Урок биологии в 5 классе " Путешествие в мир клетки "
Урок биологии в 5 классе " Путешествие в мир клетки "
Самоанализ урока Биологии
Урок биологии был проведён в 5а классе 2016 года.
Характеристика учебного материала: урок соответствует программе по биологии. Согласно календарно-тематическому планированию тема урока
«Путешествие в мир клетки, или что общего между клеткой и космическим кораблём?», часть 2 «По ступеням лестницы жизни», урок одиннадцатый по плану в этой части.
Научность материала соответствует возрасту учащихся, материал средней сложности, является новым для учащихся, но переплетается и опирается на ранее изученный материал, содержит новые понятия и факты. Новый материал представлен большим количеством иллюстраций.
Целью данного урока является: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.
Были определены задачи педагога: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме; вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
По типу урока - это комбинированный урок.
Использованные методы: словесные (рассказ сопровождался демонстрацией презентации, фронтальный опрос учеников), наглядные (демонстрация слайдов). Выбранные методы соответствуют теме, целям урока, возможностям класса, материальной базе школы.
Урок составлен с учетом индивидуальных особенностей учащихся и особенностей класса (гуманитарная направленность – много красочных иллюстраций, картинок, схем).
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: микроскоп, проектор для демонстрации презентации.
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
Структура урока
Соответствие урока требованиям :
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
работать с микроскопом
ученик получит возможность научиться:
применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы;
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
умение организовывать выполнение заданий учителя ;
Развивает навыки самооценки и самоанализа.
познавательные ученик
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное ;
Приобретает элементарные навыки работы с приборами;
коммуникативные ученик
закрепляет умение работать в паре ;
обменивается информацией с одноклассниками.
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап
Результат
Форма достижения
1. Организационный этап
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
2.Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.
Формулировка учебной задачи как темы урока
работа в маршрутных листах
4. Открытие «нового» знания
Цель: Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
Цель:Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.
Выполненное задание.
Взаимопроверка и проверка учителя
7.Рефлексия
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.
Индивидуальная работа
7. Формирование познавательной деятельности учащихся.
1) Формирование познавательных умений: активизация познавательных интересов учащихся, присутствовало стимулирование произвольного внимания - создание проблемной ситуации. Кроме того здесь была и работа над развитием мышления. Учитель при помощи наводящих вопросов с использованием ранее полученных знаний у учащихся находил выход из проблемной ситуации.
2) Деятельность учащихся на уроке: Отношение большинства учащихся к уроку нейтральное, на это оказывает влияние не только недостаточная заинтересованность материалом, но и возраст учащихся. Поэтому активен не весь класс, в основном выделяются 5-6 учеников, особенно активно работающие при объяснении нового материала.
Речь некоторых учащихся при ответах достаточно сформулирована, у большинства же учеников речь, путанная и сбивчивая, не достаточно четко сформулирована.
На уроке была хорошая дисциплина. Общее отношение учащихся к уроку положительное.
8. Анализ контрольно – оценочной деятельности на уроке.
Был осуществлен контроль знаний ранее изученного материала, по итогам которого были выставлены оценки.
Во время урока ребятам задавались вопросы по ходу изучения нового материала.
Оценки выставлялись в соответствии с поставленными перед учениками задачами. Выставление оценки сопутствовал комментарий учителя.
9. Коммуникативный анализ урока.
Учитель обращается к ученикам по имени
Доброжелательное отношение учителя выражается в его улыбки, одобряющих словах (молодец).
Недовольство поведением учащихся выражается в репликах преподавателя и повышении голоса (шумно в классе)
Активность учащихся учитель поощряет с помощью комплемента (какой ты сообразительный)
Учитель ведет диалог с классом стоя и жестикулируя.
Характер визуального общения (учитель смотрит только в класс и старается установить визуальный контакт с классом и отдельными учениками)
Стиль общения: демократический.
Тон общения: одобряющий и частично ироничный.
Учитель владеет коммуникативной техникой.
10. Общие выводы по уроку.
Анализ деятельности: знание фактического материала учителем, речь учителя отличается грамотностью, эмоциональностью и лексическим богатством. В деятельности учителя прослеживалась уверенность и организованность.
Целостность и сложность урока: этапы урока следовали один за другим согласно его структуре. Урок средней сложности.
Развивающий и воспитывающий эффект урока высокий.
Цели урока были реализованы полностью.
При проведении данного урока я продолжила овладением методами и приемами обучения биологии, передала имеющиеся мои знания ученикам.
Оценка урока: я считаю, что за проведенный урок могу поставить себе оценку – 5
Рекомендации к проведению последующих уроков: проявлять побольше строгости и уверенности в себе, а также необходимо привлечение к работе всего класса.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на практике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами (лупа, пинцет, препаровальная игла и т.д.), что в последующем облегчает работу в последующих классах.
В целом, урок проведен по задуманному мною плану. Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способность формированию представления о клетке. Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Актуализация опорных знаний и умений
Способность формированию представления о клетке, способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятиях.
Постановка учебной проблемы
Уметь ставить цели для преодоления заданий.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Развивать умения находить ответы на проблемные вопросы. Уметь планировать свою деятельность на уроке.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Подводить к самостоятельному выводу
Первичная проверка понимания
Создание условий для выявлений причинно – следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями.
Применение новых знаний
Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности.
Рефлексия учебной деятельности
Выяснение качества и уровня знаний и их коррекция.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
Предметные:
регулятивные:
коммуникативные:умение выполнят задания учителя
Учитель проверяет готовность к уроку, психологический настрой.
Ученики встали, поприветствовали учителя, проверили наличие всего необходимого к уроку
Мотивация к изучению материала
Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух.
Предметные: :. формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов
Регулятивны: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Метапредметные (УУД):
познавательные: самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
регулятивные:
коммуникативные:
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
Здравствуйте. А что я такого сказала? Да вроде ничего не сказала, от чего же так радостно стало? А от того что я вам здоровья пожелала.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
-учиться обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Ставит проблему перед учащимися.
Многие люди убеждены в том, что сложное устройство могут иметь только творения рук человека – приборы, машины, компьютеры. Всё живое так привычно нашему взгляду, что кажется очень простым. Однако познакомившись со структурной единицей живого , мы убедимся в обратном. Знакомя вас с биосферой, мы сравнивали её с космическим кораблём. Воспользуемся этим сравнением ещё раз.
Прошу мне ответить без всякой заминки: Ракета сложней или проще травинки? Вы скажите сразу: ракета сложнее, Она и нужнее, она и важнее. Она состоит из мильона деталей, Ее миллион человек собирали. Тогда вам услышать, быть может, в новинку, Что сделать нельзя полевую травинку. Верней, для травинки найдутся детали, Но вы соберете травинку едва ли… Вам даже не сделать пустячной соринки – Кусочка от этой зеленой травинки… Выходит, травинка сложней, чем ракета. Как просто все это! Как сложно все это!
Устройство клетки очень близко к устройству космической станции.
Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Правильно. Сегодня мы будем сравнивать строение клетки с устройством космического корабля.
Давайте рассмотрим в чём же заключается это сходство .
Прежде чем приступить к изучению новой темы…давайте возьмём свои инструктивные карточки….найдём табличку…в табличке три колоночки…. Что я знаю….Что я хочу узнать…Что я узнал нового…
- Что вы знаете о клетке?.....( маленькая, характерна для всего живого, обладает свойством живого)
- Запишем в первую колоночку свои высказывания…..
Что бы вы хотели узнать о клеточке?
- запишем во вторую колонку свои высказывания……
- А на вопрос третьей колонки..мы с вами ответим в конце урока…..
- вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум);
- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
Постановка учебной проблемы
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: -учиться обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо активно работать на уроке, внимательно слушать объяснения и ответственно относится к материалу и лабораторной работе.
- начинаем изучать клетку и сравнивать её со строением космического корабля.
- Возьмите на партах файлы..положите перед собой….здесь есть всё необходимое для создания модели « Клетки». В конце урока у каждого из вас будет собственноручно созданная модель клетки, которая пригодится нам при изучении последующих тем по биологии.
1. Сравним размеры клетки и космического корабля.
Чтобы рассмотреть клеточку , необходимо воспользоваться увеличительным прибором – микроскопом. А размеры космического корабля вы конечно представляете….. так во сколько раз надо увеличить клетку чтобы мы свободно могли войти через её поры внутрь? Учёные выяснили что клетку надо увеличить в 1.5 миллиона раз, при таком увеличении она принимает размеры гигантского космического корабля! А если сравнивать размеры корабля и Вселенной…то наш корабль можно будет будет соответствовать размеру клетки..
2. Защита от внешнего воздействия.
Это первая задача которая стоит перед конструкторами кораблей , и перед клеткой. Космический аппарат защищён от излучения, метеоритов и других воздействий прочным корпусом.
Корпус клетки – это клеточная мембрана . она имеет поры, через которые проходят вода и различные вещества. Выполняет не только защитную функцию , но и важную роль в обмене веществ между клеткой и внешней средой.
- Отметим на нашей модели цитоплазму…. Точечками по всей клетке.
4. Внутренние перегородки и органоиды.
Внутри космический корабль имеет множество перегородок, которые поддерживают форму и делают её более прочной. Если мы войдём в увеличенную в 1.5 миллиона раза клетку, то тоже увидим такие же внутренние перегородки. Клетку они делят на отсеки и благодаря этому одновременно , не мешая друг другу, проходят различные химические процессы….а также они являются стелажами или полочками на которых размещаются мелкие клеточные структуры – клеточные органоиды.
Воспринимают информацию учителя, фиксируют записи на модели « Клетка», делают пометки, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизирую информацию.
Открытие нового знания. Первичная проверка понимания знаний.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
-проводить лабораторную работу;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Деятельность учителя
5. Энергетические станции.
Для всех процессов протекающих в корабле и клетке необходима энергия. В космическом корабле – это топливные баки…..а в клетке роль энергетических станций выполняют – митохондрии..
В растительных клетках роль энергетических станций выполняют хлоропласты, в которых находится зелёный пигмент хлорофилл, придающий окраску растениям и участвующий в процессе фотосинтеза.
- находим фигурку зелёного цвета – хлоропласты …клеим…подписываем.
6. Центр управления…. Ядро.
Центр управления в космическом корабле следит за работой всех отсеков…..здесь хранится вся информация поступающая из них. В клетке таким центром управления является – ядро. Ядро содержит хромосомы – они определяют свойства клеток , которые передаются по наследству.( от родителей к потомству).
- наклеим в модель …подпишем
Каждый вид организмов имеет свой набор ( число хромосом). Изучая хромосомы человека , учёные сделали интересное открытие: 99 % содержащийся в хромосомах одинаково у всех людей и только на 1% мы отличаемся друг от друга. В хромосомах записана информация – о цвете глаз, форме ушей. Цвете волос, особенностях характера.
7. Камера для отходов и Вакуоли
Вакуоли – в них скапливаются все ненужные вещества клетки. Чем старше клетка – тем больше вакуоль.
- наклеим в модель…подпишем
8. Солнечные батареи и светочувствительный глазок..
Наклеиваем шаблон …..подписываем.
Деятельность учащихся
- работают с разными источниками информации
- работают в группах над решением учебной задачи
- фиксируют итоги работы
- оценивают правильность своих выводов
- делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике
- предлагают свое обобщение и варианты ответов
Проведение физкультминутки. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) А теперь на месте шаг А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Выполняют упражнения
Применение новых знаний
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять , сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Поясняет ход лабораторной работы; организует самостоятельную работу учащихся в парах, с учебником и планом работы. Проводит повторный инструктаж по ТБ. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, проверяет правильность выполнения работы. Регулирует работу учащихся, отмечает их степень вовлечения в работу.
Составляют план достижения цели и выбирают средства. Составляют план работы. Фиксируют результаты. Формируют выводы по результатам исследования.
Рефлексия учебной деятельности.
Фиксируется:
- новое содержание, изученное на уроке.
-выявляются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Ну, а теперь подведём итог. Клетка – наименьшая единица живого. при этом её строение по сложности сравнимо с устройством космического корабля. Клетка осуществляет все важные процессы жизнедеятельности. Выполнение тестового задания на закрепление
Заполняют таблицу, делятся впечатлениями.
Домашнее задание.
. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §19 - выучить, выписать определения в тетрадь.
Творческое задание – составить сказку про клетку.
Рефлексия. Дерево успеха.
Работа с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
х
Л
о
Р
о
п
л
а
с
т
ы
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
г
у
К
2.Ученый открывший клетку.
м
и
К
Р
о
с
к
о
п
С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
к
л
Е
Т
о
ч
н
а
я
м
е
м
б
р
а
н
а
Защищает клетку от влияния окружающей среды.
в
А
к
у
о
л
Ь
Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
ц
и
Т
о
п
л
А
з
м
а
6.Полужидкое содержимое клетки.
Лабораторная работа «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида: