Тема: Число и цифра 0.
Сложение и вычитание *+0, *-0, *-*=0.
Закрепление переместительного свойства сложения.
Цели: познакомить с числом и цифрой 0;
рассмотреть свойства нуля;
развивать логическое мышление, внимание.
Планируемые результаты:
ученица научаться соотносить цифру 0 с числом предметов;
распознавать и писать цифру 0;
формулировать выводы;
оценивать результаты своей работы;
1. Организационный момент.
Мы начинаем новый день
Прогоняй скорее лень.
Почаще улыбайся
Прилежной быть старайся.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы с тобой не просто будем считать, но и решать задачи, а отправимся в путешествие.
Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, ты узнаешь, отгадав загадку:
Круглый, румяный
В печке печён
На окошке стужён.
Ребенок: Колобок.
Учитель: Как начинается сказка? (вспоминает)
Учитель: Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка к стране под названием Цифирия.
Учитель: Почему эту страну так назвали? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Там живут цифры.
Скок да скок
Скок да скок
Покатился колобок
Круглый да румяный
Прямо на поляну.
Учитель: катится, катится Колобок по стране «Цифирия» и докатился до станции «Интеллектуальная разминка». А главный на этой станции заяц. Он говорит колобку «Не пущу тебя дальше пока не выполнишь мои задания».
а) Сколько дней в неделе?
б) Какое сейчас время года?
в) Назовите летние месяцы.
г) Как звали собачку из сказки репка?
д) Сколько поросят убежало от волка?
е) Сколько месяцев в году?
ж) Какое время года наступает после весны?
Учитель: Молодец ты отлично справилась с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
Следующая станция на которой задержали Колобка «Новые встречи» И командует на ней Серый Волк. Серый волк говорит колобку: « И здесь ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем. Слушай мою задачу:
У меня в пакете было пять пирожков, когда я съел пять пирожков сколько их осталось в пакете?(ответы учеников)
Учитель: Можем ли мы обозначить количество пирожков одной из цифр, которые мы изучили? Нам нужна цифра, обозначающая количество предметов, которых нет. Кто знает, как называется такая цифра?(ответы детей)
Учитель: Эта цифра 0.
Сколько груш может вырасти на яблоне?
Сколько грибов у Маши в корзине?
Учитель: Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль- пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль (ответ)
Как ты думаешь, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?
Учитель: Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь со станции «Чистописание».
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
-Не ешь меня, медведь!
-Хорошо, только при одном условии. Если в стране «Цифирии» найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
Ребята помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
Ребенок: Это ноль!
Учитель: Конечно же, это цифра ноль. Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру. Чем ноль отличается от Колобка? (ответ)
Учитель: А чем отличаются печатный и письменный нули? Письменный надо писать с наклоном.
Следующая станция «Спортивная». Можно и отдохнуть.
Учитель: А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост- мост из примеров. Поможем колобку их решить! Примеры запишем в тетради.
7+0=* 0+9=*
8+*=8 *+2=2
Давайте попробуем записать с помощью букв.
a+0=a 0+a=а
А теперь сформулируйте правило.
Колобок переправился через реку и очутился на красивой поляне. Покатился по ней и набрал вкусных ягод. Сколько ягод он набрал?(ответы детей)
Учитель: Он отдал одну ягоду Саше. Сколько у него осталось?
3-1=2
Сколько грибов набрал Колобок?
Он отдал 2 гриба Жене. Сколько у него осталось? Запишите.
3-2=1
Учитель: Сколько цветов сорвал Колобок? (ответ)
Учитель: Он отдал 3 цветка Юле.
3-3=0
Сколько же цветов осталось у колобка?
Дети: Ноль цветов.
Учитель: Что значит ноль цветов?
Дети: Это значит ничего не осталось.
Учитель: Решим еще три примера.
7-*=0
9-9=*
*-1=0
Запишем с помощью букв:
а-а=0
Сформулируем правило.
а-0=а
Сформулируем правило
3.Закрепление пройденного материала.
Учитель: Катится, катится Колобок а навстречу ему Лиса,а станция-то у нее называется-«Сообразилия».
-уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.
Учитель: Повезло опять Егорке
У реки сидит не зря:
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите- у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?(ответы детей)
Учитель: Почему?(ответы детей)
Учитель: Может ли при сложении получиться ноль? Приведите примеры.(ответы детей)
Учитель: На груше росло 10 груш, а на иве- на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?(ответы детей)
4. Итог урока.
Учитель: ну что ж, придется отпустить Колобка- ведь все задания он решил на отлично. А помогла ему в этом ты, Оленька.
Учитель: Какие правила усвоил Колобок вместе с нами? Какую цифру научился писать?(ответ)
Учитель: что же обозначает число ноль? (ОТВЕТ)
Учитель: Молодец! Ты хорошо работала.