Просмотр содержимого документа
«Диагностика адаптации первоклассников.»
Диагностика адаптации первоклассниковк школе.
Презентацию подготовила Ключникова О.Н.,
учитель начальных классов
Адаптация к школе– это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживаети осознаёт по-своему.
Адаптация к школе:
физиологическая;
социально-психологическая.
Физиологическая адаптация
Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
В сентябре многие первоклассники болеют.
Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.
Социально-психологическая адаптация.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны,
приветливы, с желанием и
без видимого напряжения
выполняют школьные обязанности.
Вторая группа детейпроходит более длительную адаптацию : дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками, не реагируют на замечания учителя, а их реакция — слезы, обиды. Эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа— дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители, их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Этапы проведения диагностики:
Наблюдение.
Обследование.
Составление индивидуальных заключений.
Ознакомление участников с результатами диагностики.
Составление индивидуальных программ работы с детьми.
Реализация индивидуальных программ.
Повторная диагностика.
Заключительный этап.
Наблюдение.
Тест «Домики»
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
по методике Н.Г. Лускановой.
1.Тебе нравится в школе?
2.Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома?
4.Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
9.У тебя в классе много друзей?
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
Методика «Лесенка»
Методика «Хорошее-плохое»
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.Фамилия, имя ребёнка _______________________________________1. Охотно ли ребёнок идёт в школу:2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок:3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи:4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями:5. Каков преобладающий характер этих впечатлений:6. Сколько времени в среднем Ваш ребёнок тратит на выполнение домашних заданий?7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий:8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе:9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки:10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них:11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения:12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом.13. Каковы впечатления Вашего ребёнка о занятиях в школе дополнительного образования.
Другие методики:Методика «Определение мотивов учения».Методика «Составление рассказа по картинке».Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».Тест Тулуз-Пьерона.Методика «Градусник».Методика «Краски».Методика «Солнце, тучка, дождик».
Психолого-педагогическое сопровождениеадаптации ребёнка к школе.
Первый этап - информационно-ориентировочный
II. Второй этап – организационно-просветительская работа с родителями.
III. Третий этап - изучение психологического развития детей и их готовности к школьному обучению.