Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников
В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников»
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников
Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование функционально грамотной личности.
В начальной школе основной линией развития является умение грамматически и эффективно пользоваться русским языком в устной и письменной речи. Наличие функциональной грамотности по русскому языку предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Русский язык является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Формированию грамотности способствуют несколько факторов.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Приёмы, активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».
Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными.
Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приёмы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе спрашиваю детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:
- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (Приём «Удивляй»). Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.
Приём «проблемная ситуация».
Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чём дети не знают). Ребята получают задание:
Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?
Приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твёрдым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?
Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приёмов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
2. Приёмы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть, например, задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.), приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами.
Алгоритм (схема последовательности действий) - один из самых эффективных приёмов, который организует мыслительную и практическую деятельность ребенка, в том числе самоконтроль. Актуален приём как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.
«Опорный конспект» – это лаконичное изложение информации с использованием символов, условных знаков, расположенных с учётом логики рассуждений.
Наиболее эффективно использование опорного конспекта, если учитель применяет модульное обучение, например, при изучении частей речи. Работа с опорным конспектом зависит от задач, которые необходимо реализовать на уроке. На первом уроке модуля дети «вычитывают» информацию. Здесь может использоваться приём «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остаётся загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с ещё не изученным материалом.
3. Приёмы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приёмов.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Проговаривание так, как надо писать.
Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Приём «Ошибкоопасное место».
Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зелёным цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать её тип.
Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.
Важным элементом в формировании грамотного письма является работа над ошибками. Работе над ошибками может предшествовать рефлексивный приём «Цветные поля», который показывает степень комфортности ребёнка, с одной стороны, и его самооценку, с другой. Например, красный – означает «Исправьте, пожалуйста, мои ошибки». Синий – «Выделите, пожалуйста, допущенные ошибки, а я сам исправлю». Зелёный – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, а я сам найду и исправлю».
Приём «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
В этом тексте 22 ошибки!
Унасжывёт кот семён.он добрый и оченпушыстый. Сам он весь чорный а ушы у невобелинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласкихитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улецеево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа.
Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока и даже в домашней работе. Например, при реализации практической цели – создание дидактического материала по теме урока.
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. 2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества. 3.Учите детей учиться. 4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. 5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. 6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении. Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Однако знание приёмов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приёмы не будут использоваться в системе.