Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "В мире профессий" 1 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Устьинская средняя общеобразовательная школа»
МР «Сунтарский улус (район)»
Рассмотрено на заседании МО №1
Протокол № ___от _____2020г.
Руководитель МО/_ __________
Иванова Н.А.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР /__________/
Алексеева А.И.
«Утверждаю»
Директор школы /__________/
Данилевич В.Н.
Приказ № _от ____2020г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«В мире профессий»
для 1 класса
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации - 1год.
Учитель начальных классов:
Егорова Евдокия Афанасьевна
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий" для 1 класса на 2020-21 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения);
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа данной внеурочной деятельности рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.
Введение данного раздела в курс начальной школы направлено на достижение следующих целей:
- развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности, познавательных сил и творческих способностей младших школьников, коммуникативной культуры, умение оформлять результаты работ и обрабатывать собранные материалы, интереса к миру профессий, их особенностям и истории.
- освоениезнаний, представлений о различных профессиях, орудиях труда, условиях труда, требованиям к освоению профессии.
- воспитаниеуважения к людям труда, чувства осознания ценности и важности профессии в современном мире, качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, потребности участвовать в поисково – исследовательской деятельности.
Задачи:
1) формирование добросовестного и ценностного отношения к труду;
2) понимание его роли в жизни человека и общества;
3) развитие интереса к выбору будущей профессии.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме (существует возможность варьировать структуру конкретного занятия в пределах обозначенной нормы):
2. Знакомство с профессией, которой посвящён урок (коллективное обсуждение):
что ты знаешь об этой профессии;
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.
Таким образом, занятия внеурочной деятельности состоят, как правило, из следующих элементов:
- разминка;
- дискуссия;
- работа в тетрадях;
- беседа или обсуждение;
- работа на участке, в классе, с подсобным материалом;
- представление и разбор (анализ) проектов;
- развитие воображения через творческие и практические задания;
- домашнее задание и т.д.
Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.
Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определённым кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных метапредметных умений – умение наблюдать и исследовать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения. Создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного раздела курса, имеют личностный смысл и тесно связаны с исследовательской деятельностью младшего школьника.
Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии тем раздела курса для учащихся 1-го и последующих классов. Для первоклассников это уровень конкретно – образных представлений, эмоциональных впечатлений и игровой деятельности. Все мероприятия направлены на знакомство с профессиями.
Программа рассчитана на 33 часа (1 ч в неделю).
Изучение программы внеурочной деятельности «В мире профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Формы занятий:
- беседы
- экскурсии
- сюжетно-ролевые игры
- элементы занимательности и состязательности
- конкурсы
- праздники
Методическое обеспечение курса
- интерактивная доска
- компьютер
Результаты освоения внеурочной деятельности «В мире профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «В мире профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты:
В результате изучения курса у младших школьников формируются:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Результаты первого уровня:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей, участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности;
- способность добывать новую информацию из различных источников.
Содержание внеурочной деятельности
№
Название раздела, темы
Содержание темы
Форма организации занятия
Виды деятельности
1
Введение в мир профессий
(5 ч)
Проблемная ситуация
«Зачем человек трудится?» «Какие профессии ты знаешь?»
Понятия: «труд», «профессия».
Занятие-игра, занятие-дискуссия, занятие-беседа
Игра «Собери пословицу о труде» Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.
Игра «Угадай профессию!», Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
2
Знакомство с различными профессиями (24 ч)
Знакомство с разными профессиями. Встреча с представителями различных профессий. Решение практических задач и ситуаций.
Занятие - беседа,
занятие -инсценировка, занятие - дискуссия,
Инсценировка,
работа, в группах, просмотр мультфильмов, беседа, устные высказывания, рисование, анализ, дискуссия, моделирование ситуаций, обсуждение
3
Итоговые занятия (4 ч)
Викторина «Что мы узнали?»
Занятия - обобщение знаний о профессиях, занятие - репетиция
Работа в группах
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
по плану
по факту
Введение в мир профессий (5 ч)
1
Зачем человек трудится?
1
02.09
2
Какие профессии ты
знаешь?
1
09.09
3
Мир интересных профессий
1
16.09
4
Чем пахнут ремесла?
1
23.09
5
Кем я хочу стать?
1
30.09
Знакомство с различными профессиями (24 ч)
6
Профессии в школе
1
07.10
7
Каких профессий не хватает в школе?
1
14.10
8
Профессии в моей семье
1
21.10
9
Мама – домохозяйка
1
28.10
10
Семейные династии
1
11.11
11
Профессия «Воспитатель детского сада»
1
18.11
12
Профессия «Архитектор»
1
25.11
13
Коллективная разработка проекта дома
1
02.12
14
Представление и разбор проектов
1
09.12
15
Профессия «Следователь»
1
16.12
16
Следствие ведут первоклассники!
1
23.12
17
Профессия «Биолог»
1
13.01
18
19
Изучение живой природы
2
20.01
27.01
20
21
Угадай представителя флоры и фауны
2
10.02
17.02
22
Профессия «Водитель
автомобиля»
1
24.02
23
Я - водитель, а ты - пешеход
1
03.03
24
Ты – водитель, а я – пешеход
1
10.03
25
Профессия «Бухгалтер»
1
17.03
26
Бюджет семьи, мои карманные деньги
1
24.03
27
Профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»
1
07.04
28
Профессия «Мастер-цветовод»
1
14.04
29
Профессия «Юрист»
1
21.04
Итоговые занятия (4 ч)
30
Викторина «Что мы узнали?»
1
28.04
31
32
Подготовка к празднику «Все профессии важны, все профессии нужны!»
2
05.05
12.05
33
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»