Тема: Что такое задача?
Цели:
Формируем умение рассуждать, является ли текст задачей.
Формируем умение придумывать вопросы, исходя из данных задачи.
Формируем умение определять данные по условию задачи, дополнять краткую запись условия числовыми данными.
Оборудование: одуванчик, карточки со словами ЗАДАЧА, ДАННЫЕ(что известно), ВОПРОС ЗАДАЧИ(что нужно найти?), карточки с ответами на устный счёт, перевёрнутые и прикрепленные на магниты, рисунок воздушного шара мелом на доске.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний
Устный счёт. Работа в парах.
Дети показывают ответы на пальцах, сравниваются с соседом, потом слышат правильный ответ.
8+2 (10) 10-6 (4)
9-4 (5) 4+3 (7)
8-4 (4) 10-7 (3)
2+6 (8) 3+5 (8)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
(на доске рисунок воздушного шара)
Малыши собрали одуванчики для постройки воздушного шара. Они приготовили 4 корзины с пушинками и 11 со стеблями. Сколько всего корзин?
- ребята, что за текст я прочла? (задачу)
- сегодня бы более подробно, чем на предыдущих уроках поговорим о задаче. Что вы знаете о задаче? (есть известное, вопрос… Параллельно с ответами детей достаю карточки с тем, что они говорят).
Итак, давайте построим схему составных частей задачи (я ставлю слово ЗАДАЧА, а дети остальные карточки. На доске рисуются стрелки.)
Итак, что же такое задача? (текст, в котором есть данные и вопрос)
Давайте прочитаем задачу в учебнике и определим, где данные задачи, а где – вопрос. – стр.64 №1. Подпись данных и вопроса под карточками.
Ребята, а как же найти неизвестное? (решить задачу)
-что ищем – целое или часть? (целое)
-каким действием ищем целое? (сложением)
- выйди к доске и запиши решение задачи, а ребята в тетрадях.
ΙΙΙ. Применение нового знания
- давайте поиграем в игру «определи задачу». №2.
- Чьи слова можно назвать задачей? (Знайки)
- почему? (есть все составляющие задачи – см. на доску)\
- почему высказывания Незнайки, Авоськи и Торопыжки нельзя назвать задачей? (не хватает данных).
- а теперь игра превращается из «определи задачу» в «дополни задачу»
- итак, у каких героев нужно дополнить их слова до задачи? (у Авоськи и Незнайки)
- чего не хватает у Авоськи до задачи? (вопроса) Кто его задаст? (ответ ученика, составление схемы задачи)
Аналогичная работа с задачами Торопыжки и Незнайки. Решение задач устно.
Промежуточный итог:
- ребята, чем мы сейчас занимались? (учились определять задачу от простого текста, составлять схему задачи, дополнять текст до задачи)
- как мы поработали?
А теперь немного отдохнём. Физкультминутка.
- В виде чего записывается решение задачи? (примера)
- предлагаю вам прорешать вам несколько примеров, чтобы подготовиться к решению задач.
I вариант решает первую строку примеров в тетради, а II вариант – вторую строку(два ученика решают у доски).
А теперь вернёмся к задачам. Послушайте мою задачу и давайте попробуем придумать к ней вопрос.(сколько кукол осталось?)
В театре Карбаса-Барабаса было 13 деревянных кукол. Три – Мальвина, Буратино и Пьеро – сбежали.
-кто дополнит задачу вопросом?
Теперь можно кратко записать задачу и ответить на её вопрос.
Повторите данные, запись:
Было – 13 к.
Убежали – 3 к.
Осталось - ? к.
Задача на поиски целого или части? (части). Что целое? Что части.
Итак, все ли данные мы записали? Что можно делать теперь? (решать, отвечать на вопрос задачи)
13-3=10(к)
Ответ: осталось 10 кукол.
Физминутка.
(если успеваем)
Ну, а напоследок потренируем устный счёт, №5.
Дома, если желаете, можете раскрасить рисунки в тетради на странице 37. Правда, они не совсем обычные раскраски. Почему – откройте дома с 37, №3 узнаете.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙV. Итог
– Что нового узнали?– Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?