Просмотр содержимого документа
«Формирование и оценивание регулятивных УУД у обучающихся начальной школы»
Формирование и оценивание регулятивных УУДу обучающихся начальной школы
Литвинова Л.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 101»
Функция регулятивных УУД - организация обучающимся своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Регулятивные действия
Целе
Регулятивные действия
Целе
Целеполагание
Принятие цели
Зачем?
Где?
Для чего?
Приёмы принятия цели:
опора на личный жизненный опыт;
создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
моделирование цели урока, введение понятия «учебная задача»;
использование занимательного игрового материала;
постановка цели на длительный период.
Планирование-это
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
Приёмы планирования
обсуждение готового плана
решения учебной задачи;
работа с деформированным
планом решения учебной
задачи;
использование плана
с недостающими или
избыточными пунктами;
составление своего
плана решения учебной
задачи.
Оценка
Структура действия оценки:
1. Объект оценки
2. Критерий оценки
3. Сравнение объекта оценки с критерием оценки
4. Отображение в знаково-символической форме результата оценивания.
Уровни сформированности учебных действий
1. Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности
2. Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем.
3. Неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач.
4. Адекватный перенос учебных действий в сотрудничестве с учителем.
5. Самостоятельное построение учебных целей
6. Обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи
Показателями сформированности учебной деятельности в начальной школе
---понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
— умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
— форма выполнения учебных действий — материальная/ материализованная; речевая, умственная;
— степень развернутости (в полном составе операций или свернуто);
— самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
— различение способа и результата действий;
— умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
— адекватность и дифференцированность самооценки;
— умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха
Уровни развития контроля
Уровни
Показатели
1. Отсутствие контроля
сформированности
2. Контроль на
Ученик не контролирует учебные
Поведенческиеиндикаторы
действия, не замечает допущенных
уровне непроизвольного внимания
Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
3. Потенциальный
сформированности
Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
Ученик осознает правило контроля,
контроль на уровне
ошибок
Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно,
4. Актуальный
но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки.
5. Потенциальный
произвольного
В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не
в малознакомых действиях ошибки
контроль на
При выполнении действия ученик
6. Актуальный
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы
рефлексивный
внимания
ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок
допускает
Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи
уровне произвольного внимания
допускает чаще, чем в знакомых
рефлексивный
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы
другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать
контроль
Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям
контроль
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения