Библиотечный урок во 2 классе по произведениям Н.Н. Носова.
1.Тема урока: Рассказы Н.Н. Носова для детей
2. Цели урока:
- Образовательная : Познакомиться с творчеством детского писателя Н.Н. Носова.
с рассказами – «Ступеньки», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огурцы», «Затейники», «На горке» , повестью- сказкой «Приключения Незнайки и его друзей»
- Воспитательная: воспитать интерес к литературному чтению;
- Коммуникативная: - умение работать в команде.
Оборудование: мультимедийная система обучения (компьютер, проектор, мультимедийная доска) , сопутствующая уроку презентация, отрывки из фильмов по произведениям Носова : Дружок, Фантазеры, Незнайка учится.
Тип мероприятия: урок- литературная викторина.
Цели: обобщить знания, умения и навыки по теме «рассказы для детей Н.Н. Носова», расширить знания о творчестве писателя.
3. Ход урока:
- 23 ноября 1908 года в г. Киеве родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, Молодой человек, наряду с занятиями музыкой( играл на скрипке, мечтал стать музыкантом) , пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс".
- Детство мальчика совпало с самым трагичным периодом русской истории. Военные действия и последующая революция стали причиной отсутствия у семьи стабильных заработков. Поэтому с 14 лет Носов совмещал учёбу в гимназии с подработками. В этот период мальчик перепробовал много разных профессий, начиная с косаря и заканчивая продавцом газет. После Гражданской войны гимназию, где учился будущий драматург, преобразовали в школу-семилетку. После её окончания в 1924 году Николай устроился чернорабочим сначала на цементный, а потом на кирпичный завод. В этот период он сильно увлекается химией и организовывает на чердаке школьного друга небольшую лабораторию для научных изысканий. У Николая возникло желание поступать в политехнический институт. Но из-за незаконченного среднего образования ничего не вышло. В 19 лет Носов, переехал в Москву и поступил в институт кинематографии. Через 2 года он его закончил, получив профессию постановщика и режиссёра учебных, мультипликационных и научных картин
- В военные годы Николай Носов режиссировал учебные фильмы для армии. Благодаря своему военно-техническому творению для танковых войск, он получил Государственную премию. Помимо этого, в 1943 году его наградили самой почитаемой военной наградой – орденом Красной Звезды
- Своим соотечественникам Николай Носов, биография которого есть во многих энциклопедиях, известен как создатель детских рассказов. На них росли целые поколения детей (советских и российских). Дебют писателя произошёл в 1938 году. Это было появление в журнале «Мурзилка» его рассказа «Затейники», который он написал для своего маленького сына. Одновременно Носов начал писать для детских журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Рассказы Затейники, "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие произведения, легли в основу первого сборника «Тук-тук-тук», вышедшего после 1945 года. Через год появилась книга «Ступеньки». "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году.
- Рассказы Носова сразу стали невероятно популярны, потому, наверное, что писатель не выдумывал своих героев, а находил их по соседству, в школе, в гостях, просто на улице, и позволял услышать читателям их рассказы о жизни, о своих друзьях, о себе.
- Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста — после публикации повестей "Веселая семейка" (1949г.), "Дневник Коли Синицина" (1950г.), "Витя Малеев в школе и дома" (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе психологически точно — это то новое, что было отмечено критикой. За повесть "Витя Малеев в школе и дома" Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50-годах издаются романы- сказки, объединенные в трилогию "Приключения Незнайки", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне". В 1961 году выходят юмористические новеллы "Приключения Коли Клюквина", где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется "Повесть о моем друге Игоре". Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести "Тайна на дне колодца" (1977г.).
- Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: "Два друга", Дружок", "Фантазеры", "Приключения Коли Клюквина", пьесы "Незнайка учится", "Незнайка — путешественник", "Незнайка в Солнечном городе". Носов в своих произведениях выступает и как популяризатор знаний политехнических, экономических: знакомя детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
- . В 1969 автор решил «переключиться» на взрослую аудиторию и выпустил сборник «Исторические юморески», полностью состоящий из сатирических рассказов, посвящённых непростым взаимоотношениям детей и родителей, мещанству и проблемам в литературе того времени. Эта книга стала отправной точкой в целом цикле рассказов для взрослой аудитории. Многие из них были опубликованы уже после кончины писателя в 1976 году.-
- Угадай рассказ
1.1. "Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму."
2.2 "Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
— Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!
Валя говорит:
— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Я говорю:
— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.
Я спрашиваю:
— А ты меня видишь?
— Нет, а ты меня?
— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.
Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!
— Что ты? — спрашивает.
— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?
Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули."
3.3 "Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.
— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. Л когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку — бух носом!
— Ого! — говорит. — Скользкая!
Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» — думает."
2..Назовите имя и отчество Носова.
а) Иван Федорович б) Олег Олегович в) Николай Николаевич
3.Где родился Носов?
а) в Ташкенте б) в Киеве в) в Москве
4.Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ.
а) Валя « Затейники» б) Петя «Ступеньки» в)Незнайка «Приключения Незнайки.
5.Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа» ?
а)Калошей б)Игрушкой в) картошкой
6.Как звали мальчика в рассказе «На горке»
а)Петя Петров б) Котька Чижов в) Иван Иванов
В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ?
а) «Мурзилка» б) «Филя» в) »Русалочка»
7.Как звали мальчика в рассказе « Заплатка»?
а)Бобка б) Митька в)Федя
8.До скольки научился считать Петя в рассказе «Ступеньки»?
а) до 5 б)до 15 в)до10
9.Сказка Н. Носова о человечках коротышках?
а) « Приключения Незнайки и его друзей»
б)«Веселая семейка»
в)«Дневник Коли Синицина»
10.Самый знаменитый житель цветочного города?
а) Гусля б) Цветик в)Незнайка
11.В какую игру играли Валя и Петя в рассказе «Затейники»?
а) «Волк и семеро козлят» б) «Три поросенка» в) «Три охотника»
12. Сочиним вместе с Незнайкой стихи-буриме.
Детям предлагается сочинить двустишия на рифмы, которые придумал Незнайка. Стихи будут, конечно, незамысловатые, смешные, порой и немножко нелепые. Задача жюри – определить самые содержательные. Праздник закончится весело.
Рифмы: Палка – галка, Печка – свечка, Книжки – шишки Утка – шутка, Коржик – моржик, Пакля – сакля.
4. Подведение итогов
– Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими знатоками , хорошими читателями.