kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения.

 Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Функции самооценки:

  • Обучающая
  • Стимулирующая
  • Мотивационная
  • Воспитывающая и развивающая
  • Аналитическая

Три уровня самооценки:

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
      2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
     3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

Этапы  формирования  оценочной  самостоятельности:

I и II этапы -  1-2 класс

III этап– 3 класс  -  I полугодие  4 класса

IV этап -  II полугодие  4 класса -  I полугодие  5  класса

Виды самоконтроля:

1. Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)

2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)

3. Итоговый (контроль по результату)

Критериальное оценивание:

1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.

2. Работа сравнивается только с эталоном (образцом), а не с работами других.

3. Эталон известен учащимся заранее.

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»

Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.

Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100»

В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и  самооценку  своих действий.

В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.

В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.

Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания: максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.

Алгоритм самооценки:

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Мнения детей

Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки.  (Евтеева Анастасия)

Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов Кирилл)    

Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван)

Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл. (Коновалова Екатерина)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 154 Развитие навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников Лазовская Оксана Юрьевна учитель начальных классов г. Нижний Новгород 2015 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 154

Развитие навыков самооценки и самоконтроля у

младших школьников

Лазовская Оксана Юрьевна

учитель начальных классов

г. Нижний Новгород

2015 год

Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения.  Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.

Функции самооценки:

Функции самооценки:

  • Обучающая
  • Стимулирующая
  • Мотивационная
  • Воспитывающая и развивающая
  • Аналитическая

Три уровня самооценки:

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах. 2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах. 3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.  Этапы формирования оценочной самостоятельности: I и II этапы - 1-2 класс III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.

Этапы формирования оценочной самостоятельности:

I и II этапы - 1-2 класс

III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса

IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса

Виды самоконтроля: 1. Предварительный  (проверяет Уровень готовности к решению задачи) 2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы) 3. Итоговый (контроль по результату)

Виды самоконтроля:

1. Предварительный (проверяет

Уровень готовности к решению задачи)

2. Процессуальный (контроль в процессе

выполнения работы)

3. Итоговый (контроль по результату)

Критериальное оценивание:  1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.  2. Работа сравнивается только с эталоном  (образцом) , а не с работами других.  3. Эталон известен учащимся заранее.

Критериальное оценивание:

1. Оцениваться с помощью отметки может

только работа учащегося, а не его личность

и личные качества.

2. Работа сравнивается только с эталоном

(образцом) , а не с работами других.

3. Эталон известен учащимся заранее.

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: - отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов); - осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);

- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Способы выражения самооценки

Способы выражения самооценки

«Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки»

«Светофор» (трехцветный индикатор) - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.  - Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.  - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

«Светофор» (трехцветный индикатор)

- Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.

- Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь.

- Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!

«Говорящие рисунки» Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

«Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

«Лесенка успеха»

«Лесенка успеха»

«Карточка сомнений» + - «Я понял все»  «Не совсем усвоил, сомневаюсь» ? – «Не понял» + - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации   - ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;   ?  -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;  -   - ученик не знает материал и не справляется с заданием.

«Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»

  • «Не совсем усвоил, сомневаюсь»

? – «Не понял»

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

- ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

  ? -   ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

-   - ученик не знает материал и не справляется с заданием.

Оценочный лист У меня есть такой «ПЛЮС»

Оценочный лист

У меня есть такой «ПЛЮС»

Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности» Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.  Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»

Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.

Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100» В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и  самооценку  своих действий. В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности. В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик. Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания:  максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.

Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100»

В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и  самооценку  своих действий.

В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.

В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.

Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания: максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.

Алгоритм самооценки 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5 шаг. Каким умением пользовался? 6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Алгоритм самооценки

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?

Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Мнения детей Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки. (Евтеева Анастасия ) Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов Кирилл)  Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван) Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл.(Коновалова Екатерина)

Мнения детей

Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки. (Евтеева Анастасия )

Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов Кирилл)

Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван)

Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл.(Коновалова Екатерина)

Мониторинг самооценки 1 класс Низкая самооценка – 30% Адекватная самооценка – 25% Высокая самооценка – 50 % 2 класс Низкая самооценка – 20% Адекватная самооценка – 45% Высокая самооценка – 35% 3 класс Низкая самооценка – 15% Адекватная самооценка – 75% Высокая самооценка – 10%

Мониторинг самооценки

1 класс

Низкая самооценка – 30%

Адекватная самооценка – 25%

Высокая самооценка – 50 %

2 класс

Низкая самооценка – 20%

Адекватная самооценка – 45%

Высокая самооценка – 35%

3 класс

Низкая самооценка – 15%

Адекватная самооценка – 75%

Высокая самооценка – 10%

Спасибо за внимание Г.Нижний Новгород 2015 год

Спасибо за внимание

Г.Нижний Новгород

2015 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование регулятивных УУД: самоконтроль и самооценка"

Автор: Лазовская Оксана Юрьевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) ""Субъективная позиция школьника. Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(97) "subiektivnaia-pozitsiia-shkol-nika-razvitiie-samokontrolia-i-samootsienki-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "196511"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428062138"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Технологическая карта урока"
    ["seo_title"] => string(36) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_10"
    ["file_id"] => string(6) "462996"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521743887"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Решение уравнений. Подготовка к ОГЭ 9 класс""
    ["seo_title"] => string(43) "reshenie_uravnenii_podgotovka_k_oge_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "603514"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648432062"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка "Обобщение изученного по теме "Глагол". 5 класс. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-russkogho-iazyka-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-glaghol-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402563190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства