"Ради счастья детей": Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов
"Ради счастья детей": Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов
"Ради счастья детей"
Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов
Цели:
Приобщение учащихся к чтению, знакомство с писателем Н. Н. Носовым; развитие навыков вдумчивого чтения; обогащение словарного запаса;
развитие речи;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведения.
Оборудование:
выставка книг Н. Н. Носова;
выставка детских иллюстраций к прочитанным рассказам;
карточки с заданиями для игроков
Ход игры
«Носов – умный, вдумчивый художник,
полный неистощимого юмора, автор поистине
классических книг и множества маленьких шедевров
в две-три странички, каждый из которых блестит,
как яркая жемчужина в довольно объемистом
ларце нашей детской литературы».
Валентин Катаев.
Родился Николай Носов в семье актера. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.
Первый рассказ Н.Н.Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселая семейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».
Книги Н.Носова иллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И.Семенов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. Художник В.Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо. Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора. Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе — такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
А сейчас давайте посмотрим, действительно ли хорошо вы знаете рассказы этого писателя. Итак, начинаем!
Ведущий представляет команды, объявляет начало Тура 1 «Разминка» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На экран выводятся вопросы Тура 1:
Необходимо вставить пропущенное в названии рассказа слово.
Необходимо установить соответствие между героем или предметом и рассказом.
Отвечает та команда, участник которой первым поднял руку. Если у команд нет ответа, то вопрос адресуется зрителю. За правильный ответ зритель получает медаль. По количеству медалей в конце игры будет определен «Самый внимательный читатель».
"Разминка»
1. Вставьте пропущенное в названии рассказа Н. Н. Носова слово:
1-й ведущий объявляет начало Тура 2 «Бюро находок» и рассказывает о правилах игры в этом туре На трех карточках названы предметы, необходимо определить, какой рассказ Н. Н. Носова их «потерял». Первой карточку выбира ет команда, победившая в туре 1, второй - команда, занявшая второе место.
Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам, и среди них мы ищем «Самого внимательного читателя».
Вопросы для зрителей № 1
1. Кто является главным героем большинства прочитанных вами рассказов Н. Н. Носова?
Ответ: Мишка.
2. Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком. Как звали щенка?
Ответ: Дружок из рассказа «Дружок».
Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
Ответ: картофель.
Что уронил в колодец Мишка?
Ответ: ведро и чайник в рассказе «Мишкина каша».
5. В рассказе «Фантазеры» Мишутка и Стасик говорят сколько им лет. Сколько?
Ответ: Мишутке — 140 лет, Стасику — 95 лет.
6. Что нарвали мальчики без разрешения на колхозном огороде? Ответ: огурцы в одноименном рассказе.
7. Кто стучал всю ночь и напугал ребят в рассказе «Тук-тук-тук»? Ответ: вороны.
ТУР 2 «БЮРО НАХОДОК»: ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
? Карточка 1. Какой рассказ «потерял» эти предметы?
Ответы: Санки — «Про Гену». Кастрюля — «Мишкина каша».
Мороженое — «Фантазеры».
1-й ведущий объявляет начало Тура 3 «Угадай рассказ по эпизоду» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На трех карточках приведены отрывки из рассказов Н. Н. Носова, необходимо назвать рассказ, из которого взят отрывок. Первой карточку берет команда, победившая во втором туре, второй — занявшая второе место. Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ № 2
Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчиков?
Ответ: котенок Васька.
Чем гордился Бобка, герой рассказа «Заплатка»?
Ответ: своими штанами.
3. Чем в рассказе «Фантазеры» Игорь намазал губы своей сестренке Ире? Ответ: вареньем.
Как звали собаку тети Наташи из рассказа «Дружок»?
Ответ: Дианка.
5. Участок под каким номером достался героям рассказа «Огородники»? Ответ: № 12.
6. Кого Мишка, герой рассказа «Наш каток», не пускал кататься на каток?
Ответ: «У кого двойка — не пускать на каток, пока не исправит».
7. На сколько частей разделили мороженое Стасик и Мишутка, герои рассказа «Фантазеры»?
Просмотр содержимого документа
«"Ради счастья детей": Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов »
"Ради счастья детей"
Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов
Цели:
Приобщение учащихся к чтению, знакомство с писателем Н. Н. Носовым; развитие навыков вдумчивого чтения; обогащение словарного запаса;
развитие речи;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведения.
Оборудование:
выставка книг Н. Н. Носова;
выставка детских иллюстраций к прочитанным рассказам;
карточки с заданиями для игроков
Ход игры
«Носов – умный, вдумчивый художник,
полный неистощимого юмора, автор поистине
классических книг и множества маленьких шедевров
в две-три странички, каждый из которых блестит,
как яркая жемчужина в довольно объемистом
ларце нашей детской литературы».
Валентин Катаев.
Родился Николай Носов в семье актера. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.
Первый рассказ Н.Н.Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселая семейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».
Книги Н.Носова иллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И.Семенов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. Художник В.Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо... Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора... Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе — такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
А сейчас давайте посмотрим, действительно ли хорошо вы знаете рассказы этого писателя. Итак, начинаем!
Ведущий представляет команды, объявляет начало Тура 1 «Разминка» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На экран выводятся вопросы Тура 1:
Необходимо вставить пропущенное в названии рассказа слово.
Необходимо установить соответствие между героем или предметом
и рассказом.
Отвечает та команда, участник которой первым поднял руку. Если у команд нет ответа, то вопрос адресуется зрителю. За правильный ответ зритель получает медаль. По количеству медалей в конце игры будет определен «Самый внимательный читатель».
.
Тур 1 «Разминка»
1. Вставьте пропущенное в названии рассказа Н. Н. Носова слово:
1-й ведущий объявляет начало Тура 2 «Бюро находок» и рассказывает о правилах игры в этом туре На трех карточках названы предметы, необходимо определить, какой рассказ Н. Н. Носова их «потерял». Первой карточку выбира ет команда, победившая в туре 1, второй - команда, занявшая второе место. Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам, и среди них мы ищем «Самого внимательного читателя».
Вопросы для зрителей № 1
Кто является главным героем большинства прочитанных вами рассказов Н. Н. Носова?
Ответ: Мишка.
Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком. Как звали щенка?
Ответ: Дружок из рассказа «Дружок».
Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
Ответ: картофель.
Что уронил в колодец Мишка?
Ответ: ведро и чайник в рассказе «Мишкина каша».
В рассказе «Фантазеры» Мишутка и Стасик говорят сколько им лет. Сколько?
Ответ: Мишутке — 140 лет, Стасику — 95 лет.
Что нарвали мальчики без разрешения на колхозном огороде? Ответ: огурцы в одноименном рассказе.
Кто стучал всю ночь и напугал ребят в рассказе «Тук-тук-тук»? Ответ: вороны.
ТУР 2 «БЮРО НАХОДОК»: ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
► Карточка 1. Какой рассказ «потерял» эти предметы?
Ответы: Санки — «Про Гену». Кастрюля — «Мишкина каша».
Мороженое — «Фантазеры».
1-й ведущий объявляет начало Тура 3 «Угадай рассказ по эпизоду» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На трех карточках приведены отрывки из рассказов Н. Н. Носова, необходимо назвать рассказ, из которого взят отрывок. Первой карточку берет команда, победившая во втором туре, второй — занявшая второе место. Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ № 2
Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчиков?
Ответ: котенок Васька.
Чем гордился Бобка, герой рассказа «Заплатка»?
Ответ: своими штанами.
Чем в рассказе «Фантазеры» Игорь намазал губы своей сестренке Ире? Ответ: вареньем.
Как звали собаку тети Наташи из рассказа «Дружок»?
Ответ: Дианка.
Участок под каким номером достался героям рассказа «Огородники»? Ответ: № 12.
Кого Мишка, герой рассказа «Наш каток», не пускал кататься на каток?
Ответ: «У кого двойка — не пускать на каток, пока не исправит».
На сколько частей разделили мороженое Стасик и Мишутка, герои рассказа «Фантазеры»?
Ответ: на три части — ребята поделились с Ирой.
ТУР 3 «УГАДАЙ РАССКАЗ ПО ЭПИЗОДУ»: КАРТОЧКИ ДЛЯ КОМАНД
Карточка 1 Из какого рассказа этот эпизод
«Сумел порвать, сумей и зашить».
«Ну, Мишка, говорю, — ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтобы побыстрей. Есть очень хочется».
«Какие мальчишки смешные! То скребутся, как мыши, то по стеклу пальцами скрипят, то стихи читают».
1. «Да я не знаю, о чем разговаривать... Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...".
«Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку превратилась? — спрашиваю я.
— Ну да, — говорит Мишка. — Я ее пилил напильником, пилил, вот она и сделалась сковородкой! Ну ничего, сковородка тоже нужна в хозяйстве».
«Ребята увидели ворону и расхохотались так громко, что ворона захлопала крыльями и улетела. Ребята сейчас же притащили лестницу; несколько человек забрались на крышу посмотреть, что там клевала ворона».
«Он бросил рулетку и стал копать. Только недолго копал. Корень ему в земле попался. Так он этот корень стал из земли выдирать. Драл его, драл, весь участок разворотил».
«— По-моему, воспитывать в детях честность — важнее всего, — продолжал папа. — Честный человек не соврет, не обманет, не подведет товарища, не возьмет чужого и трудиться будет исправно, не станет сидеть сложа руки, когда другие работают...»
«— Хорошая песня! — одобрил он, когда пение закончилось. — Так... О чем тут у нас говорится? "На мельницу доставили пятьдесят мешков ржи... ”»
Ответы: 1. «Огородники». 2. «Про Гену».3. «Федина задача».
Ведущий объявляет начало Тура-4 «Чему научил рассказ» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На карточках написано название одного рассказа и заданы вопросы по его сюжету, необходимо ответить на эти вопросы и объяснить, чему научил рассказ. Первой карточку берет команда, победившая в Туре 3, второй — команда, занявшая второе место в Туре 3. А пока команды выполняют задание Тура 4, зрители отвечают на вопросы по прочитанным рассказам.
Вопросы для зрителей №3
1. Почему Вовка и Вадик, герои рассказа «Живая шляпа», подумали, что шляпа живая?
Ответ: шляпа упала с комода и поползла.
2. Почему мама не стала чинить штаны, порванные Бобкой, героем рассказа «Заплатка»?
Ответ: мама сказала: «Сумел порвать, сумей и зашить».
3.Какую хитрость придумал Мишка, герой рассказа «Огородники», чтобы раньше других ребят вскопать огород?
Ответ: вскопать огород ночью, когда другие ребята будут спать.
4.Почему Федя, герой рассказа «Федина задача», прочитав двадцать раз задачу, так ее и не понял?
Ответ: постоянно отвлекался от решения задачи — слушал песни по радио.
5.Что произошло с телефоном Мишки, героя рассказа «Телефон»?
Ответ: Мишка сначала его разобрал, чтобы посмотреть, что внутри, потом сделал из него звонок, а затем и звонок разобрал, вытащил из него батарею, чтобы посмотреть, как получается электричество.
6. Почему все ребята считали Мишку, героя рассказа «Тук-тук-тук», храбрецом?
Ответ: Мишка спал как убитый, пока Костя и рассказчик тряслись от страха, пытаясь понять, кто стучит.
7. Почему рассказчик ничего не взял у Мишки, героя рассказа «Бенгальские огни», за елку? Ответ: «Ради дружбы. Дружба ведь дороже волшебного фонаря...»
ТУР 4 «ЧЕМУ НАУЧИЛ РАССКАЗ?»: — КАРТОЧКИ ДЛЯ КОМАНД
► Карточка 1. Рассказ «Огурцы»
I. Вопросы по сюжету рассказа
Почему мама рассердилась на Котьку, когда он принес огурцы?
Ответ: Котька украл их из колхозного огорода.
2. Почему мама заставила Котьку отнести огурцы обратно, хотя мальчику было очень страшно? Она не любила сына?
Ответ: «Пусть лучше у меня не будет сына, чем будет сын вор».
3. Чего боялся Котька?
Ответ: у сторожа было ружье, и он мог выстрелить.
4. Котька не выбросил огурцы по дороге, а отнес их все-таки колхозному сторожу. Почему?
Ответ: ему стало жалко сторожа: «дедушке из- за меня попадет».
Какие чувства испытывал Котька после того, когда вернул огурцы сторожу?
Ответ: «на душе у него было радостно».
Чему научил вас рассказ «Огурцы»?
Ответ: воровать — плохо.
Карточка 2. Рассказ «Про Гену»
Вопросы по сюжету рассказа
Назовите главный недостаток Гены.
Ответ: «он любил иногда приврать».
Как учился Гена?
Ответ: «неважно учился»: в дневнике были тройки, «иногда попадались двойки».
По какому предмету Гена получил «самую скверную оценку»? "
Ответ: по русскому языку — единицу.
Что «приврал» Гена?
Ответ: надо было собирать металлолом, а Гена весь день катался с горки. Дома говорил, что собирает металлолом, а в школе — что мама не разрешила собирать металлолом, так как заболела сестренка.
Что о Гене сказал папа, узнав про ложь сына?
Ответ: что Гена плут, мошенник, тунеядец.
Чему научил вас рассказ «Про Гену»?
Ответ: нельзя врать, плохо учиться.
Карточка 3. Рассказ «Фантазеры»
Вопросы по сюжету рассказа
1. О чем разговаривали Мишутка и Стасик?
Ответ: рассказывали друг другу небылицы, стараясь друг друга «переврать», например, один может океан переплыть, а другой может без головы ходить.
2. Герой рассказа Игорь сказал, что это он мастер «врать», да не такой, как Мишутка и Стасик? Чем отличается «вранье» Игоря от «вранья» Мишутки и Стасика?
Ответ: Мишутка и Стасик «врут» без толку, а Игорь «соврал» с пользой для себя.
3. О чем «соврал» Игорь с пользой для себя?
Ответ: съел полбанки варенья и, чтобы не попало от мамы, намазал вареньем губы сестренке Ире. Мама подумала, что Ира съела варенье, и наказала ее, а Игорю еще варенья дала.
4. Что возмутило Мишутку в рассказе Игоря про варенье?
Ответ: «...из-за тебя другому досталось, а ты и рад!».
5. Кто предложил разделить мороженое на три порции?
Ответ: ребята хотели отдать все мороженое Ире, но девочка предложила мороженое на троих разделить.
Чему научил вас рассказ «Фантазеры»?
Ответ: нельзя из-за собственной выгоды подводить других людей.
1-й ведущий объявляет начало Тура 5 «Что это значит?» и рассказывает о правилах игры в этом туре. Надо раскрыть смысл слов и словосочетаний, встречающихся в рассказах; отвечает тот игрок команды, который первым поднял руку.
ТУР 5 «ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?»
«Я такую кашу сварю, что пальчики оближешь» («Мишкина каша»),
«Мишка спал, как убитый» («Тук-тук-тук»),
«Сидеть сложа руки» («Про Гену»),
«Мы оба ходили, как в воду опущенные» («Дружок»),
«Во весь дух помчался по полю» («Огурцы»),
«Из-за вас даром время терять» («Дружок»).
«Отдай ее (елку) на сегодня мне... и дело с концом» («Бенгальские огни»).
«Ничего, до свадьбы заживет» («Бенгальские огни»).
Сундук.
Металлолом.
Пионерлагерь.
Вожатый.
Колхозный огород.
Доска Почета.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.
Ведущий. А пока жюри подводит итоги игры, все игроки и зрители попытаются ответить еще на несколько вопросов по сюжетам рассказов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ № 4
Что помогло героям рассказа «Огородники» все-таки вырастить самый большой урожай помидоров и кабачков и получить Красное знамя? Ответ: пугало, которое поставили ребятам на участок как отстающим. Оно отпугивало ворон, и те не клевали урожай, как на других участках. И еще пугало не давало ребятам забыть, что надо работать лучше.
Почему в теплую погоду Мишке, герою рассказа «Дружок», пришлось три дня ходить в валенках? Ответ: пропал ботинок — Дружок утащил его под печь.
Какую сказку рассказал ребятам на ночь Костя, герой рассказа «Тук-тук-тук»?
Ответ: длинную, страшную: про колдунов, про ведьм, про чертей, про Кощея Бессмертного.
На чем рассказчик вывез из лесу поранившего ногу Мишку, героя рассказа «Бенгальские огни»?
Ответ: на елке.
Чем украшали новогоднюю елку герои рассказа «Бенгальские огни»?