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;
- информировать родителей о содержании и результатах учебной деятельности учащихся;
- обеспечить со стороны родителей контроль и своевременную помощь ребенку при выполнении домашних заданий;
- развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;
- объективно оценивать учебные достижения школьников.
Список литературы:
1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005
2. Беспалова С.А. «Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности как одного из способов интеграции», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004
3. Богоявленская А.Е. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного оценивания», Москва, 2008 Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001
4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004
5. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления/ А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004
6. Золотова Т.Ю., Крылова С.В. «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке в системе развивающего обучения», Материалы международных педагогических чтений, 2009
7. Кочеткова Л.М. «Контрольно-оценочная деятельность в дидактической системе Л.В.Занкова», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009
8. Логинова О.Б. «Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности», 2009
9. Логинова О.А. «Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя в развивающем обучении», исследовательская работа, Мегион, 2009
10.Разова Н.Г. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников, III Международная научно-практическая конфер
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы оценочной деятельности »
МКУ "Мегино-Кангаласское управление образования"
МБОУ "Мельжехсинская СОШ"
Способы оценочной деятельности в первом классе
Выполнила: учителль начальных классов
Герасимова А.Н
Введение
Концепция модернизации Российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В рамках данной модели успешным и личностно состоявшимся человеком признается выпускник школы, который имеет адекватную самооценку. Так как ответственность за её формирование лежит, прежде всего, на школе (не снимая при этом ответственность с семьи и общества).
Актуальность: проблема изменения контрольно-оценочной деятельности в первом классе при переходе из ДОУ в ОУ, в связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Цель контрольно-оценочной деятельности: развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, мотивировать ученика и его семью на успех, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Задачи контрольно-оценочной деятельности:
- Изучение теоретических аспектов контрольно-оценочной деятельности учащихся
- Выявление технологических приемов и условий формирования контрольно-оценочных действий, организации КОД на уроке
- анализ результатов учебных достижений учителем, самим учеником и его родителем с фиксированием в "Тетради успеха"
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение, изучение существенной документации при данной тематике; изучение экспериментального опыта работы учителей по обозначенной проблематике.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение, смыслоообразование, моральноэтическая ориентация.
Основное содержание оценки в начальной школе строится на основе: сформированности внутренней позиции школьника; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; знания моральных норм и сформированности моральных этических суждений.
Способы оценочной деятельности
1 класс
На каждом уроке за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.
Каждую неделю в «тетрадь успехов» (обычную ученическую тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
Каждый месяц, собирая «тетради успехов», учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.
Периодически учителем совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.
В ходе анализа можно определить:
-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
-какой предмет интереснее других;
-какова результативность учебной деятельности учащегося (индивидуальный прогресс ученика);
-каково качество усвоения учащимися отдельных тем;
-какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
-каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период (месяц, четверть, в год)
Информация, содержащаяся в тетрадях успеха является открытой для ученика и для его родителей. Тетрадь позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся по отдельным предметам за неделю и давать необходимые рекомендации, при этом задерживаясь на том, что уже большинством учащихся освоено и не теряя из поля зрения то, что ещё требует проработки.
В 1 классе в процесс оценивания результатов учебной деятельности учащихся включаются:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
-ученик (совместно с родителями работает с «тетрадью успехов» и видит свои результаты);
-родители (совместно с детьми работают с «тетрадью успехов», знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка)
Используя тетради успеха учитель в течение года наблюдает динамику учебных достижений учащихся. Оценочная деятельность учителя, таким образом, связана с выделением целей учебного задания, определением требований к нему, формулировкой критериев оценки и последующим анализом результатов в соответствии с предусмотренными критериями.
Поэтому в последующих классах (2-4) оценочная деятельность осуществляется с привлечением всех трёх субъектов (учитель, ученик, родитель) учебного процесса на новом уровне.
Критерии оценки:
Жёлтый квадрат- обязательное задание, которое так и не удалось сделать. (неудовлетворительно), возможность исправить!
Синий прямоугольник - частичное освоение (удовлетворительно), возможность исправить!
Красный треугольник - полное освоение (хорошо), близко к отлично, право изменить!
Зеленый кружок- полное освоение (отлично)
Оранжевый кружок -максимальный уровень (превосходно)
Заключение:
Трёхстороннее критериальное оценивание позволяет:
- привлечь к процессу оценивания всех субъектов учебного процесса;
- информировать родителей о содержании и результатах учебной деятельности учащихся;
- обеспечить со стороны родителей контроль и своевременную помощь ребенку при выполнении домашних заданий;
- развивать у учащихся способность самоанализа и самооценки своей деятельности;
- объективно оценивать учебные достижения школьников.
2. Беспалова С.А. «Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности как одного из способов интеграции», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004
3. Богоявленская А.Е. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного оценивания», Москва, 2008 Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001
5. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления/ А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004
6. Золотова Т.Ю., Крылова С.В. «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке в системе развивающего обучения», Материалы международных педагогических чтений, 2009
7. Кочеткова Л.М. «Контрольно-оценочная деятельность в дидактической системе Л.В.Занкова», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009
8. Логинова О.Б. «Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности», 2009
9. Логинова О.А. «Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя в развивающем обучении», исследовательская работа, Мегион, 2009
10.Разова Н.Г. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников, III Международная научно-практическая конференция, 2011 11.Семенова Т.В. «Контрольно-оценочная деятельность учителя в образовательном процессе», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009