Одной из важнейших задач начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».[1] Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ предполагает, что ребенок с различными видами отклоняющегося развития может быть адаптирован в образовательной среде ДОУ или школы. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
Образовательная программа школы в современных условиях включает в себя программу коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
Целью программы является реализация системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы. Задачи программы:
выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
В МАОУ СОШ №11 создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники (медицинская сестра, врач МЛПУ «Городская больница №4»).
Основными направлениями психолого-медико-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода обучения являются:
Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
Содержание мероприятий психолого-медико-педагогического сопровождения должно обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы. Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). На заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется комплексное обследование ребенка. По результатам обследования составляется план корреционно-развивающей работы, осуществляется выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы. Учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает для обучающегося с ОВЗ план индивидуальной траектории преодоления трудностей в освоении образовательной программы. Это может быть план индивидуальной траектории преодоления трудностей при изучении математики, русского языка (других учебных предметов). В качестве примера приводим план индивидуальной траектории преодоления трудностей в формировании УУД.
План индивидуальной траектории преодоления
трудностей в формировании УУД ученика______________
Общая характеристика трудности. Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма деятельности в ходе решения учебной задачи.
Причины трудности: не сформировано умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
План мероприятий по преодолению трудностей в формировании УУД.
Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
Обсуждение с учеником задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
Реализация плана индивидуальной траектории преодоления трудностей направлена на постепенное увеличение меры самостоятельности ученика, подчинение деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
В МАОУ СОШ №11 созданы условия для включения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников с ОВЗ выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Специфика организации социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Педагоги школы повышают свою профессиональную квалификацию в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 годы, проект «Разработка и реализация программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников на базе стажировочных площадок по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Список использованной литературы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/ob-obrazovanii-text.html (дата обращения 24.09.2013)
ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)
Положение «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области». (Приложение №1 к приказу управления образования и науки Тамбовской области от 04.05.09 № 1167) / Официальный сайт управления образования и науки Тамбовской области. URL: http://obraz.tambov.gov.ru/789415/26/html (дата обращения 24.09.2013)
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Официальный сайт ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация. URL: http://opmpk.68edu.ru (дата обращения 24.09.2013)
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. / Материалы международной научно-практической конференции - 2011/Официальный сайт Института проблем инклюзивного образования. URL: http://www.inclusive-edu.ru/materials/ (дата обращения 24.09.2013)
[1] ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одной из важнейших задач начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».1Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ предполагает, что ребенок с различными видами отклоняющегося развития может быть адаптирован в образовательной среде ДОУ или школы. Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.
Образовательная программа школы в современных условиях включает в себя программу коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
Целью программы является реализация системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы. Задачи программы:
выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
В МАОУ СОШ №11 создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники (медицинская сестра, врач МЛПУ «Городская больница №4»).
Основными направлениями психолого-медико-педагогическое сопровождения детей с ОВЗ в течение всего периода обучения являются:
Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
Содержание мероприятий психолого-медико-педагогического сопровождения должно обеспечивать удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы. Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). На заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется комплексное обследование ребенка. По результатам обследования составляется план корреционно-развивающей работы, осуществляется выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы. Учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает для обучающегося с ОВЗ план индивидуальной траектории преодоления трудностей в освоении образовательной программы. Это может быть план индивидуальной траектории преодоления трудностей при изучении математики, русского языка (других учебных предметов). В качестве примера приводим план индивидуальной траектории преодоления трудностей в формировании УУД.
План индивидуальной траектории преодоления
трудностей в формировании УУД ученика______________
Общая характеристика трудности. Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма деятельности в ходе решения учебной задачи.
Причины трудности: не сформировано умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
План мероприятий по преодолению трудностей в формировании УУД.
Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
Обсуждение с учеником задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.
Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.
Реализация плана индивидуальной траектории преодоления трудностей направлена на постепенное увеличение меры самостоятельности ученика, подчинение деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
В МАОУ СОШ №11 созданы условия для включения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников с ОВЗ выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др. Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Специфика организации социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. В связи с этим в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Педагоги школы повышают свою профессиональную квалификацию в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 годы, проект «Разработка и реализация программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников на базе стажировочных площадок по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
Список использованной литературы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/ob-obrazovanii-text.html (дата обращения 24.09.2013)
ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)
Положение «Об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области». (Приложение №1 к приказу управления образования и науки Тамбовской области от 04.05.09 № 1167) / Официальный сайт управления образования и науки Тамбовской области. URL: http://obraz.tambov.gov.ru/789415/26/html (дата обращения 24.09.2013)
Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Официальный сайт ТОГБУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация. URL: http://opmpk.68edu.ru (дата обращения 24.09.2013)
Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. / Материалы международной научно-практической конференции - 2011/Официальный сайт Института проблем инклюзивного образования. URL: http://www.inclusive-edu.ru/materials/ (дата обращения 24.09.2013)
1 ФГОС НОО. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009. №373) / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/234576/16/html (дата обращения 24.09.2013)