Самоконтроль - умение самостоятельно находить собственные ошибки, намечать пути их устранения.
Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Переход школьника к самооценке своих учебных действий непрост и нескор, особенно если у него накоплен опыт проживания в другом режиме, где все оценочные функции находились в руках взрослых людей: родителей, воспитателей, учителей.
Функции самооценки:
- Обучающая
- Стимулирующая
- Мотивационная
- Воспитывающая и развивающая
- Аналитическая
Три уровня самооценки:
1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение.
Этапы формирования оценочной самостоятельности:
I и II этапы - 1-2 класс
III этап– 3 класс - I полугодие 4 класса
IV этап - II полугодие 4 класса - I полугодие 5 класса
Виды самоконтроля:
1. Предварительный (проверяет уровень готовности к решению задачи)
2. Процессуальный (контроль в процессе выполнения работы)
3. Итоговый (контроль по результату)
Критериальное оценивание:
1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества.
2. Работа сравнивается только с эталоном (образцом), а не с работами других.
3. Эталон известен учащимся заранее.
Приемы формирования самооценки и самоконтроля в начальной школе
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:
- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);
- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.
Вместе с детьми создаются «Правила оценочной безопасности»
Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.
Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.
Новые подходы к оцениванию учебных достижений в образовательной системе «Школа 2100»
В предметной сфере это овладение знаниями о способах деятельности и умениями осуществлять деятельность по известным алгоритмам, осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий.
В сфере учебной деятельности -способность к самостоятельному овладению новыми видами деятельности.
В сфере эмоциональноценностных отношений - способность к осуществлению коммуникации учитель - ученик, ученик - ученик.
Уровни успешности в системе самоконтроля и оценивания: максимальный (сверх требований к школьнику), программный, необходимый.
Алгоритм самооценки:
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)?
Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Каким умением пользовался?
6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?
Мнения детей
Мне нравится оценивать саму себя и исправлять оценки. (Евтеева Анастасия)
Я за то, чтобы ставить оценки в пятибалльной системе. (Нагорнов Кирилл)
Мне нравится, что отметку я ставлю сам и задание выбираю сам. (Расторгуев Иван)
Мне нравится, что нас оценивают в баллах и можно исправить балл. (Коновалова Екатерина)