Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
Эффективные формы и методы работыс родителями обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья
Марьина Л.Ш.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 22 – ЦО»
“ Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, также как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога.” Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
Из книги Ш. Амонашвили
“Спешите, дети, будем учиться летать!”
“ Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, также как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога.”
Родители детей с ОВЗ
сталкиваются с рядом проблем:
изолированность родителей от родительской общественности,
отсутствие контакта ребенка с одноклассниками;
отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями»
Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
Изолированность родителей от родительской общественности, от контакта ребенка с одноклассниками;
отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
. В нашем обществе инвалиду трудно войти в социум, а социуму трудно принять инвалида.
страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
Эффективностьвоспитания ребенка с ОВЗ напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуютшколаисемья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
Изолированность от родительской общественности, от контакта с одноклассниками;
отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
нахождение наедине с проблемами своего ребёнка.
Источники шаблонов и картинок:
Главная цель в работе педагога
с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной
адаптации семьи,
мобилизовать ее возможности
Якушевская Юлия Сергеевна МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» города Омска Учитель информатики Сайт конкурса http://pedsovet.su
При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Шк. Пресс, 1994. - 416 с.
2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семья и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т.: Медицина, 1985. – 55 с.
3. Дульнев Г.М. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
4. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – 5-6 с.
5. Красовская Л.Г. Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся // Дефектология, 1986.- № 2.-с.68-76.
6. Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984.- 176 с.
7. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 1967. – 64 с.
8. Синева Л. А. учитель математики Основные направления и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Статья. Сайт festival.1september.ru/articles/507417
Специфические обязанности педагогов школы
по отношению к родителям детей с ОВЗ:
вселять уверенность в родителях, что совместными усилиями обучение и воспитание их детей будет иметь успех;
поддерживать родителей их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с ОВЗ;
создавать комфортные условия для включения родителей в деятельность родительской общественности класса, школы;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
Основные принципы организации работы
учителя с родителями детей с ОВЗ:
1 ) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставиться разные задачи,
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
5) взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями»
Эффективностьвоспитания ребенка с ОВЗ напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуютшколаисемья.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основные направления сотрудничествапедагогов с родителями детей с ОВЗ
Участие родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;
в управлении
( дни открытых дверей;
конференции;
учебно-воспитательным процессом
индивидуальные и тематические консультации;
дни творчества детей
родительские собрания и другие)
(участие родителей в работе совета школы;
и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
участие родителей в работе родительского комитета;
участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
шефская помощь)
Формы связи школы и семьи
Групповые
Индивидуальные
Коллективные
Индивидуальные формы
анкетирование
посещение на дому
индивидуальные консультации педагога с родителями класса и детей с ОВЗ ( в т.ч. он-лайн)
проведение совместных занятий -ребенок, педагог, родитель
демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий, праздников в школе
домашнее видео как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях
переписка
Правила посещения обучающегося
на дому:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Групповые и коллективныеформы
родительский лекторий
практикумы
тематические консультации
классные детские мероприятия
совместные досуговые мероприятия
обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ
классные, общешкольные родительские собрания
родительские собрания совместно с детьми
совместное участие в конкурсах, олимпиадах
дни открытых дверей
концерты
выставки - галереи творческих работ
совместные спортивные мероприятия
интернет-форумы, интернет-проекты
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Восемь принципов
инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2. Каждый человек способен чувствовать и думать.3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».
(Антон Семёнович Макаренко)
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»