Конспект урока по математике
Тема: «Задача»
1 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.
Целевые установки на достижение результатов:
? Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
? Предметные: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи; уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
? Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.
УМК «Школа России», учебник «Математика» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.
Этап урока
Ход урока
УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Организационный
момент
Ну – ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- С чего обычно начинается урок математики?
(С устного счёта)
- Назовите соседей чисел: 6, 8, 9.;
- Назовите предыдущее число 5, 3, 10;
- Назовите последующее число 4, 7, 8;
- На сколько 5 больше 3?
- На сколько 10 меньше 7?
Уметь совместно
договариваться о правилах
поведения и общения в школе и
следовать им.
(коммуникативные УУД)
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке (регулятивные УУД)
2. Актуализация знаний
А) Устный счёт.
На доске примеры 6 + 2 и 5 + 2.
- Чем похожи выражения?
(знаком действия, вторым числом – слагаемым).
- Разным будет ответ или одинаковым? (Разным).
- В каком выражении ответ будет больше?
(в первом).
- Как проверить? (посчитать).
- Посчитайте.
- Прочитай примеры по-разному: используя и новые слова.
(«плюс», «слагаемое», «увеличить»)
Б) Логическая разминка
(работа по учебнику №7 с.89)
- Прочитайте задание. На какой вопрос надо ответить?
(Как зовут каждого мальчика-рыболова?)
(Толя, Саша, Дима)
Анализ с целью выделения
признаков
(познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме
(коммуникативные УУД)
3. Мотивация учебной
деятельности.
А) Ребус на доске:
ЗА
Ответ – задача.
- А что такое задача? Хотите узнать?
(Да)
- Откройте учебник на с.88. Определите тему урока.
(Задача)
- Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)
Учитель вывешивает табличку «Задача».
Б) Девиз урока:
«Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
(«Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
- Что мы делали? (Настраивались на работу)
Уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя.
(познавательные УУД)
Постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно.
(регулятивные УУД)
Умение слушать и понимать
речь других
(коммуникативные УУД)
4. Самоопределение к деятельности.
-Составьте рассказ по рисунку.
(Рисунок на доске)
- Выберите схему к рисунку.
- Составьте равенство.
- Что мы повторили?
(Умение составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство)
- Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.
- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей?
(Задание выполняется устно) - фронтальная проверка.
У реки растут 4 осины и 3 липы.
У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего деревьев растёт у реки?
-У нас получились разные варианты.
- А почему некоторые не предложили свои варианты?
(Мы не знаем)
- В каком месте возникло затруднение и почему?
(Не знаем, что такое задача)
- Какой следующий шаг учебной деятельности?
(Сам найду способ)
- Какую цель ставим?
(Узнать, что такое задача.)
- А какое наше действие следующее?
(Составить план)
- Наметим наш план действия:
1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Физкультминутка.
- Какой наш следующий этап? (Выполняем по плану действия)
Уметь преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: составлять
математические рассказы на
основе простейших
математических модулей.
(познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме (коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя
(познавательные УУД)
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке
(регулятивные УУД)
Уметь определять и
формулировать цель на уроке с
помощью учителя
(регулятивные УУД)
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке
(регулятивные УУД)
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке
(регулятивные УУД)
Познавательные УУД
5.Работа по теме урока.
А) Знакомство со структурой задачи.
Подводящий диалог.
- Чем отличается 2 текст от первого?
(Во 2 тексте есть вопрос)
- Вы можете на него ответить? (Да)
- Значит в задаче должен быть … (вопрос)
- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)
Задача
Вопрос
- Прочитайте, это задача?
(Сколько грибов собрали девочки?) (Нет)
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть … (Условие)
- Что такое условие задачи?
(Это то, что нам известно)
Задача
Условие
Вопрос
- Прочитай текст.
(У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки?)
- Это задача? (Нет)
-Почему, ведь есть условие и вопрос?
(Вопрос не подходит к условию)
- Значит, в задаче вопрос связан с словием.
Задача
Условие
/\
Вопрос
Б) Сопоставление с учебником.
Стр.88 №1.
Оформление решения задачи (на доске и в тетрадях)
- Прочитайте задачу.
Работа в парах. Определитесь, кто из вас будет читать условие, а кто вопрос. Прочитайте друг другу.
Фронтальная проверка.
- У кого были такие же результаты? Прочитайте решение
задачи. Объясните, почему задачу решили сложением?
(Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать).
- Прочитайте ответ задачи.
-Какая тема урока сегодня? (задача)
- Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит?
(Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию).
Уметь добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке
(познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме: слушать и
понимать речь других
(коммуникативные УУД)
Уметь работать по коллективно
составленному плану
(регулятивные УУД)
6. Первичное
закрепление
- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и
решите, какой рассказ можно назвать задачей.
1) В вазу положили 7 яблок, 2 груши.
2) Сколько всего фруктов в вазе?
3) На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?
-Что вы решили?
Назовите задачу. Расскажите, как вы рассуждали?
(Задача под №3: есть условие, вопрос)
- Решите задачу, запишите решение и ответ.
- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).
Решение задачи: стр.88 №2.
- Прочитай задачу, нарисуй схему в тетради, запиши решение и ответ.
Уметь проговаривать
последовательность действий
на уроке; работать по
коллективно составленному
плану; высказывать своё
предположение.
(регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других.
(коммуникативные УУД)
7. Самостоятельная
работа.
Стр.88 №3.
- Запишите решение задачи.
Фронтальная проверка.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Самооценка.
Уметь вносить необходимые
коррективы в действие после
его завершения на основе его
оценки и учёта характера
сделанных ошибок.
(регулятивные УУД)
Способность к самооценке.
(личностные УУД)
8. Рефлексия учебной
деятельности
- Какую цель ставили?
(Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (Да)
- Какая тема урока была? (Задача)
- Какие математические термины вы сегодня узнали?
(задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)
- Для чего нужно уметь решать задачи?
(Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
- ЗНАЮ
Я - ЗАПОМНИЛ
- СМОГ
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора
Уметь оценивать правильность
выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной
оценки.
(регулятивные УУД)
Личностные УУД
9. Домашнее задание.
Используемая литература:
1. Методические рекомендации к учебнику «Математика», 1 класс, Моро М.И., Москва, «Просвещение» 2011 г.
2. Учебник «Математика», 1 класс, Моро М.И., Москва, «Просвещение» 2011 г.