Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Поэтому так важно на каждом уроке использовать элементы технологии здоровьесбережения.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения можно провести по следующим критериям:
- гигиенические условия в кабинете;
- число видов учебной деятельности, используемых учителем;
- виды учебной деятельности, используемые учителем;
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
- количество используемых учителем видов преподавания;
- чередование видов преподавания;
- методы, способствующие активизации и творческого самовыражения учащихся;
- позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- физкультминутки и физкультпаузы;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
- преобладающее выражение лица учителя;
- темп и особенности окончания урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Виды учебнойдеятельности, используемые учителем
опрос учащихся
письмо
чтение
слушание
рассказ
рассматривание наглядных пособий
ответы на вопросы
решение примеров, задач
практические занятия
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
ориентировочная норма: 7-10 минут
Количество использованных учителем видов преподавания
словесный
наглядный
аудиовизуальный
самостоятельная работа
Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут
Методы, способствующие активизации и творческого самовыражения учащихся
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.)
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.)
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Не следует заставлять учеников сидеть всегда ровно и держать руки на парте. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы
норма - на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого
эмоциональный климат во время выполнения упражнений
наличие у школьников желания их выполнять.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
интерес к занятиям
стремление больше узнать
радость от активности
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Преобладающее выражение лица учителя
урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
Темп и особенности окончания урока
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: