Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально — педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностямишкольника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями и от того насколько благополучно прошел адаптационный период при поступлении в школу, будет зависеть успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Анализ процесса адаптации первоклассников к школе, позволяет выделить следующие ее формы: Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам, здесь успешность зависитот возраста ребенка, от уровня его подготовки; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно-временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшимибратьями, сестрами, признание его «взрослости», предоставление самостоятельности и др.); личностно-смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристикедеятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.). Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированноститворческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками). Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: — высоким, когда первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубокои полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение; — нормальным когда первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружитсо многими одноклассниками; — низким, когда первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работас учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособностьи внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения — период «острой» адаптации,в течение которой не следует повышать нагрузку и темп работы. Термином «первичная психологическая адаптация» ученые — психологи обозначили период, длящийся ориентировочно первое полугодие обученияв школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленноена быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. На операциональном уровне адаптация определяется как соответствие психологического статуса ребенка психолого-педагогическим требованиям, где статус школьника представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обученияи всестороннего развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребенка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и внеучебных школьных ситуациях. Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребенок с начала обучения в первом классе, предъявляет определенные требования к уровнюразвития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребенка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состоянияи поведения ребенка содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будут служить для нас индикатором социально-психологической дезадаптации ребенка в школьной среде. Если физиологическая адаптация протекает как бы автоматически, то с социально- психологической адаптацией дело обстоит иначе: она представляет собой процесс активного приспособления. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее «пристроитьк себе». Да ведь и учителю необходимо адаптироваться к ситуации взаимодействия с новыми для него учениками. Ухудшение нервно-психического состояния детей также наиболее выражено в первом полугодии. Специальные исследования показывают, что именно в этот период число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 1416%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%. Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель пребывания в школе, характеризующиеся как время «острой адаптации». Но и спустя два месяца обучения многие дети продолжают переживать серьезные трудности. Следовательно, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо ориентировать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности ребенка, помогать ему сформировать навыкии внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Таким образом, необходимым является осуществление психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление особенностей и уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса школьников и их соотнесение с системой требований, предъявляемых к ученику первого класса, какна этапе поступления (зачисления) ребенка в школу, так и в середине первого класса. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровнепсихологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. Психолого-педагогическая диагностика позволяет решить ряд актуальных задач среди которых: выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учестьв процессе обучения и общения в школьной среде; устранение, восполнение пробелов, то есть повышение уровня школьной готовности к моменту прихода в первый класс; разработка стратегии и тактики обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиямна рассматриваемом этапе сопровождения являются: экспертные опросы педагогов и родителей; психологическое обследование самих детей; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований. Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения ребенка от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать за ребенком в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего учителя и родители. Опрос педагогов рассматривается нами как основной способ получения информации от экспертов, позволяющий: выявить соответствие ряда важнейших характеристик обучения, поведение и общение ребенка предъявляемым ему психолого-педагогическим требованиям; уточнить содержание и природу трудностей, возникающих у детей с нарушениями поведения. Опрос родителей является вспомогательным методом получения информации об отношении ребенка к школе, некоторых аспектах его учебной деятельности и актуальном психологическом состоянии. Психологическое обследование детей направленно на получение информации, прежде всего о тех особенностях психолого-педагогического статуса школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения: это система отношений к миру, себе и значимым видам деятельности, особенности мотивационно-личностной сферы, эмоциональное самочувствие. Помимо этого обследование позволяет уточнить содержание и природу школьных трудностей, возникающих у некоторых детей. Анализ документации предлагает работу с классным журналом и тетрадями школьников, ретроспективный анализ диагностических данных, просмотр записей в медицинской карте ребенка, появившихся в процессе обучения в школе. Классный журнал служит источником информации об объективных педагогических показателях школьной успешности ребенка (оценках). Их анализпозволяет выяснить, насколько стабильно учится ребенок (по динамике или разбросу оценок), сравнить успешность обучения по разным предметам, объективные достижения каждого ученика с достижениями одноклассников. Анализ ученических тетрадей служит дополнительным источником информации об особенностях познавательной сферы ребенка (тонкая моторика, внимательность, утомляемость и др.) Внимательный просмотр тетрадей позволяет педагогу или психологу извлечь из них дополнительные сведенияоб отношении ребенка к учебе и к отдельным предметам, о некоторых его личностных и характерологических особенностях (аккуратность, ответственность, пунктуальность и др.) Наконец, медицинские данные дают информацию о состоянии здоровья ребенка, динамике заболеваемости за последние полгода, различных изменениях в физическом самочувствии ребенка. Охарактеризуем основные моменты процедуры диагностической работы на данном этапе. Диагностика проводилась по трем основным направлениям: обследование школьников, опрос родителей и опрос педагогов. Работа со всеми тремя категориями опрашиваемых осуществлялась одновременно. Учащиеся обследовались в групповой форме по двум методикам: тест несуществующего животного, мотивационная анкета. По результатамобследования заполнялся протокол, в который заносились первичные данные и бланк наблюдения за ребенком в процессе работы. Педагоги опрашивались с помощью двух методик: психолого-педагогической характеристики школьника и карты наблюдений Скотта. Характеристика раздается педагогам заранее, приблизительно за неделю до опроса. Педагогам предлагалось ознакомиться с ее содержанием и целенаправленнопронаблюдать за поведением и обучением детей. Затем характеристика заполнялась в школе в присутствии психолога. Такая же процедура повторялась и при заполнении карты Скотта. Родители на общем собрании заполняли анкету для родителей первоклассников. При этом также важно соблюдать общее условие: все диагностические процедуры проводились в школе в присутствии психолога или другого лица, занимающегося сбором данных. Анкеты и тесты домой раздавались только для ознакомления (в данном случае — педагогам). Таким образом, определение уровней психологической адаптации детей 6 — 7 лет к условиям школы осуществлялось на основе всестороннегои глубокого изучения обучения и поведения, личности ребенка в целом на основе данных, как самооценки, так и внешних оценок. В основу оценки продуктов изобразительной деятельности первоклассников (тест «Несуществующее животное»), ответов детей (мотивационная анкета), мнения педагогов и родителей была положена их правильность, полнота и выражение собственного отношения к содержанию. Обработкаих показала отсутствие у некоторых учащихся устойчивой учебной мотивации, несформированность коммуникативных умений и неразвитостькогнитивных способностей. Результаты нашего диагностического исследования покали, что высокий уровень адаптации имеют 15% детей. Этот показатель составили дети, которые прошли предшкольную подготовку в стенах указанной школы. Поэтому процесс их приспособления к школе проходил безболезненно. Средний уровень приспособления к новым условиям жизнедеятельности показали 20% детей. Позитивную роль в средней адаптации первоклассников к социально-психологичесим условиям школы играют высокая коммуникабельность детей, как по отношению к сверстникам, так ик педагогам, а также осознание значимости нового статуса. Низкий уровень адаптации имеют 65%, которым свойственно отрицательно или индифферентно относится к школе. Выявленный у первоклассников общий уровень психологической адаптации следует признать недостаточным для их успешного обучения в школе.Вместе с тем, есть основание рассчитывать на улучшение приспособляемости детей 6 — 7 лет к новым условиям жизнедеятельности в ходеспециально организованной развивающей деятельности, так как у них достаточно сформированы коммуникативные умения и интерес к новойсоциальной роли. Кроме этого, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересовк содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамикаотношения младших школьников к учению зависят как от привлекательности учебной деятельности, так и от специально организованного развивающего обучения. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют ряд факторов: взрослые участники образовательного процесса — учителя, родители, психологи, социальные педагоги; личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей — залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителяи родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. В свою очередь объективная и своевременнаядиагностика позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его — высокими |