Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мир профессий» для 6 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Председатель НМС МБОУ СОШ №7,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_____________/Г.А. Закирова/
Протокол № 1 . от «30» августа2022 г.
УТВЕРЖДАЮ
Ио. директора МБОУ СОШ № 7 г. Бирска ______________ /В.Г. Галлямутдинов/
Приказ № _182-К___ от «31» августа 2022г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир профессий»
для 6А класса на 2022-2023 учебный год cоставила учитель башкирского языка и литературы
Гайнетдинова Зиля Маснавиевна
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей родных языков МБОУ СОШ № 7 г. Бирска
Протокол № 1 от «26» августа 2022 года
Руководитель ШМО _____/Гайнетдинова З.М/
Пояснительная записка
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами внеурочной деятельности, конкретизирует содержание курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Направление программы внеурочной деятельности - общекультурное. Программа носит интегративный характер.
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации школьников. В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: «...формирование ответственного отношения к учению, способности к самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий». Школа должна выпускать ученика «.ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше. В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 6 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.
Цель программы - формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Задачи, решение которых необходимо для достижения цели:
развитие познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиля обучения и профессии;
формирование общественной активности личности;
формирование компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
применение полученных теоретических знаний на практике;
освоение новых направлений и форм профориентации;
получение опыта практической деятельности учащихся для осознанного профессионального самоопределения;
формирование умения адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды и рынка труда. формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практикоориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Планируемые результаты обучения
Результатом обучения по программе должны стать:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные. Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) овладение навыками смыслового чтения.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности должны отражать:
ориентация в мире профессий;
ориентация в цепочке «хочу»-«могу»-«надо», формула выбора профессии;
выявление склонностей и развитие способностей как индивидуальных качеств личности;
соотнесение интересов и способностей с миром профессий.
Учащийся научится:
планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;
выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов. Учащийся получит возможность научиться:
□ самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности; □ осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;
Личностные качества, которые развиваются в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу (16 часов в год) в форме теоретических и практических занятий, игровой форме, форме экскурсий и мастер-классов. При проведении экскурсий, соревнований предполагается объединение часов двух (или более) занятий. Каждая экскурсия занимает определенное место программы внеурочной деятельности и подразумевает практическое знакомство с профессиями конкретного типа после его теоретического освящения. Экскурсии в высшие учебные заведения на уровне определенного класса подразумевают специально разработанные маршруты по музеям ВУЗов. На предприятиях города, учащиеся знакомятся с современным производством в рамках профессиональной деятельности внутри определенного типа профессий. Система экскурсий разработана с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание программы
Раздел 1. Мир профессий
Тема 1. Введение в мир профессий Ценность труда. Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби? Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий. Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, что за профессия изображена). Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей).
Тема 2. Характеристики профессий Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай профессию по действию».
Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда
Тема 4. Тип профессий «Человек-Человек» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тема 6. Тип профессий «Человек-Человек» Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, 9 Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Темы 7, 8. Мастер-классы по профессиям сферы обслуживания (Экскурсия в «Колледж туризма и гостиничного сервиса» или вызов представителей колледжа в школу). Экскурсии: Телеканал «100ТВ», Кидбург
Тема 9. Тип профессий «Человек-Художественный образ» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тема 11. Тип профессий «Человек-Художественный образ» Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Темы 12, 13. Варианты экскурсий: Музей кукол, Студия анимации, Фабрика по производству гобеленов, Мозаичная мастерская, Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий - Диджей, Модельер одежды, Дизайнер интерьеров, Мультипликатор, Фотодизайнер, Визажист, Архитектор».
Темы 14, 15. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я»
(интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).
Тема 16. Тип профессий «Человек-Техника» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тема 18. Тип профессий «Человек-Техника» Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Темы 19, 20. Варианты экскурсий: завод «Хендэ-моторс», завод «Ниссан»,
Волховская ГЭС, «Равиоли», РосАтом «Ледокол Красин», Интерактивный музей мехатроники «Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики» (ЦНИИ РТК), Антимузей «Физленд», Музей транспорта, Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий - Схемотехник, Инженер видеомонтажа, Автоинспектор».
Темы 21, 22. Школьный конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).
Тема 23. Тип профессий «Человек-Знаковая система» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тема 25. Тип профессий «Человек-Знаковая система» Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Темы 26, 27. Варианты экскурсий: офис компании «Яндекс», Главпочтамт,
библиотека Бажанова (районные библиотеки), Кидбург, Академия дополнительного профессионального образования «Город профессий - Программист компьютерных игр, Биржевой брокер, Web-мастер, Системный администратор, Бухгалтер, Эксперт криминалист».
Тема 28. Тип профессий «Человек-Природа» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). 11
Тема 30. Тип профессий «Человек-Природа» Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Темы 31, 32. Варианты экскурсий: Дамба, Музей «Вселенная воды», «Лабиринт Ум», Музей университета «Горный», Музей Лесотехнического университета, Теплица роз, Теплица по выращиванию овощной продукции, Очистные сооружения, Музей гигиены, РосАтом «Звездочет», Кронштадтский порт «Моби Дик», Кидбург.
Темы 33, 34. Итоговый контроль: городской конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.)
Календарно-тематический план
6 класс
№ п/п
Темы
Дата по плану
Дата фактическая
Кол. часов
Виды деятельности
1
Введение в мир профессий. Характеристика профессий.
13.09
1
Дискуссия, игры
2
Деление профессий по предмету труда
27.09
1
Просмотр презентации, отгадывание загадок
3
Тип профессий «Человек-Человек»
11.09
1
Просмотр презентации, беседа
4
Тип профессий «Человек-Человек»
25.10
1
Круглый стол, беседа
5
Тип профессий «Человек-Человек»
08.11
1
Написание сочинения-рассуждения
6
Тип профессий «Человек-Художественный образ»
22.11
1
Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью
7
Внутришкольный этап конкурса «Профессии от а до
Я»
06.12
1
Игра-
соревнование/конкурс
8
Тип профессий «Человек-Техника»
20.12
1
Презентация
9
Тип профессий «Человек-Техника»
24.01
1
Игра, упражнение
10
Тип профессий «Человек-Техника»
07.02
1
Беседа
11
Тип профессий «Человек-Знаковая система»
21.02
1
Викторина
12
Тип профессий «Человек-Знаковая система»
07.03
1
Круглый стол. Дискуссия.
13
Тип профессий «Человек-Природа»
21.03
1
Викторина, презентация
14
Тип профессий «Человек-Природа»
11.04
1
Просмотр презентации, беседа
15
Экскурсия. Итоговый урок
23.05
1
Встреча с работниками КБО, интервью, фоторепортаж
Материально - техническое обеспечение программы
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда»;
Литература для самостоятельного чтения
Основная:
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия - к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. - Ярославль, 2000.
Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? - СПб.: «Литера плюс», 1997.
Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. -2004. -№2(4). -С. 6569.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Издательство «Академический проект», 2006.
Климов Е А. Как выбирать профессию: книга для учащихся старших классов средней школы. - М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.:
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Изд-во
«Просвещение», 1996. - С. 276 - 333.
Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ Чистякова С.Н. - М.: Издательский центр «Академия»,- 2005.
Пинский А.А. «Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной школы: результаты первого года эксперимента» Доклад. // Всероссийская научно-практическая конференция по предпрофильной подготовке. - Москва. - 30 сент. - 1 окт. 2004.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., ТЦ «Сфера», 2000. - С.283-427. 13. Профориентация. - Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - М.: Издательский центр
«Академия»,- 2005.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М., 2001. 15. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2003.
Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
Дополнительная:
Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы // Профессиональное образование. - 2004. - № 5. - С.10.
Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность профессионала // Профессиональное образование. - 2006. - № 3 - С. 28-29.
Горина И. Хочу, могу и надо // Пчела. - 2005. - № 47.
Киреенко Л.В., Кулагина Н.Н. Профессиональная ориентация - путь снижения безработицы. // Профессионал. - 2006. - № 3. - С. 18-20.
Литература для учащихся:
Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Серебряков А.Г., Хохлов Н.А., Кузнецов К.Г. и др. - М.: «Просвещение», 2017.
Твоя профессиональная карьера, учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Чистяковой С.Н., - М.: «Просвещение», 2015.
Электронные ресурсы
http://www.trudvsem.ru - информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ
http://www.proforient.ru - профориентирование детей
http://www.spospb.ru - портал средних профессиональных учебных заведений
http://www.psy.pu.ru - центр профессионально- личностного консультирования при факультете психологии СПбГУ
http://www.proforientator.ru - Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
http://www.metodkabi.net.ru - методический кабинет по профориентации
http://www.edunews.ru - портал для абитуриентов
http://www.rabotas.ru - подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда
http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров 13. http://www.zarplata.ru - сайт издания «Работа & зарплата»
http://www.profguide.ru - гид по профессиям
http://www.rhr.ru - человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация
http://vse-professii - справочник профессий
http://www.testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации
http://www.profvibor.ru - помощь в профессиональном самоопределении
http://www.ucheba.ru - информация об учебных заведениях, профориентация