«НОСОВ И ДЕТИ.»
Библиотечный урок для учащихся начальных классов.
Библиотекарь НСКОШ №68 АЛЬМЕТЬЕВА ЗУЛЬФИЯ САХИУЛЛОВНА.
Библиотекарь: -Уважаемые гости! Приглашаем вас на мероприятие, посвященное жизни и творчеству писателя, принять участие в литературной викторине, посвящённой творчеству известного детского писателя, по произведениям которого мы и продолжим путешествие.
А что возьмём с собой, вы узнаете, отгадав загадку.
Показ слайда.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга.)
А что значит для каждого из вас книга?
Встав, дети по кругу передают книгу и говорят, что она значит для каждого.
Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лису.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
Ребята, обратите внимание на выставку.
Как фамилия автора этих книг?
Показ слайда.
1 задание
- Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич).
- Где и когда родился Носов? (23 ноября 1908 года в Киеве)
Сегодня мы поговорим с вами о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают и перечитывают взрослые.Роста он был невысокого, имел тихий глуховатый голос. Николай Носов был молчаливым, замкнутым человеком. Родился Николай Носов в Киеве 23 ноября 1908года в семье актера. В школьные годы он мечтал стать известным музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это занятие. Носов закончил семилетнюю школу и устроился работать мусорщиком на кирпичный завод. В свободное время он увлекался фотографией. В1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. А через два года перевелся в Московский институт кинематографии. Закончил его и почти двадцать лет работал в кино, был режиссером мультфильмов, научных и учебных картин. (показ слайда)
Библиотекарь:– Когда у Носова родился маленький сын, он начал сочинять для него сказки и рассказы. Как же Носов сочинял свои рассказы? Он очень внимательно прислушивался к разговорам на улице и придумывал интересные истории. Например, рассказ «Огурцы» он написал с истории, которая произошла с его пятилетним племянником. Однажды мальчик гулял рядом с овощной палаткой. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и, довольный, пошел к маме. Книги Н. Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же как они, непоседах, изобретателях и фантазерах – словом, об обычных мальчишках и девчонках. Носов не выдумывал героев, а находил их везде – по соседству, в гостях, просто на улице, и слушал, и позволял услышать своим читателям их рассказы о жизни, о друзьях, о самих себе.
- А теперь ученики 6 класса покажут вам сценку «Живая шляпа»
Библиотекарь:– Н.Носов ввел в детскую литературу образ наивного, но изобретательного и любознательного мальчишки – непоседы, одержимого жаждой деятельности и часто попадающего в комические ситуации. Широкую известность писателю принесла повесть «Витя Малеев в школе и дома». В 1945 году вышел сборник писателя «Тук-тук-тук», затем книги рассказов «Ступеньки» – 1946 год, «Фантазеры»1947году. Носов – умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора, автор поистине классических книг: «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Приключение Незнайки».
Ребята, Незнайка пришел к нам в гости.
Незнайка: - Ребята, кто знает из какой книжки я к вам пришел?
- Как называются рассказы про меня?
- А кто мои друзья? (Ответы детей) Молодцы ребята! Вы очень много читаете и поэтому очень много знаете.Я останусь с вами на празднике и попозже проведу с вами викторину по произведениям Н.Носова.
Библиотекарь: – Для того, чтобы изучить его жизнь стоит открыть его автобиографическую повесть «Тайна на дне колодца». И увидеть маленький поселок Ирпень неподалеку от Киева, где жила тогда небольшая семья .Вскоре семья переехала в Киев – пришло время определять мальчиков в гимназию. А всего через несколько лет началась гражданская война. Голод, смерть, тиф… многое пришлось пережить. И обо всем этом рассказал уже известный писатель Николай Николаевич Носов в своей последней книге. Повесть «Тайна на дне колодца» вышла отдельным изданием уже после смерти ее автора в 1978 году. Эта книга для Носова совсем необычная – грустная, почти печальная. И хотя там немало смешного, общий тон ее совсем не весел. Наверное, потому что Носов здесь рассказывает о своем детстве и юности, которые пришлись на страшные годы гражданской войны и послевоенной разрухи.
(показ слайда)
– Огромной популярностью пользовались и пользуются мультфильмы по произведениям Н.Носова.
Просмотр мультфильма « Фунтик и огурцы».
Библиотекарь: Сегодня я рассказала вам о жизни и творчестве Н.Носова. Вы прочитали много его книг, смотрели мультфильмы и кинофильмы. А сейчас Незнайка проведет с вами викторину и мы определим знатока.
Незнайка:
1. Как назывался город, в котором жили коротышки? (Цветочный)
2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на шаре? (Зеленый)
3. Какого роста были коротышки? (Ростом с огурец)
4. Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек? (Из черно-бурых гусениц)
5. Какие стихи сочинил Незнайка?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул чрез овечку.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.
6. Трактор Митя из деревни Простоквашино работал на продуктах, а на чем работал автомобиль механиков .
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете. Следующий конкурс называется «Профессии коротышек».
Конкурс «Профессии коротышек»
Задание – соединить карточки, обозначающие имена и профессии коротышек: Знайка (ученый), Пончик (повар), Молчун (сапожник), Винтик (механик), Пилюлькин (доктор), Авоська (почтальон), Цветик (поэт), Гусля (музыкант), Тюбик (художник), Пулька (охотник), Стекляшкин (астроном), Смекайло (писатель), Медуница (врач).
Библиотекарь: Следующий конкурс называется «Мешок потерянных вещей».
Конкурс «Мешок потерянных вещей»
Библиотекарь по очереди достает из мешка вещи. Необходимо назвать хозяина: краски (Тюбик), ружье (Пулька), гаечный ключ (Винтик), таблетка (Пилюлькин или Медуница), книга (Знайка), увеличительное стекло (Стекляшкин).
Библиотекарь: Слушайте задачу и назовите, из какой повести эта задача?
- «Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов собрал мальчик и сколько – девочка? (Ответ : 80 и 40. « Витя Малеев в школе и дома») .
Библиотекарь: Книги Н.Н.Носова помогают нам, читателям, смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.
Как нужно обращаться с книгами?
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги учат преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.
-Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё бережнее будете обращаться с книгой, потому что… книга – источник знаний!