Тема: Число 4, цифра 4. Состав числа 4.
Цели:
- Формировать представление о числе 4 как количественном свойстве групп из 4 предметов; записи числа 4 в знаковой системе.
- Формировать представление о четырехугольнике; понятие "сложение", "вычитание",умение устанавливать связь между ними.
- Повторить состав чисел 2и3.
- Развивать мыслительные операции, речь.
Оборудование: картинки печки, яблоньки, реки, девочки и мальчика; детали дома; магнитные карточки с буквами, цифрами; индивидуальные карточки; эталоны работы.
I. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я улыбнусь вам и вы улыбнётесь друг другу и мне. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните в себя свежесть осеннего. Я желаю нам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. У нас все получится!
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Вы хорошо работали на прошлых уроках, все повторили. Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок математики? (после повторения будем узнавать что-то новое, будем открывать новые знания)
- Напомните, пожалуйста, особенности "открытия" (должны сами понять, чего мы еще не знаем и сами найти способ "открытия")
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», « Найду способ») Эталон висит на левой половинке доски.
- А что вам поможет открыть новые знания? (Учитель, учебник).
- Сегодня нас просит о помощи одна маленькая девочка. Угадайте, в какой сказке она живет? "Жили-были мужик да баба. Была у них дочка да сыночек маленький. Ушли они на работу, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама заигралась, загулялась…" ("Гуси-лебеди")
- Унесли гуси-лебеди братца и чтобы помочь девочке, нам нужно пройти разные испытания. Вы готовы? Тогда за работу!
- С чего начнем? (с повторения)
III. Устный счет.
1) Стала Аленушка перышки собирать. Поможем их сосчитать.
- По "цепочке" от 8 до 5, от 3 до 9, от 7 до 5.
- Назовите предыдущее числу 4. На сколько оно меньше следующего?
- Последующее числа 5. На сколько оно больше предыдущего? Показ карточек с числами
- Какое число идет при счете между числами 3 и 5, слева от 5, справа от 6? 4, 5, 3 и 5, 5, 6, 3
- Назовите соседей числа 3.
2) Новое испытание надо пройти. Какие числа "заблудились? "Помогите найти им место ". К доске выходит 1
2 1 3 5 6 7 8 9 4 10 (1 и 4) ученик и
объясняет
3) –Нужно Аленуше пройти через горы, луга, озера, чтобы братца выручить.
Выставить на доске треугольники, прямоугольник и круг
з. з. ж. с.
- Что изменилось у фигур? (размер; форма и цвет; форма, цвет и размер)
- За наше старание получила Аленушка карточку-подарок
IV. Актуализация знаний.
- Видит Аленушка, стоит печка. "- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – Выполни мои задания, скажу"
- Какую геометрическую фигуру напоминает пирожок? (овал) На доске появляются овалы.
- Какие свойства у этих фигур общие? (форма, размер, цвет)
- Нужно положить на 3 тарелки пирожки так, чтобы они отличались количеством.
- Как на схеме обозначается количественное св-во предметов? (с помощью точек) (1 ученик у доски)
- Как по-другому можно обозначить это св-во предметов?? 1 ученик с помощью точек обозначает количество.
Сначала с числом 1, 2, 3.
Приготовьте карточки. Простым карандашом соедините веревочкой группы фигур с нужным количеством точек и цифрой.
………… объяснит свои действия у доски (Красный круг 1. Соединю его с 1 точкой и цифрой 1.)
Дети показывают своё согласие-несогласие знаками.
2) На уроках математики мы познакомились со "Сложением" и "вычитанием".
- Что значит "сложить"? (объединить совокупности, найти сумму – результат, целое)
- Что значит "вычесть" (убрать часть, найти разность-результат)
Нужно вставить цифры, чтобы равенства были верными.
+ 1 = 3
1 + = 2
- 2 = 1
- Печка поблагодарила нас и указала Аленушке дорогу дальше, а что мы с вами повторили? (Обозначение чисел цифрами, состав чисел)
V. Проблемная ситуация.
- А дальше девочке повстречалась яблонька. "Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели? - Выполни мои задания, скажу!"
- Как вы думаете, какое задание приготовила яблонька? (сосчитать яблоки, обозначить количество точками и цифрой). Похожие задания вы уже выполняли.
- В чем затруднение ? (в написании цифры)
- Почему оно возникло? (нет способа)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (изучить число 4)Итак, тема нашего урока "Число и цифра 4". Вспомните, как мы изучали числа 2 и 3. Как мы будем изучать число 4?
- Запишем число с помощью точек.
- Научимся писать цифру 4.
- Состав числа 4.
- Что нам поможет? (наши рассуждения, учебник, карточки-помощницы)
Итак, 1 шаг.
- Откройте учебники, стр. 33. Как обозначено число 4 на кубике? (
У квадрата 4 угла, 4 вершины, 4 стороны и 4 точки в углах квадрата) Вывешивается эталон на доску.
2 шаг. Какой шаг мы должны сделать дальше? (Обозначим число 4 цифрой, научиться писать цифру 4).
Найдем место числа 4 в натуральном ряду? (Число 4 стоит в натуральном ряду на 4 месте. Предыдущее число числа 4 – это3, последующее – 5.)
Подготовимся писать цифру 4 – Игра на внимание "Сжали - разжали"
- Давайте посмотрим на образец и поучимся красиво писать эту цифру.
Показ на доске учителем с пошаговым разъяснением. Дети работают на листочках на партах
Затем работа в прописях стр. 33 Пропишите столько цифр 4, какое количество предметов оно обозначает.
- Выполнили 2 шаг? (да)
Яблонька довольна нашей работой, сделала нам подарок и указала девочке дорогу дальше.
На встречу сестрице течет молочная река в кисельных берегах: "Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?" А речка отвечает: " Сосчитай камушки на берегу - скажу". Камушки не простые, геометрические.
3 шаг.
- Откройте учебники на с. 33. Найдите задание 3.
- Какое задание будем выполнять? (разбивать фигуры на части по форме)
- Возьмите простой карандаш и разбейте на группы. Какие группы получились? (Треугольники и квадраты)
- Составим буквенные равенства. 1 ученик работает у доски с магнитными буквами, остальные-в учебнике
Т + К = Ф
К + Т = Ф(От перестановки слагаемых сумма не меняется)
Ф- Т = К
! Баба-яга запутать нас захотела. Кто увидел ошибку? Ф – К = Т
- Заменим буквенные обозначения цифрами. Вставим недостающие цифры. 1 ученик выходит к доске и вставляет цифры, Подчеркивает части и целое.
3 + 1 = 4
1 + 3 = 4
4 – 3 = 1
4 – 1 = 3
- На какие ещё части можно разбить эти фигуры? Составим равенства 2 + 2 = 4, 4 – 2 =4
- Выполнили поставленную цель?
- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Уверены вы в своих знаниях? (нужно себя проверить, потренироваться)
Девочке речка указала дорогу. Аленушка прибежала к дому бабы-Яги. В окошечке братец Иванушка сидит. Яблочками золотыми играет. Подхватила сестрица братца и бежать, что есть сил. А чтобы Баба-Яга е догнала детей, поможем им?
ФИЗМИНУТКА (под музыку упражнения)
VI. Первичное закрепление материала с проговариванием.
1)– Возьмите карточку с примерами. Поставьте вместо окошечка знак "+" или "-". Обоснуйте свой выбор.
Сначала было число 4, потом стало число 1. Число уменьшилось, значит расположено левее, при движении влево выполняю действие вычитания….
- Проверьте по эталону вашу работу.
- У кого работа выполнена без ошибок? Поставьте + справа.
- У кого допущены ошибки, поставьте знак ?, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.
- Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили материал) Сделать подарок-карточку за работу
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Положите перед собой желтую карточку. Поставьте самостоятельно числа в числовые равенства. Сравните свою запись с эталоном.
- У кого работа выполнена без ошибок? Поставьте + справа.
- У кого есть ошибки, зачеркните их зеленой пастой и напишите рядом правильный ответ. Поставьте знак ?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Родители для девочки с братцем приготовили коробку с подарками.
- Найдите в учебнике № 1.
- Какую форму имеет коробка? (чет-ую)
- Что вы знаете о чет-ке?
- Соедините простым карандашом вершины чет-ка по- порядку. Какая фигура получилась?
- Молодцы. Аленушка выручила братца из беды. Мы достойно прошли все испытания и тоже получили подарки. Что же можно собрать из этих детелей? (Дети собирают дом) Аленушка с Иванушкой вернулись в свой родной дом.
VIII. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Какой была тема урока?
- Чему мы хотели научиться?
- Нам удалось это?
- Поднимите руку, кто помнит, как пишется цифра 4?
- Что она обозначает?
- Как можно составить число 4?
- Приготовьте ладошки: зеленая - у меня все получилось, желтая – мне было трудно, я выполнял задания с помощью.
- Молодцы. Вы прекрасно потрудились. Спасибо за урок.