"Ради счастья детей"
Библиотечный урок-викторина по рассказам Н.Н.Носова для 2-3-х классов
Цели:
- Приобщение учащихся к чтению, знакомство с писателем Н. Н. Носовым; развитие навыков вдумчивого чтения; обогащение словарного запаса;
- развитие речи;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей; формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания духовной сущности произведения.
Оборудование:
- выставка книг Н. Н. Носова;
- выставка детских иллюстраций к прочитанным рассказам;
- карточки с заданиями для игроков
Ход игры
«Носов – умный, вдумчивый художник,
полный неистощимого юмора, автор поистине
классических книг и множества маленьких шедевров
в две-три странички, каждый из которых блестит,
как яркая жемчужина в довольно объемистом
ларце нашей детской литературы».
Валентин Катаев.
Родился Николай Носов в семье актера. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.
Первый рассказ Н.Н.Носова «Затейники» был издан еще в 1938 году. Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселая семейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».
Книги Н.Носова иллюстрировали очень непохожие по почерку художники: И.Семенов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. Художник В.Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо. Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора. Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе — такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
А сейчас давайте посмотрим, действительно ли хорошо вы знаете рассказы этого писателя. Итак, начинаем!
Ведущий представляет команды, объявляет начало Тура 1 «Разминка» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На экран выводятся вопросы Тура 1:
- Необходимо вставить пропущенное в названии рассказа слово.
- Необходимо установить соответствие между героем или предметом и рассказом.
Отвечает та команда, участник которой первым поднял руку. Если у команд нет ответа, то вопрос адресуется зрителю. За правильный ответ зритель получает медаль. По количеству медалей в конце игры будет определен «Самый внимательный читатель».
"Разминка»
1. Вставьте пропущенное в названии рассказа Н. Н. Носова слово:
.. задача».
«Бенгальские. ».
«. каша».
«Живая. ».
«. каток».
Ответы: «Федина задача», «Бенгальские огни», «Мишкина каша»,
«Живая шляпа», «Наш каток».
2. Установите соответствие между героем или предметом и рассказом (или из какого рассказа этот герой или предмет).
Леночка «Фантазеры»
Звонок «Бенгальские огни»
Ёлка «Телефон»
Пень «Дружок»
Ира «Огородники»
Ответы: Леночка — «Дружок». Звонок — «Телефон». Елка — «Бенгальские огни». Пень — «Огородники». Ира — «Фантазеры».
1-й ведущий объявляет начало Тура 2 «Бюро находок» и рассказывает о правилах игры в этом туре На трех карточках названы предметы, необходимо определить, какой рассказ Н. Н. Носова их «потерял». Первой карточку выбира ет команда, победившая в туре 1, второй - команда, занявшая второе место.
Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам, и среди них мы ищем «Самого внимательного читателя».
Вопросы для зрителей № 1
1. Кто является главным героем большинства прочитанных вами рассказов Н. Н. Носова?
Ответ: Мишка.
2. Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком. Как звали щенка?
Ответ: Дружок из рассказа «Дружок».
- Что бросал Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
Ответ: картофель.
- Что уронил в колодец Мишка?
Ответ: ведро и чайник в рассказе «Мишкина каша».
5. В рассказе «Фантазеры» Мишутка и Стасик говорят сколько им лет. Сколько?
Ответ: Мишутке — 140 лет, Стасику — 95 лет.
6. Что нарвали мальчики без разрешения на колхозном огороде? Ответ: огурцы в одноименном рассказе.
7. Кто стучал всю ночь и напугал ребят в рассказе «Тук-тук-тук»? Ответ: вороны.
ТУР 2 «БЮРО НАХОДОК»: ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД
? Карточка 1. Какой рассказ «потерял» эти предметы?
Пугало.
Ягоды рябины.
Нитки, иголка.
Ответы: Пугало — «Огородники». Ягоды рябины — «Тук-тук-тук». Нитки, иголка — «Заплатка».
? Карточка 2. Какой рассказ «потерял» эти предметы?
Шляпа.
Учебник математики.
Чемодан.
Ответы: Шляпа — «Живая шляпа». Учебник математики — «Федина задача». Чемодан — «Дружок».
? Карточка 3. Какой рассказ потерял эти предметы?
Санки.
Кастрюля.
Мороженое.
Ответы: Санки — «Про Гену». Кастрюля — «Мишкина каша».
Мороженое — «Фантазеры».
1-й ведущий объявляет начало Тура 3 «Угадай рассказ по эпизоду» и рассказывает о правилах игры в этом туре. На трех карточках приведены отрывки из рассказов Н. Н. Носова, необходимо назвать рассказ, из которого взят отрывок. Первой карточку берет команда, победившая во втором туре, второй — занявшая второе место. Пока команды работают с карточками, зрители отвечают на несколько вопросов по прочитанным рассказам.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ № 2
- Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчиков?
Ответ: котенок Васька.
- Чем гордился Бобка, герой рассказа «Заплатка»?
Ответ: своими штанами.
3. Чем в рассказе «Фантазеры» Игорь намазал губы своей сестренке Ире? Ответ: вареньем.
- Как звали собаку тети Наташи из рассказа «Дружок»?
Ответ: Дианка.
5. Участок под каким номером достался героям рассказа «Огородники»? Ответ: № 12.
6. Кого Мишка, герой рассказа «Наш каток», не пускал кататься на каток?
Ответ: «У кого двойка — не пускать на каток, пока не исправит».
7. На сколько частей разделили мороженое Стасик и Мишутка, герои рассказа «Фантазеры»?
Ответ: на три части — ребята поделились с Ирой.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Жюри определяет:
- команду-победителя;
- знатока рассказов среди зрителей;
- лучшую иллюстрацию к рассказам