Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, Л.С.Итина, С.Н.Кормишина
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Тема урока: «Что такое задача».
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Задачи урока:
Предметные
- формировать умение устанавливать различия между задачей и математическим рассказом;
- составлять числовые выражения на увеличение/уменьшение чисел.
Личностные
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные
Регулятивные: формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Познавательные:
Общеучебные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, самостоятельно формулировать познавательную цель, рефлексия способов и условий действия.
Логические: формировать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Методы обучения: проблемный, поисковый, исследовательский.
Вид деятельности: продуктивная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, презентация, словарь Ожегова.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Что за запись вы видите на доске? (Выражения)
4+2 8-6 4+5 4-3 5-1 3+4
- А чтобы узнать, о чём пойдёт на уроке речь, вам придётся найти значение этих выражений. (Записать только ответы) - Взаимопроверка
6 2 9 1 4 7 (на доске ответ)
- Расположите ответы в порядке убывания (9,7,6,4,2,1).
9 7 6 4 2 1 (на доске – дети)
6 д
2 ч
9 з
1 а
4 а
7 а
Каждой цифре соответствует буква, запишите под цифрами соответствующие буквы, и вас получится слово. (На доске – дети)
Задача
-Что такое задача, хотите узнать? (да)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
Перед вами 4 записи:
1. Зайчик уронил 1 морковку.
2. Сколько морковок было у зайчика?
3. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталось ещё 5. Всего у него было 6 морковок.
4. Зайчик уронил 1 морковку. У него осталось ещё 5. Сколько морковок было у зайчика сначала?
- Какая история будет являться задачей? (разные ответы детей).
- Почему мы не можем точно ответить на вопрос? Чего мы не знаем?
( Не знаем, что такое задача).
3.Постановка учебной задачи
- В каком месте возникло затруднение? (при выборе задачи).
- Почему возникло затруднение? (не знаем, что такое задача).
- Какую цель ставим? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит. Чем отличается от математического рассказа).
- Сформулируйте тему урока («Что такое задача»).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Предположите, что такое задача?
- Где мы можем уточнить? (обратимся к словарю).
(В толковом словаре С.И.Ожегова: Задача – это «то, что требует решения»).
- Для того, чтобы дать ответ, что должно быть в задаче? (вопрос).
Вывод 1: В задаче должен быть вопрос.
– Прочитайте следующую запись. (Чего больше яблок или вишен?)
- Это задача? (Нет).
- Почему? Ведь это вопрос? (Нам ничего не известно)
-Значит, в задаче должно быть то, что известно, т.е. условие.
Вывод 2. В задаче должны быть вопрос и условие.
- Прочитайте следующую запись. (В вазе 5 яблок и 4 груши. На сколько вишен больше, чем бананов?)
- Это задача? (нет).
– Почему? Есть и условие и вопрос? (Они не связаны по смыслу).
Вывод 3: Условие и вопрос в задаче должны быть связаны по смыслу.
Вернёмся к нашим записям и попробуем снова.
-Какая же история является задачей? (4-ая). - Почему? (вывод 3)
- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её)
- А чтобы решить, надо её проанализировать, понять. А поможет рисунок. Составим выражение. Запишем его. Назовём ответ.
Выполнение № 86 на доске с учеником и учителем, остальные решают самостоятельно, затем самопроверка.
5. Рефлексия учебной деятельности
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
-Я узнал…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Я бы хотел…