Статья "Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников"
Статья "Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников"
Данная статья предназначена для учителей первоклассников. Рассматриваются задачи сопровождения адаптации, диагностика школьной адаптации, оказание психолого-педагогической помощи детям в период адаптации. Эмоциональная поддержка помогает первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи сопровождения:
Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника
Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения
Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
2 Диагностика школьной адаптации
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов», т.е. создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
В самый первый школьный день после занятий детям первоклассникам предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации. Объем и содержание сочинений помогает выделить тревожных, чувствительных детей, наблюдательных, общительных и не очень.
Важным для первоклассника показателем готовности в самом начале обучения является уровень развития зрительно-моторной координации. Психолого-педагогический анализ заключается в сопоставлении результатов выполнения теста с начальными работами по письму, а также с данными наблюдений педагога за посадкой, расположением тетради на парте, умением держать ручку на уроках письма. Разные психологические проблемы порождают разные трудности, требуется их дифференциация.
Диагностика внимания, памяти позволяет выявить группу детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
Диагностика пространственного мышления позволяет педагогу иметь знания о потенциальных возможностях ребенка, которые по разным причинам не всегда раскрываются во время учебной деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся 1-х классов
Таблица
Тема
Цель
Методика
Участники
диагностика зрительно-моторной координации
прогноз трудностей на письме
Гештальт-тест Л.Бендер
психолог, педагог-координатор
диагностика общеучебных умений на письме
наблюдение
педагог
выявление детей с СДВГ
корректурная проба тест Тулуз-Пьерона
психолог,
педагог-координатор
диагностика внимания
диагностика слуховой и зрительной памяти
выявление ведущего вида памяти
тест Л.Ясюковой
психолог,
педагог-координатор
3 Оказание психолого-педагогической помощи детям в период адаптации
Уже с первых дней педагог может ближе узнать ребенка и оказать ему поддержку в период школьной адаптации. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Оказание психолого-педагогической помощи детям в период адаптации
Таблица
Проблема
Организация помощи
Участники
низкая школьная мотивация на начало обучения
1.консультирование родителей
психолог, педагог
высокая тревожность
1.консультирование родителей, педагога
психолог
2.психокоррекция
низкий уровень произвольности
1.консультирование родителей
психолог
2.проведение коррекционных занятий
педагог-корректор
речевая патология
1.занятия с логопедом
логопед
устойчивая дезадаптация
1.консультирование родителей
специалисты консилиума
2.направление к психоневрологу
психолог
Таким образом, в современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся.
Литература
1 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002
2 Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977
3 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М.,1998
4 Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации. М., 2005
5 Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981