анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения
Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения
Презентация знакомит с гигиеническими условиями, которые должны соблюдаться на уроках в начальной школе, с технологией оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. рассматривается роль педагога в здоровьесберегающей педагогике. Также говорится о том, что педагог долженуметь, чтобы не допустить переутомление обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем
Опрос учащихся
Письмо
Чтение
Слушание
Рассказ
Рассматривание наглядных пособий
Ответы на вопросы
Решение примеров, задач
Практические занятия и т.д. ( нормой считается 4 – 7 видов за урок)
Число использованных учителем видов учебной деятельности
Словесный
Наглядный
Аудиовизуальный
Самостоятельная работа и др.
Норма – не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания – не позже чем через 10 – 15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся
Методы свободного выбора ( свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и тд.)
Активные методы( ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.)
Методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и др.)
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
Для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач
Позы учащихся и их чередование
Степень естественности позы школьников – индикатор психологического воздействия учителя
Физкультминутки и физкультпаузы
Обращается внимание на их содержание и продолжительность ( норма на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легих упражнений с 3-4 повторениями каждого)
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Интерес к занятиям
Стремление больше узнать
Радость от активности
Интерес к изучаемому материалу
Благоприятный психологический климат на уроке
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя
Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и тд.
Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной нагрузки
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока
Завершение урока должно быть спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников
Правило 1 правильная организация урока
Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне
Главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ
Три этапа урока
Учитель сообщает информацию
Ученики формулируют и задают вопросы
Учитель и ученики отвечают на вопросы
Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление
Правило 2 Использование каналов восприятия
Аудиальное восприятие
Визуальное восприятие
Кинестетическое восприятие
Правило 3 учет зоны работоспособности учащихся
Биометрический оптимум работоспособности имеют свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.
Правило 4 Распределение интенсивности умственной деятельности
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не доложен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике
Что педагог должен уметь
Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления.
Владеть основами здорового образа жизни.
Устанавливать контакт с коллективом учащихся.
Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение.
Прогнозировать развитие своих учащихся.
Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления.
Личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Три проблемы здорового образа жизни
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
Изменения отношения учителя к учащимся.
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.
Внешние признаки усталости ученика
Частые перемены позы
Потягивание
Встряхивание руками
Зевота
Закрывание глаз
Подпирание головы
Остановившийся взгляд
Ненужное перекладывание предметов
Разговор с соседом
Увеличение количества ошибок в ответах
Невосприятие вопроса
Задержка с ответом
Частые поглядывания на часы в ожидании конца урока