Просмотр содержимого документа
«Эвристическая беседа как метод поисковой деятельности младших школьников»
Эвристическая беседакак метод поисковой деятельности младших школьников
Болотина
Александра Николаевна
учитель начальных классов СШ № 5
Специалист высшей квалификационной категории
Учитель-методист
Мариуполь, 2023
Актуальность
Урок есть открытие истины, поиск истины, осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
Ученик в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в «роли» цели и никогда не выступая в «роли» средства
Эвристическая беседа
вопросно – ответная форма обучения
Раскрытие пути поиска решения или доказательства истинности решения
Стимулирование поиска
Формирование умения учащихся строить систему рассуждений
Текущий контроль
Типы эвристических бесед
Вводная ( при актуализации опорных знаний)
Сообщающая
При изучении свойств объекта познания, частных закономерностей, отдельных явлений
При разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений
При анализе картины, схемы, иллюстраций документа
При коллективном сопоставлении событий, фактов, явлений
Заключительная ( с целью закрепления либо перехода к новому материалу, когда он является частным случаем уже изученного)
Вопросы
Обычная беседа
Эвристическая
Какое сейчас время года?
Почему в парке стало светлее?
Как называется это явление?
Какие деревья остались зелеными?
У какого дерева листья пожелтели первыми?
Как повлияли изменения в неживой природе на жизнь насекомых и птиц?
Как вы думаете, отчего лужайки стали такими красивыми?
Почему эти цветы названы таким красивым словом – одуванчик?
Как выглядят одуванчики на наших лужайках?
Почему на пригорке у этих цветов образовались семена, а под елью ещё бутоны?
Как вы думаете, где же раньше пробуждаются весной другие растения?
Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы.Н.Е Щуркова
Эвристическая беседа
преимущества
недостатки
способствует усилению интеллектуальной активности
развитие мышления
глубокое понимание изучаемого материала
практическое использование навыков словообразования
активизирует словарный запас
развивает познавательную активность
в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину
требует большей затраты времени, чем при сообщении готовых знаний
сказываются индивидуальные различия учащихся. Многие из них не успевают решать поставленные проблемы
активны лишь отдельные более подготовленные ученики, остальные пассивны
много времени забирает на уроке
Проблемное обучение
Проблемное изложение
исследовательский
Частично – поисковый (эвристический)
Математика. 2 класс. На доске запись:
2+5×3=172+5×3=21
Вы удивлены? Почему?
Примеры одинаковые, а ответы разные.
Давайте подумаем, почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
(Выслушав разные мнения детей,
учитель подводит детей к теме урока)
Нарушен порядок действий
Математика. 3 класс. Проблемная ситуация, возникшая с «затруднением»
На доске дан ряд чисел7,6,1,8,17,10,25,4,12,15
Что это за числа?
Выпишите в первый столбик однозначные и умножьте на 7 (дети легко справляются с заданием).
Теперь во второй столбик выпишите двузначные и тоже умножьте на 7 (дети испытывают затруднения).
Вы смогли выполнить мое задание?
Почему же это задание не получилось?
Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).
Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
Правильно. Тема сегодняшнего урока «Умножение двузначного числа на однозначное»
Сравнительная характеристика
Эвристическая беседа
Для обучения более универсальна и применима во всех школьных предметах
Объектами поисковой познавательной деятельности являются не только проблемы и задачи, но и сами ученики, их личностный потенциал
Приводит к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях незнания истины
Создание проблемной ситуации
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний
Выдвижение специальных познавательных задач
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставление фактов, явлений, теорий
Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций
Варьирование, переформулировка задач и вопросов
«…Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»