ТЕМА: Сложение и вычитание двузначных чисел столбиком.
ЦЕЛЬ: Познакомить с письменным сложением и вычитанием вида 27+36, 63-27. Развивать вычислительные навыки и математическую речь, умение записывать примеры в столбик, решать задачи. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, познавательный интерес, умение работать самостоятельно.
ТИП УРОКА: Сообщение новых знаний.
МЕТОДЫ: Практический, наглядный, словесный, репродуктивный, индивидуальный, фронтальный.
ОБОРУДОВАНИЕ: Книги, тетради, сказочные герои, смайлики, музыкальный фрагмент, ноут бук.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел звонок,
Ты проверь дружок.
Все на месте, все в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка.
2. Психологический настрой.
Закройте глазки, улыбнитесь, откройте глазки, погладьте голову, чтобы она хорошо работала, погладьте правую руку, чтобы она сегодня красиво писала, а теперь повернитесь, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов.
- Работа по теме.
1. Проверка домашнего задания. (№5 стр. 130). Взаимопроверка. (Один ученик зачитывает правильные ответы, а остальные, обменявшись тетрадями, проверяют друг у друга).
- У кого такие же ответы поставьте «+», у кого есть ошибки «-».
- Устный счет. «Мозговой штурм».
9+6 7+8 16-5
8+7 5+8 15-6
9+9 11-7 13-6
- Повторение. «Слова-загадки»
1) Каллиграфическая минутка: - Отгадайте ребусы и вы узнаете, какие числа мы будем прописывать.
ТРИТОН- число 3
ПОДВАЛ- число 2
- Какие числа спрятались в словах?
- Какое число можно составить с помощью этих чисел?
- Как называется это число?
- Из чего состоят двузначные числа?
- Назовите десятки и единицы в этом числе.
- Какие еще двузначные числа вы знаете? Назовите.
- Сколько в них десятков и единиц?
- Как записываются двузначные числа при сложении и вычитании в столбик?
- Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня тема нашего урока «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик». Урок у нас пройдет в виде игры, старая сказка «Волк и семеро козлят», на новый лад. На уроке мы будем играть, решать, считать, объяснять, узнавать новое.
- Формирование новых знаний.
- Жила была Коза, было у нее семеро козлят. Жили они дружно, весело. Однажды Коза пошла за продуктами в супермаркет. Тем временем прилетел Волк на вертолете и увез козлят на необитаемый остров к Бабе Яге. Пришла Коза с супермаркета, а козлят то нет. Поплакала Коза, да делать нечего пошла искать козлят. Шла она шла и пришла к болоту. А перебраться можно через него решая правильно задания под болотной кочкой. Но Коза плохо знала математику, и она попросила нас найти козлят. Заданий под кочками много и есть новые для нас. Для начала давайте послушаем новую тему, а потом постараемся найти козлят.
27
+36
63
В примере 27 + 36 есть десятки и единицы
В числе 27 - 2десятка 7единиц.
В числе 36 - 3десятка 6единиц.
Поэтому единицы пишу под единицами, десятки пишу под десятками. Теперь складываю единицы с единицами 7+6=13, пишу под единицами 3, 1 десяток запоминаю и прибавляю к десяткам.
Складываю десятки 2+3=5, получится 5, прибавляю еще один десяток 5+1=6, пишу под десятками 6, получаю ответ 63.
63
-27
36
В числе 63 - 6десятков 3единицы.
В числе 27 - 2десятка 7единиц.
От единиц отнимаю единицы. От десятков десятки. 3<7 берем 1десяток у 6десятков, (чтобы не забыть ставим точку над цифрой 6), 13-7=6 пишу под единицами шесть. Было, 6десятков 1десяток забрали, осталось 5десятков, 5-3=3, пишу 3 под десятками.
- №1 «Заморочка, из под кочки – 1».
Повторение сложения примера 27+36 столбиком.
Прочитайте порядок выполнения сложения столбиком.
- №2 «Заморочка, из под кочки – 2».
Повторение вычитания примера 63-27 столбиком.
Прочитайте порядок выполнения вычитания столбиком. Запомнили? Идем дальше.
- №3 «Заморочка, из под кочки - 3».
Решение примеров с объяснением. Работа парами.
25 62 38 77 36 84
+37 -37 +39 -39 +48 -36
62 25 77 38 84 48
- Физминутка. (Под музыку «Танец маленьких утят»).
- №5 «Заморочка, из под кочки – 4». Решение задач.
Играли – 3ч Пели – 7в
Пели - 7ч ? ч Танцевали – 6в ? в
Танцевали - 6ч 7+6=13
1) 3+7=10 Ответ: 13 внуков.
2) 10+6=16
Ответ: 16 человек.
11. Пальчиковая гимнастика «Стоит в поле теремок».
- Давайте не много с вами отдохнем, сделаем пальчиковую гимнастику:
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок
Он не узок, не широк,
На дверях весит замок,
Кто его открыть бы смог?!
Покрутили, повертели,
Постучали еле – еле,
Потянули и открыли.
12. №6 «Заморочка, из под кочки – 5». Работа группами.
- Остается совсем не много и мы передем болото.
А) С какими двузначными числами можно выполнить действия сложения, используя равенства 7+6=13, 2+3=5.
I группа: 7+6=13
II группа: 2+3=5
Запишите их столбиком.
Б) С какими двузначными числами можно выполнить действия вычитания, используя равенства 13-7=6, 5-2=3
I группа: 13-7=6
II группа: 5-2=3
- Молодцы, мы перешли болото. Мы попали на необитаемый остров к Бабе Яге и Волку, а вот и козлята у них.
Волк и Баба Яга не могли выполнить задание на логическое мышление. Они забрали козлят, чтобы им помогли, но они маленькие и у них ничего не получается. Поможем им?
А задание такое: Соедини 9 точек на рисунке четырьмя отрезками.
. . .
. . .
. . .
- Вот и молодцы! Волк с Бабой Ягой отправили наших козлят к себе домой. Коза нам очень благодарна.
А сейчас разложите смайлики.
- Итог урока.
- Подведение итогов урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание №4 стр. 132.