- воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Задачи:
- познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью (согласный, твердый, глухой); учить делать самостоятельные выводы по теме; формировать умение выделять звук в речи;
- развивать речь, мышление, память, фонематический слух, умение слышать и слушать; каллиграфически писать
- воспитывать культуру поведения при работе в группах; прививать интерес и любовь к русскому языку, прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Задачи:
- познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью (согласный, твердый, глухой); учить делать самостоятельные выводы по теме; формировать умение выделять звук в речи;
- развивать речь, мышление, память, фонематический слух, умение слышать и слушать; каллиграфически писать
- воспитывать культуру поведения при работе в группах; прививать интерес и любовь к русскому языку, прилежание, самостоятельность, усидчивость, последовательность в действиях.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: метод обучения, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Формы: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: приветствие, иллюстрация шкафа, схемы слов, сказочная героиня Шапокляк, ТСО с музыкой из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья", тест, чистоговорки, таблички со словами: [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя других школы. Давайте их поприветствуем.
"Здравствуйте!" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И наверно не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)
- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились и учитесь на уроках русской грамоты.
II. Актуализация опорных знаний.
1. - Что такое речь?
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Из чего состоят слоги?
- Какие бывают звуки?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
2. - Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.
При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)
- Как обозначают звуки на письме?
- А со всеми ли буквами знакомы?
III. Сообщение темы и задач урока.
3. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком и буквой
обозначающую этот звук
4. - А какую задачу вы поставите перед собой?
IV. Знакомство с новым звуком
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я - большой, красивый ... (шкаф) (картинка)
5. - Выполните звуковой анализ слова ШКАФ. (1ученик у доски)
ш
- Произнесите первый звук в слове (звук ш). Повернитесь друг к другу. Произнесите звук ш и понаблюдайте как работает речевой аппарат?
Звук ш: губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки не работают, горло не дрожит (голоса нет).
6. Уточнение характеристики звука ш.
- С каким звуком будем работать? (Со звуком [ш]).
- Дайте характеристику этому звуку.
(Этот звук согласный, потому что произносится с преградой, глухой, произносится без голоса, твердый).
- Молодцы! А у меня есть тайна, я вам ее сейчас открою, этот звук бывает только твердый и шипящий, и вы в этом сейчас сможете убедиться.
V. Физминутка Давайте выполним упражнение «Насос».
7. Накачаем насосом колесо: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ...шш... (звук произносится плавно, с переходом на шепот).
8. На доске вывешиваются таблички со словами:
[ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый, шипящий.
Обозначение – синий квадратик.
Знакомство с буквой.
- Как данный звук обозначить на письме? (Звук ш на письме обозначается буквами Ш, ш)
- Эта буква бывает заглавная и строчная. Почему звук один, а буквы две?
(С заглавной буквы мы будем писать имена собственные и первую букву в предложении, а остальные слова напишем с маленькой буквы)
9. Музыка из мультфильма "Крокодил Гена и его друзья" по сказке Эдуарда Успенского.
(Выставить на доску рисунок с изображением старухи Шапокляк.)
- Ребята, как вам кажется, почему старуха Шапокляк такая вредная?
(У нее нет друзей, она не читает хороших и добрых книг, она никогда не училась в школе, ее никто никогда не жалел)
Вот эта героиня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь ее. Безобразничать она не будет. Мы объясним ей об одном замечательном звуке в её имени и может быть она заинтересуется этой работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово "шапокляк"?
10. Информация значения этого слова из словаря Ожегова.
Шапокляк - (от франц. chapeau a claque - букв. - "шляпа-хлопок"), складная шляпа-цилиндр на пружинах.
VI. Работа с букварём (стр. 32)
Я и красный, и зеленый,
Я и голубой, и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.
11. Чтение слогов: ШУ УШ, ША АШ, ШО ОШ, ШИ ИШ, ЫШ
Эти таблицы дети читают в разных режимах: громко, тихо, от тихого чтения – к громкому, от громкого – к тихому, в разбивку и т.д. (Можно вызвать к таблице детей, чтобы те командовали чтением.)
ША – ША – ША – мама моет малыша
ШУ – ШУ – ШУ – я письмо пишу
АШ –АШ – АШ – у Марины карандаш
12. Работа над развитием образного восприятия (волшебный треугольник) – собери букву по элементам
13. Работа в прописи
Очень хорошо. Ребята, Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание.
ш
и
а
р
ы
м
ы
а
Письмо в воздухе
Письмо элементов и букв ш, Ш
14. * * * Весёлая минутка
-Как живёшь?
-Вот так!
-Как идёшь?
-Вот так!
-А бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как берёшь?
-Вот так!
-А даёшь?
-Вот так!
-Как шалишь?
-Вот так!
-А грозишь?
-Вот так!
VII. Первичная проверка усвоения знаний
15. Работа с предложениями в букваре (с. 32)
16. Тест (соотнеси схему к предложению)
- Ребята, найдите среди предложений только то, которое соответствует данной схеме.
17. Чтение рассказа «У Маши шары»
VIII. Закрепление пройденного материала
18. -А теперь работаем с ребусами. ШУТКА, ШОРТЫ
19. Дети читают из Спутника букваря «Мышки» (с. 38) и пытаются произнести их быстро.
IX. Подведение итогов урока
Выполнили ли вы задачу, которую ставили на урок?
Подружилась с нами Шапокляк.
– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.
Молодцы. Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, досказав словечко