Курс «Игры в словах» составлен для обучающихся 1 класса.
На проведение занятий отводится 33 часа -1 час в неделю.
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания | Основные понятия |
Раздел 1 Фонетика 5 часов. |
1 | По законам графики, или звуки и буквы | 1 | Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра «Превращение слов». Метаграммы. Цепочки слов. Творческое задание для самостоятельной работы | Фонетика. Звуки и буквы. Метаграммы. |
2 | По порядку становись! | 1 | Образование слов путём расстановки букв в алфавитном порядке. Закодированные слова. Групповое творческое задание»Замени одним словом» | Алфавит Загадка |
3 | Буквы в слове переставим -много новых слов составим! | 1 | Творческое задание «Составь слова из предложенных букв и найди лишнее слово», игра «Из одного слова составь другое». Стихотворные анаграммы и анаграммы-перевёртыши. | Буквы Звуки Анаграммы |
4 | Какие они разные – гласные -согласные | 1 | Звуковые образы или звукопись. Транскрипция слов и предложений. Составление предложений с использованием звукописи. Логическая занимательная игра сос словами. Игра-конкурс «Кто знает больше разных слов?» | Гласные и согласные звуки Транскрипция Звукопись |
5 | Удар! Ещё удар! | 1 | Слова, в которых ударение не ставиться. Шуточный рассказ Ф.Кривина «Ударные и безударные».Задания: «Выбери правильный безударный гласный». Шарада. Игра «Составь слова» Тренажёр «Учимся ставить ударение» | Ударение Ударные и безударные звуки Шарада |
Раздел 2 Морфемика 6 часов |
7 | Морфемы и их роль в словах | 1 | Работа со стихотворением, в котором пропущены слова-термины, называющие значимые части слова-морфемы. Кроссворды | Морфема Кроссворд |
8 | Смотри в корень! | 1 | Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи цепочку слов», «Подбери однокоренное слово». Тренажёр «Однокоренные слова» | Корень слова |
9 | К кому и зачем пристают приставки? | 1 | Ребусы. Опасности при разборе слова по составу. Игра»Лишнее слово»(учитывая характер приставки, исключить «лишнее» слово). Викторина «Приставки» | Приставка Ребус |
10 | Суффикс - звучит загадочно… | 1 | Загадки. Образование слов при помощи суффикса. Значение суффикса. Игра «Подбери к словам схему» | Суффикс |
11 | Образование сложных слов, или кое-что о действии сложения. | 1 | Калейдоскоп. Игра «Замени предложение одним словом» Задание «Впиши сложные слова» | Сложные слова Калейдоскоп |
12 | Покой морфемам только снится | 1 | Чередование гласных и согласных букв в морфемах. Основа плюс морфема, или как делают слова? Словообразовательная цепь. Восстановление пропущенных звеньев в словообразовательной цепи. Задание: «Подбери к схеме слово». | Словообразование Чередование звуков |
Раздел 3 Морфология 6 часов |
13 | Где живут слова и как они находят место? | 1 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Стихотворение П. Чеснокова «О чём поспорили части речи?».. Задания: «Отгадай сказку» «Найди имена собственные» «Раздели слова на группы», | Морфологи Части речи Грамматическое значение слов |
14 | Существительное – значит существует | 1 | Ребусы. Задания: «Составь слово» , «Вставь буквы в пустые клеточки», «Допиши слово- рифму», «Отгадай слов по его определению», тренажёр «Имена существительные» | Имя существительное Ребусы |
15 | Живое – неживое. С душою или без? | 1 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Задания: «Раздели слова на группы», « Вставь названия животных в известные фразеологизмы». Викторина Каркуши. Чайнворды. Ребусы. Тренажёр «Слова, отвечающие на вопросы кото? или что?» | Одушевлённый и неодушевлённый Чайнворды |
16 | Встреча с именами прилагательными | 1 | Дружба имени прилагательного с именем существительным. Прямое и переносное значение имени прилагательного. Подбор к поговоркам соответствующих по значению имён прилагательных. Игра «Подбери эпитет». Задание: соедини прилагательное с именем существительным так, чтобы получились названия дорожных знаков. | Имя прилагательное Поговорки Эпитеты |
17 | Глагол – часть речи или речь? | 1 | Значение слова «глагол» в Древней Руси. Глагол – част речи. Задания: «Запиши одним словом» «Дополни пословицы подходящими глаголами» «Подбери рифму». Кроссворд. | Глагол Рифма |
18 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Образуй слово, добавляя одну лишь букву» «Составь слово по закономерности». Фразеологизмы – синонимы. Ребусы. Зашифрованная пословица. | |
Раздел 4 Орфография 6 часов. |
19 | Законы орфографии | 1 | Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова или Его Величество орфографический словарь! Занимательные задания – игры: «Подбери слово», «Продолжи ряд», «Цепочки слов», тренажёр «Безударные гласные в корне слова» | Орфограмма |
20 | Непроизносимые согласные или звуки потерялись. | 1 | Правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Занимательные задания: «Вставь нужную букву», «Расшифруй слова», «Исправь ошибки», тренажёр «Непроизносимые согласные» | Непроизносимые согласные |
21 | Встреча с именами собственными | 1 | Имена собственные и нарицательные имена существительные. Творческие задания: «Собери слово», «Третий лишний», «Подбери пару» (произведение – писатель). Загадки - логорифы. | Имена собственные и нарицательные Логорифы |
22 | Весёлая путаница частей слова и речи | 1 | Приставка или предлог. Способы проверки слитного или раздельного написания слов. Проблемные задания со скобками. Игра «Вставь словечко». Весёлые шарады. Тренажёр «Предлог или приставка» | Приставка Предлог Шарада |
23 | Дружба звуков или кое-что о парных согласных. | 1 | Парные согласные по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости. Задания: «Охарактеризуй звук», «Загадочные морские приключения». Словесные шарады. Стихотворные загадки от известных писателей и поэтов. | Парныесогласные |
24 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Конкурсы – задания: «Объясни одним словом», «Грамотей», «Составь слово», «Четвёртый лишний», «Поэтическое буриме». | Буриме |
Раздел 5 Лексика 10 часов |
25 | Словарь или вселенная в алфавитном порядке | 1 | О значениях прекрасных разных. Толковый словарь и лексическое значение слова. Замена определения и толкования слов одним словом на заданную букву. | Лексика Словарь |
26 | Поговорим о происхождении или этимология слова | 1 | Калейдоскоп. Значение и этимология слова. «Ложная», или «народная», этимология | Этимологи Калейдоскоп |
27 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные слова в стихотворении И. Токмаковой, толкование значения этих слов. Задание: «Допиши слова, поясняющие многозначность предложенных слов». | Однозначные и многозначные слова |
28 | Эти милые двойняшки, или в гостях у омонимов | 1 | Омонимичность слов. Игра: «Подбери к рисунку слово». Одинаково звучащие слова, которые являются разными частями речи. Слова-омонимы в стихотворении Я.Козловского. Шуточные вопросы. | Омонимы |
29 | Дружба слов. Встреча с синонимами | 1 | Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару». Задание: «Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв» | Синонимы |
30 | Когда значения спорят или кое-что об антонимах. | 1 | Загадки. Задания : «Подбери антонимы, обозначающие время, пространство, качества, черты характера». Игра: «Найди антоним, подбери синоним». Задание: «Вставь пропущенные антонимы в пословицы и поговорки» | Антонимы Палиндром |
31 | Когда старость бывает в радость, или кое-что об архаизмах | 1 | Устаревшие слова и их «вторая» жизнь. Викторина «Знатоки старинных слов». Что такое палиндром. Игра «Слова-перевёртыши». Перевёртыши-фразы. | Архаизмы Палиндром |
32 | Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость | 1 | Фразеологизмы-синонимы. «Фразеологический зверинец» - задание: «Закончи фразеологизмы, подобрав подходящие по смыслу названия животных». Из каких профессий пришли фразеологизмы. | Фразеологизмы |
33 | Слово плюс слово – пословица готова… | 1 | Криптограммы. Прямое и переносное значение пословиц. Пословицы и поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Подбор пословиц к иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы подходящие числа», «Составь пословицу». | Пословица Криптограмма |
34 | Привет, страна Олимпия! | 1 | Задания: «Поставь буквы на свои места», «Буквы переставил - слова составил», «Цепочки слов», «Подбери однокоренные слова». Загадки. Криптограммы. Шарады. Фразеологизмы и глагола – синонимы. Задания на смекалку. | |
Всего: 33часа |