«Здоровье сберегающие технологии и применение их на уроках биологии» учитель Сакун Е.Д.
«Для сохранения здоровья школьников учитель может и должен сделать гораздо больше, чем врач!» Н. К. Смирнов
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье сберегающая технология - это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Функции здоровьесберегающих технологий
- формирующая
- информативно-коммуникативная
- диагностическая
- адаптивная
- рефлексивная
- интегративная
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
гигиенические условия в классе.
- число видов учебной деятельности
- продолжительность и частоту чередования видов учебной деятельности
- число видов преподавания
- выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения место и длительность применения ТСО
- позы учащихся, чередование поз
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
- психологический климат на уроке
- плотность урока
- момент наступления утомления учащихся
- темп и особенности окончания урока
Нарушение зрения, одна из проблем школьников.
Все эти виды напряжений оказывают влияние на глаза, являющиеся своеобразным барометром состояния ребенка. Нормализовать зрение можно с помощью специальных упражнений, которые улучшают мозговое кровообращение. Чем лучше кровообращение во всем организме, тем лучше " работает " сетчатка глаза.
Некоторые рекомендации для снятия напряжения в зрительном аппарате.
Тренинг «Гимнастика для глаз».
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
1. ВВЕРХ-ВНИЗ, ВЛЕВО-ВПРАВО.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. КРУГ
Представит себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. КВАДРАТ
Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. РИСОВАНИЕ НОСОМ
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Можно конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
Гигиена зрения.
У некоторых школьников, особенно в старших классах, развивается близорукость. Если же выполнять несложные правила, то в большинстве случаев можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.
Правила бережного отношения к зрению:
* умываться по утрам;
* смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день;
* сидеть не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера;
* не читать лежа, в транспорте;
* беречь глаза от попадания инородных предметов;
* при чтении и письме свет должен падать слева;
* употреблять в пищу витамины, морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку;
* ежедневно делать гимнастику для глаз;
* укреплять глаза, глядя на восход или закат.
Для начальной и средней школы рекомендуется пальчиковая гимнастика.
1. Волна. И. п. - руки полусогнуты вперед, ладони вниз, выполнить волнообразные движения ладонями, затем руками в целом. Последовательно сгибать и разгибать руки во всех суставах.
2. Медуза. И. п. – руки полусогнуты, ладони вниз, пальцы врозь, имитация движений щупальцев медузы.
3. Веер. И. п. - руки согнуты вперед - в стороны, ладони вперед, пальцы
максимально разведены. Сначала большой палец прижать к ладони. Затем
последовательно прижимать остальные. После этого пальцы разгибать в обратном порядке.
4. Плавники. И. п. - руки в стороны. Волнообразные движения руками вперед, увеличивая амплитуду.
5. Крест. И. п. - руки вперед - скрестно, ладони развернуты наружу, соединены. Вращать кисти одновременно в противоположные стороны, не отрывая ладони друг от друга.
6. Змея. И. п. - руки в стороны, подушечки пальцев соединить вместе, изображая змею. Круги предплечьями и кистями кверху.
7. Крылья. И. п. - руки вниз. Волнообразные поднимания рук через стороны: сначала в стороны - вниз, затем в стороны, в стороны - вверх.
8. Дирижирование - кистью поочередно правой и левой руки. Затем движения выполнять одновременно обеими руками.