Проблемы формирования функциональной грамотности личности в образовании.
Проблемы формирования функциональной грамотности личности в образовании.
Колдасова Ляля Кабылбековна
учитель русского языка и литературы
общая средняя школа имениТ. ТажибаеваШардаринского района Южно-Казахстанской области
Русский язык и его роль в развитии функциональной
грамотности учащихся
Проблемы формирования функциональной грамотности личности в образовании, основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности играют большую роль в учебном процессе обучения русскому языку и литературе.
Функциональная грамотность, общеучебные умения, ключевые компетенции, универсальные учебные действия, образовательные технологии, технологическая компетентность учителя все эти ключевые слова необходимы для понимания и выявления методических подходов, к исследованию проблемы формирования функциональной грамотности школьников.
Учитель считает необходимым:
1) определить сущность и слагаемые функциональной грамотности
школьников;
2) проанализировать опыт решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявить основные его тенденции и принципы;
3) обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников.
Общая грамотность это усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащегося выступает, как «формирование умения учиться-компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением парадигмы образования.
Функциональная грамотность это связь между грамотностью, производительностью труда и социально-экономическим развитием в целом, такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. Велика роль русского языка в формировании и развитии функциональной грамотности школьников. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности школьников учитель использует «субъект субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
– проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини исследований, предусматривающих обязательную деятельность учителя включающего: своевременную информационную поддержку педагогической деятельности учителя; психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения; совместное (коллегиальное) обсуждение учебного процесса и результатов его профессиональной деятельности, которая способствуют развитию личности учащихся ориентирующихся в мире и действующих в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. На уроках русского языка учащиеся познают и учатся определённым качествам, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями. Ключевые компетенции это свойства и качества личности необходимые любому человеку.
Общеучебные умения подразделяются на четыре вида:
- организационные умения (самосовершенствование или регулятивные действия)
- интеллектуальные умения (учебно-познавательные или познавательные универсальные действия)
- оценочные умения (ценностно-смысловые или личностные действия)
- коммуникативные умения (общекультурные или коммуникативные действия)
Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Учитель выделяет четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе учебного процесса, при условии владения учителем методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих педагогических технологий.
Принципы организации этого процесса:
– процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения учителя и детей носят личностный характер;
– учебная программа должна быть взвешенной и учитываются индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
– учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
– учитель активно поддерживает исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Необходимые условия обучения на уроках русского языка:
– обучение носит деятельностный характер;
–учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
– используются продуктивные формы групповой работы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования функциональной грамотности личности в образовании. »
Колдасова Ляля Кабылбековна
учитель русского языка и литературы
общая средняя школа имениТ. ТажибаеваШардаринского района Южно-Казахстанской области
Русский язык и его роль в развитии функциональной
грамотности учащихся
Проблемы формирования функциональной грамотности личности в образовании, основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности играют большую роль в учебном процессе обучения русскому языку и литературе.
Функциональная грамотность, общеучебные умения, ключевые компетенции, универсальные учебные действия, образовательные технологии, технологическая компетентность учителя все эти ключевые слова необходимы для понимания и выявления методических подходов, к исследованию проблемы формирования функциональной грамотности школьников.
Учитель считает необходимым:
1) определить сущность и слагаемые функциональной грамотности
школьников;
2) проанализировать опыт решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявить основные его тенденции и принципы;
3) обозначить признаки и условия формирования функциональной грамотности школьников.
Общая грамотность это усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащегося выступает, как «формирование умения учиться-компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением парадигмы образования.
Функциональная грамотность это связь между грамотностью, производительностью труда и социально-экономическим развитием в целом, такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач. Велика роль русского языка в формировании и развитии функциональной грамотности школьников. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности школьников учитель использует «субъект субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
– проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини исследований, предусматривающих обязательную деятельность учителя включающего: своевременную информационную поддержку педагогической деятельности учителя; психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения; совместное (коллегиальное) обсуждение учебного процесса и результатов его профессиональной деятельности, которая способствуют развитию личности учащихся ориентирующихся в мире и действующих в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. На уроках русского языка учащиеся познают и учатся определённым качествам, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями. Ключевые компетенции это свойства и качества личности необходимые любому человеку.
Общеучебные умения подразделяются на четыре вида:
- организационные умения (самосовершенствование или регулятивные действия)
- интеллектуальные умения (учебно-познавательные или познавательные универсальные действия)
- оценочные умения (ценностно-смысловые или личностные действия)
- коммуникативные умения (общекультурные или коммуникативные действия)
Важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Учитель выделяет четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе учебного процесса, при условии владения учителем методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих педагогических технологий.
Принципы организации этого процесса:
– процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения учителя и детей носят личностный характер;
– учебная программа должна быть взвешенной и учитываются индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
– учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
– учитель активно поддерживает исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Необходимые условия обучения на уроках русского языка:
– обучение носит деятельностный характер;
–учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
– используются продуктивные формы групповой работы
Литература:
1. А.Г. Асмолов « Как проектировать универсальные учебные действия от действия к мысли»: пос. для учителя Москва; Просвещение, 2008г.
2. В. Хуторский« Компетенции в образовании» ; опыт проектирования Москва «ИНЭК» 2007 г.
3 . А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. «Качественное образование для всех» Москва Просвещение 2008 г.
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных шкВ работе любого учителя самоанализ урока должен занимать важное место. Самоанализ урока - инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Самоанализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. ольников. Использовались эффективные средства мотивации учащихся.
Всякая работа, претендующая на успешность, невозможна без последующего анализа, выявления просчетов и перспектив.
Что необходимо учитывать при выборе схемы самоанализа урока?
- современные критерии качества образованности учащихся
- владение умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности
- владение умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации.
Поэтому анализу и самоанализу урока было уделено соответствующее внимание.
Метод swot-анализа позволил определить приоритетные проблемы, резервы и пути решения проблемы (по развитию ключевых компетенций учащихся).
Вниманию участников была представлена система исследовательской работы по созданию проектов как одно из условий формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Обозначены пути успешного развития исследовательских навыков у учащихся (при создании проектов).
Вниманию были представлены мини-проекты учащихся.
Доклад на тему: «Развитие коммуникативной компетентности на уроках математики»
1. Введение.
Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
Достижение социальной компетентности обучающихся.
Гарантия прав граждан на качественное образование.
Формирование ключевых (базовых) компетенций.
Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Результатами обучения в школе должно стать овладение учащихся ключевыми компетентностями, способность к осознанному выбору профессии, приобретение навыков самообразования.
В течение ряда лет мною ведется работа по формированию ключевых компетентностей на уроках математики, и система, которая сложилась, в полной мере удовлетворяет всем требованиям компетентностного подхода и позволяет решить поставленные задачи в комплексе.
Основными противоречиями, которые способствовали осознанию необходимости поиска подходов к формированию компетентностей, являются противоречия:
- между необходимостью обществу в личностях, готовых практически решать задачи, встающие перед ними, жизненные и профессиональные проблемы, готовых включиться в дальнейшую жизнедеятельность и существующим уровнем готовности к жизни в социуме у выпускников школы;
-между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;
Ведущая идея Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан - это овладение каждым учащимся совокупностью коипетентностей, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личностной и общественной жизни. Сущность идеи Епишева О.Б. о технологии преподавания математики на основе деятельностного подхода опыта заключается в создании элементов системы по формированию базовых компетентностей учащихся на уроках математики, а также через дополнительное образование и внеклассную деятельность.
Актуальность изучения данного вопроса обусловлена веянием времени. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, стремление творчеству и умение решать нестандартные задачи становиться основой процесса, устойчивости и безопасности страны.
Выпускники школ Казахстана должны понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться изменившимся условиям в течение всей своей жизни. Традиционно цель школьного образования определялась набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенция» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образований.
Несмотря на то, что повышение качества образования и формирование компетентностей зависит от многих факторов, основным являются повышение педагогической компетентности педагога и создание условий по формированию у учащихся ключевых компетентностей - информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем (самоменеджмент).
Одним из приоритетов требований нового государственного образовательного стандарта 12-летнего образования становится формирование коммуникативной компетентности в организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Коммуникативная компетентность позволяет:
- использовать разнообразные средства устной и писменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;
- отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;
- выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;
- осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;
- строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.
Выделяются три уровня овладения компетентностями, соответствующие трем ступеням общего среднего образования ( приложение 1 ).
По завершению каждой ступени среднего общего образования учащийся должен демонстрировать владение указанным минимальным объемом видов деятельности, составляющих ключевые компетентности.
2. Значение коммуникативной компетентности обучающихся в образовательном процессе.
Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни
Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
В ее структуре выделяется следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
- содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
- более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
2.1 Технологии развития коммуникативной компетентности
Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе школы. Сегодня существуют лишь отдельные ее положения.
Основные субъекты: завуч, учителя и психолог, работающие во взаимодействии. Завуч организует работу по формированию ключевых компетентностей и обеспечению школьной адаптации.
Развитие коммуникативной компетентности школьника должно: включать в себя не только коррекционно-развивающую работу с учениками, но и просветительную с родителями и педагогами; согласованным образом осуществляться в процессе учебной, внеучебной деятельности и специально организованных занятий (например, "Уроки общения").
Этапы работы в рамках данной системы: 1) диагностический; 2) коррекционно-развивающий; 3) контрольный. Диагностический этап осуществляется педагогом и психологом. Педагог на основе наблюдений определяет уровень и особенности сформированности общения детей, психолог с помощью проективных методик – черты самовосприятия и самоотношения (уверенность, неуверенность, завышенную самооценку). Полученная информация используется для индивидуально-типологического подхода в процессе коррекционно-развивающей работы, проводимой психологом или педагогом, овладевшим необходимыми технологиями, либо совместно двумя специалистами. На заключительном этапе с помощью повторной диагностики определяется эффективность работы.
3. Развитие коммуникативных навыков как необходимое условие математической компетентности.
Содержание среднего образования РК с 12-летним сроком обучения ориентировано на овладение каждым учащимся совокупностью образовательных компетенций. Знания, умения и навыки (ЗУНы) не являются основной целью, а становятся лишь средством и базой для развития личности, формирования и развития образовательной компетентности, которую можно условно разделить на три группы: информационную, коммуникативную и индивидуально-личностную.
Кроме того, от школы требуется создать условия для развития творческой личности. Востребованной становится такая компетенция, как креативность, для которой характерна непредубежденность, преодоление стереотипов мышления и широта взглядов. Креативные люди создают окружающую среду, которая поощряет создание более эффективных способов деятельности, они осознают важность непрерывного обучения как залога для успешного творчества. В современных образовательных концепциях декларируется развитие творческой личности, но недостаточно разработаны пути практической реализации этой цели.
Творческое мышление - «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [1]. Таким образом, понятие "творческое мышление" охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также образных форм.
В практической деятельности даже сильные ученики, обладающие хорошим математическим мышлением и большим запасом знаний, оказываются не готовы работать в новых для себя ситуациях, далеко не всегда способны применить имеющиеся знания и навыки при решении нестандартных задач как на уроках, так и в жизни. Это происходит потому, что у учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики самоцелью видит освоение ЗУНов (знаний, умений, навыков) и не предполагает выход «за его пределы» - качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности. На Первом Съезде учителей математики Республики Казахстан в г. Астана, 11-12 мая 2011 года было представлено два подхода к определению математической компетентности: «1. Математическая компетентность – это способность использовать математические знания как ресурс для эффективного разрешения проблемы. 2. Математическая компетентность - наиболее общие математические знания и умения». Я буду оперировать первым значением.
Мы живем в мире информации. Чтобы быть успешным, необходимо уметь работать с информацией, воспринимать ее, обрабатывать и уметь передавать. Кроме того, школа должна учить ребенка общению, умению дискутировать. Поэтому параллельно с формированием ЗУНов и способов учебных действий (СУД) в школьном курсе изучения математики должна идти работа над формированием и развитием коммуникативной компетентности. Сформированность этих блоков (ЗУН и СУД, коммуникативная компетентность) позволит говорить о наличии математической компетентности.
Таким образом, развитие и формирование коммуникативной компетентности является необходимым условием формирования математической компетентности. Поэтому в 5-6 классах на уроках математики необходимо большое количество времени уделять становлению коммуникативных навыков.
Для реализации этой цели можно использовать представленные ниже методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
4. Методические приемы по формированию и развитию коммуникативной компетентности.
1. Развитие письменной речи.
1.1. Индивидуальный пакет заданий.
Для каждого ученика готовится пакет заданий, которые выполняются только письменно. После проверки учитель возвращает пакет ученику со своими письменными комментариями по решениям. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником. Каждый учащийся работает в наиболее комфортном для себя режиме.
При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.
1.2. Создание художественных текстов на математические темы.
Вместо традиционного домашнего задания, выдается творческое задание (как правило, на каникулы). Необходимо создать сказку (можно в стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.
Кроме формирования письменного коммуникативного навыка – рассказать читателю в интересной форме о математическом правиле - этот прием способствует представлению математической картины мира в образах. Вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу.
1.3. Обязательное обоснование.
При проверке любой письменной работы (домашних, самостоятельных, контрольных) не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.
2. Устная речь
2.1. Устные доклады.
Решения задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик» по правилам «математических боев». При этом общение у доски идет на «Вы», не допускается критиковать оппонента, критиковать можно только его решение. По просьбе докладчика оппонент повторяет или уточняет свои вопросы. Докладчик должен доказать каждое сформулированное им промежуточное утверждение либо сослаться на него, если оно общеизвестно. Докладчик обязан стремиться к ясности изложения, в частности, повторять по просьбе оппонента любую часть своего решения.
Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.
2.2. Деловая игра «Ученик» - «учитель»
Работа в малых группах кроме индивидуализации процесса образования решает еще вопросы формирования коммуникативной компетентности. Группы могут быть составлены учителем, могут быть сформированы учениками в зависимости от преследуемых целей. Один из возможных приемов – отработка нового материала в малых группах. Группа получает задания, решения сдаются устно. Если группа считает, что готова сдать задание, то к ним подходит учитель или консультант, который называет представителя группы, который будет устно презентовать решение группы. То есть, решение задач докладывает не тот, кто его получил, а тот, на кого укажет учитель. Если решение кем-нибудь получено, он должен суметь объяснить его всем членам своей группы.
В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию, воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть способами совместной деятельности в группе. Каждый учащийся может выступить как в роли ученика, так и в роли учителя.
2.3. Поток вопросов
Суть приема заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После решения задачи обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьников сформулировать интересующий его вопрос. Если вопросов от учащихся не последовало, то учитель сам задает вопросы, стимулируя учащихся к обобщению полученного результата или, напротив, актуализируя интересный частный случай.
Одно из возможных заданий: придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика.
2.4. Публичные выступления
В работе с учащимися у доски важно не ставить плохие оценки, чтобы не формировался страх перед публичными выступлениями, а поощрять инициативу выхода к доске. В процессе публичного представления результатов своей работы учащиеся овладевают основами риторики, учатся выступать с устным сообщением, овладевают видами речевой деятельности. При этом они могут выступить в роли докладчика, учителя, оратора.
2.5. «Эксперт»
Система работы над развитием коммуникативных способностей предполагает привлечение старшеклассников для контрольно-оценочной деятельности. Чтобы принять зачет у школьника младшего возраста, важно владеть способами взаимодействия с окружающими, разными видами речевой деятельности. Каждый участник зачета учится как передавать, так и воспринимать информацию, обучается приемам действий в ситуациях общения. Учащиеся могут выступать в роли эксперта, слушателя, оппонента.
Описанные методические приемы формирования и развития коммуникативной компетентности представляют систему, которая обеспечивает качественный прорыв учащихся в области развития интеллектуального мышления.
5. Заключение.
Хорошо развитая устная и письменная речь учеников качественно отличает их от сверстников: они любопытны, пытливы, педантичны к прочитанному и услышанному. Коммуникативная компетентность современных подростков также проявляется и в свободном владении ими информационными технологиями. Ребята могут участвовать в мероприятиях дистанционного характера, которые проводятся с помощью информационных технологий. Таким образом, процесс формирования интеллектуально-творческого мышления становится более интенсивным и качественным.
Если параллельно с формированием и развитием коммуникативных навыков идет работа над становлением устойчивой мотивации к предмету, способов учебных действий, то можно говорить об эффективном процессе формирования математической компетентности.
Список литературы.
1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2008
2. Сборник материалов Первого Съезда учителей математики Республики Казахстан г. Астана, 2011
3. Жунусова М.Р. Развитие профессиональных компетентностей учителей предметников естественно-математического направления. Мануал. Караганда, 2008
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996
5. Журнал "Управление начальной школой" № 3, 2009 года
6. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М., «Просвещение», 2003.
Содержание.
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках математики
Коняева Галина Егоровна, учитель математики
Разделы: Преподавание математики
Формирование у учащихся ключевых компетентностей – одна из основных задач современного образования.
Компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности , ценности и т.д.
Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д.
Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Т.е. компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования.
Как при обучении математики сформировать ключевые компетенции?
Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:
ситуация неожиданности;
ситуация конфликта;
ситуация несоответствия;
ситуация неопределенности;
ситуация предположения;
ситуация выбора.
В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Но как показывают итоги исследований PISA , выявляются характерные недочеты математической подготовки российских школьников. К ним относятся недостаточное усвоение ряда тем, имеющих широкое практическое применение: отношение чисел, пропорциональные величины, решение задач на проценты, определение периметров и площадей фигур, оценка и прикидка результатов, чтение графиков реальных зависимостей. Именно умение решать большинство из этих практических задач будет проверяется с 2010 года на ЕГЭ.
Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей является использование на уроках специальных компетентностно-ориентированных задач.
Если на уроках математики систематически использовать компетентностно-ориентированные задачи , то это будет способствовать формированию ключевых компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся.
“Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
– распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
– формулировать эти проблемы на языке математики;
– решать эти проблемы, используя математические знания и методы;
– анализировать использованные методы решения;
– интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
– формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы”.
На уроках математики необходимо формировать такие компетенции:
информационная;
коммуникативная;
исследовательская;
готовность к самообразованию.
Для формирования информационной компетентности можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую (словесную) форму; если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность и др.
Примеры:
1) 9-й класс (алгебра) Продолжить числовую последовательность: 1; 3; 5; 7; 9;… задать ее следующими способами:
– Формулой n-го члена;
– Таблицей;
– Графиком;
– Словесным описанием.
Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление первичной обработки информации.
2) 8-й класс (алгебра) Составьте текст задачи, которую можно решить с помощью данного уравнения, и решите ее:
Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, осуществление вторичной обработки информации
3) 7, 8-й класс (алгебра.) На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру воздуха 22 января.
4) На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Екатеринбурге (Свердловске) за каждый месяц 1973 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 1973 году.
5) 5-й класс (математика). Дана схема дорог между селами A, B, C, D, M и известны расстояния между ними:
AM = 7км, AB = 4км, BC = 9км, CD = 6км, DM = 7км, BM = 5км, BD = 13км, AD = 10км, CM = 11км, AC = 6км. В селе А находится почта. Почтальон должен развозить почту во все села. Необходимо выбрать кратчайший путь для него.
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.
Примеры:
1) При изучении темы “Применение подобия треугольников” (8-й класс) трем группам предлагается решить задачу одним из способов:
Определить высоту предмета:
а) С помощью вращающейся планки.
б) С помощью тени.
в) С помощью зеркала.
Для формирования исследовательской компетентности учащимся можно предложить задания, в которых необходимо исследовать все возможные варианты и сделать определенный вывод.
1) Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.
Тарифный план Абонентская плата Плата за 1 минуту разговора
1. Повременный 135 р. в месяц 0,3 р.
2. Комбинированный 255 р. за 450 минут в месяц 0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц.
3. Безлимитный 380 р. 0 р.
Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.
2) Строительной фирме нужно приобрести 75 кубометров пенобетона у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей придется заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?
Поставщик Стоимость пенобетона
(руб. за м3) Стоимость доставки (руб.) Дополнительные
условия
A 2650 4500
Б 2700 5500 При заказе на сумму больше 150000 руб. доставка бесплатно
В 2680 3500 При заказе более 80 м3 доставка бесплатно
Или задачи, в которых необходимо проанализировать предложенную ситуацию, поставить цель, спланировать результат, разработать алгоритм решения задачи, проанализировать результат:
– учебный эксперимент;
– практические работы;
– домашнее задание поисковой направленности;
– интерактивные занятия;
– задачи исследовательского характера.
Для формирования готовности к самообразованию учащимся необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторый теоретический материал, составить задачу , формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации, а именно:
– использовать доклады, короткие сообщения учащихся по теме;
– работать со справочниками;
– использовать Интернет-ресурсы;
– подготавливать презентации.
При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.
Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения;
Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала:
– прикладной характер содержания темы;
– содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;
– местный материал;
– содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях);
– содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков;
– содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.
Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.
Пример: урок геометрии в 8-м классе по теме “Площади многоугольников”, с использованием проектного метода.
Проблема: необходимо разбить клумбы для цветов около школы в форме параллелограмма, трапеции, треугольника. Сделать необходимые расчеты. Выход на проблему: необходимо знать площади данных фигур.
Работа в группах по выводу формул площади параллелограмма, треугольника, трапеции. При затруднении – обращение к учебнику.
Выполнение расчетов для разбивки клумб, решение практических задач.
Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока
Этапы урока
ЦельРезультативность
Виды деятельности
Проверка домашнего задания
Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников
Результативность: формирование познавательной компетентности
1. Рецензирование ответов
(домашнего задания)
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
2. Математический диктант, тест, с/р
(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)
Изучение нового материала
Цель: учить исследовательской работе
Результативность: формирование исследовательской компетентности
Доказательство теорем
Вывод формул, правил
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения
Результативность: формирование информационной компетентности
Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний
Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей
Экспериментальная работа
Практическая работа
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков
Цель: изучить свойства, правила…
Результативность: формирование познавательной компетентности
С/ р частично-поискового, исследовательского характера;
Компетентностно-ориентированные задания
Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания
Результативность: формирование компетентности саморазвития
Исследование различных видов памяти
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать
Результативность: формирование познавательной компетентности
Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы, КСО
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы
Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности
Решение задач несколькими способами
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы
Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей
Работа с учебником
(учебная практическая работа)
Творческая работа
Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты
Результативность: формирование исследовательской компетентности
Создание проектов
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера
Результативность: формирование самообразовательной, информационной, коммуникативной компетентностей
Компетентностно-ориентированные задания
Контроль
Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться
Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности
Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, синквейна, работа в группах со взаимной оценкой
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать
Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности
Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя);
Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки
Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности
Разноуровневые задачи;
Задачи исследовательского характера
Творческие задания
Таким образом, применение деятельностных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей учащихся.
Мастер-класс «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся»
Поделиться…
азбука.kz - 11.02.2014 - 11:56
Ульянич Елена Васильевна, учитель математики, первая квалификационная категория высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного» Костанайской области
Форма проведения: практическое занятие
Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.
Задачи мастер-класса:
показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития функциональной грамотности учащихся;
способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;
содействовать профессиональному общению;
вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование: задания для проведения практического части, доска магнитная, книжная полка
Ход
1. Вступление
Учитель: Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики для развития функциональной грамотности учащихся».
2. Основная часть мастер-класса
Учитель: Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
Как показывает практика, одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Проведение практических занятий
Учитель: Уважаемые коллеги, предлагаю ответить на вопрос «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностностно-ориентированных заданий?»
Практическое занятие № 1
Работа в группе по методике «1-2-все вместе».
ЗАДАНИЕ. Обсуждение вопроса: «Какие сложности в вашей работе возникают при составлении компетентностно-ориентированных заданий?»
(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).
Выслушиваются ответы участников
Учитель: Работа над составлением таких заданий предполагает знание признаков компетентностно-ориентированного задания, структуры компетентностно- ориентированного задания и требований к ним.
Практическое занятие № 2
Работа в малых группах по методике «Диалог»
Учитель: Предлагаю выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ. Выберите из предложенных задач те, которые, по Вашему мнению, являются компетентностно-ориентированными?
Задача № 1.
Тема «Действия с десятичными дробями».
Задача.
Одним из важных компонентов для поддержания нашего организма в тонусе является употребление необходимого количества витаминов и минералов. В весенний период чувствуется ослабленность иммунитета. Дефицит железа приводит к серьезным последствиям: замедлению развития моторики, нарушению координации, замедлению речевого развития, а также недостаток железа в организме приводит к развитию анемии.
В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая каша(200 гр.) с котлетой (100 гр.) и салат из цветной капусты (100 гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр.) с салатом из свеклы с черносливом (100 гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо? (необходимый справочный материал предлагается)
Задача № 2
Тема «Наибольший общий делитель».
Задача.
Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить?
Учитель: А почему задача № 2 не является компетентностно-ориентированным заданием?
Работа в группе по методике «1-2-все вместе».
Выслушиваются ответы участников
Практическое занятие № 3
Учитель: Предлагаю вашему вниманию задачу по теме «Действия с натуральными числами».
ЗАДАНИЕ. По предложенному компетентностно- ориентированному заданию определите в данной задаче стимул, задачную формулировку, источник информации, инструмент проверки.
Задача.
Тема «Нахождение процентов от числа».
Елена Ивановна регулярно приобретая обувь своему сыну сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ECCO» .
На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ECCO» в торговом центре «МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 тг предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ECCO» от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки.
(Каждый участник группы продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса, после чего группа озвучивает ответ на поставленный вопрос).
Выслушиваются ответы
Практическое занятие № 4
Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания.
Задание.
Попробуйте составить задачную формулировку составить к компетентностно-ориентированному заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов : книга, книжная полка.
(Участники обсуждают, предлагают, высказывать как можно большее количество вариантов решения вопроса. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Высказывают свой ответ)
Выслушиваются ответы
Учитель: Действительно, предложенная Вами задача, является компетентностно- ориентированным заданием. Задания, такого характера вызывают у ребят, обучающихся в экспериментальных классах большой интерес, поэтому с большим желанием составляют такие задания. Предлагаю задачные формулировки, которые составили ребята
(задачи, составленные учащимися).
Задача № 1
Мама купила собрания сочинений Ч.Айтматова, состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?
Задача № 2
В связи с переездом на новую квартиру необходимо упаковать книги с книжной полки в коробку. Какого размера нужно взять коробку, чтобы перевезти эти книги?
3. Подведение итогов мастер-класса
Учитель: При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне меняются соотношения «педагог — обучающийся»: ученик определяет цель деятельности- педагог помогает ему в этом, ученик открывает новые знания- педагог рекомендует источник знаний, ученик выбирает — педагог содействует, обучающийся активен — педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентно- ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции учащихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения.
Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит нам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике.
1) Собственная деятельность в мастерской 2) Ценность данных заданий для школьника 3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта) 4) Удовлетворение от работы
С помощью цветной фишки оцените работу (красная — 5б, синяя — 4б, зеленая — 3б).
Учитель: Оцените, коллеги, результаты совместной работы.
(Участники проводят оценивание)
Приложение
Смотреть в формате PDF
Литература
1. Республиканский журнал «12-летнее образование» № 6, № 8 2010 г, 2011г; 2. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. — 1999. — № 2. — С.26-29; 3. «Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»; 4. Нарикбаева Л.М., Калиева С.И. Подготовка будущего учителя к работе с одаренными детьми: Методическое пособие. — Алматы: Изд-во АГУ им. Абая, 2001. — 45 с; 5. Педагогический журнал Казахстана «Коллеги» «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности школьников» (collegy.ucoz.ru); 6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. —2004 г. — № 5; 7. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч.-2008.-№ 1; 8. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009 год.