Урок обучения грамоте по теме:
"Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б " .
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
УМК: Школа России.
Авторы учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука: уче6ник для 1 кл./ М.: Просвещение, 2016.
Цели урока:
образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; учить делать звуковой анализ слов; обогащение и активизация словарного запаса;
развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, к чтению детской художественной литературы, воспитывать бережное отношение к животным.
Формируемые УУД:
Умение наблюдать и сопоставлять; работать с источниками информации; точно выполнять задания учебника и учителя.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.
Оборудование урока:
учебник «Азбука» (авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л.А., Бойкина.М.В., 2016г );
детские рисунки;
цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
слайдовая презентация «Буквы Б, б. Звуки [б], [б']»;
ноутбук;
проектор;
интерактивная доска.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
– Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите ребята на них, поздоровайтесь.
-- Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло?(да)
-- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.
-- Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
-- А теперь передайте эту теплоту нашим гостям!
-- Садитесь и за работу!
2. Упражнения для развития речевого аппарата.
а) Дыхательная гимнастика.
Упражнение «33 Егорки»
-- Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:
Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки.
-- Вновь сделать глубокий вдох и продолжить:
Раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка
и так далее пока хватит набранного воздуха.
(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух.)
б)Артикуляционная разминка.
Упражнение «Заведем моторчик».
Губы сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р», имитирующим работающий двигатель.
в) Работа над дикцией.
Скороговорка.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
г)Чтение слогов разным темпом.
3. Игра «Наоборот»
Маленький – …(большой)
Чёрный …(белый)
Медленный … (быстрый)
Порядок … (беспорядок)
Сказка … (быль)
Работа над значением слова – быль :
1. То, что было в прошлом (устар.).
2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.). Быль – небыль.
4. Повторение изученного.
Работа с лентой букв.
--Какая бывает речь?
-- Из чего состоит наша речь?
-- Из чего состоят предложения?
-- На какие части делятся слова?
-- Что мы слышим и произносим ?
– На какие две группы делятся звуки ?
– На какие группы делим гласные?
– На какие группы делим согласные?
5. Построение нового знания
а) – Ребята, мне пришло письмо от Незнайки. Давайте прочитаем его.
Что он написал. (– о – ры)
– Понятно ли то, что здесь написано? Почему?
– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
– Наметим план знакомства с буквой.
б) На слайде выделены этапы знакомства с буквой. Давайте их прочитаем.
-- С чего начнем работу?
– Какую работу мы выполняем со звуками? (произносим и слышим)
– Какую работу мы выполняем с буквами? (видим и пишем)
6. Выделение звуков [ б] [ б‘
а) Отгадайте загадки.
Кто по елкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)
Внутри пустой, Голос густой, Дробь отбивает – Ребят созывает. (Барабан)
– Сколько в слове слогов? Назови первый слог. Второй слог. Построй домик для слова:
– Назовите первые звуки в словах. Дайте характеристику звукам.
б) Проговорить задачи урока. Что мы будем делать на иуроке?
в) “Узнай звук” (хлопни в ладоши если услышишь звуки [ б] [ б‘].)
г) Выставка рисунков.
– На картинках нарисованы животные. Назовите каждый первый звук своего слова. Охарактеризуйте его. Объясните схему
7. Физминутка.
Игра “Твердый – мягкий”
Твердый звук – все встают.
Мягкий звук – приседают.
Булка, белка, банан, бензин, болт , бинт, баран, бинокль.
8. Знакомство с буквами Б б
а) На письме звуки [ б] [ б‘] обозначаются буквой Б б. На что похожа буква?
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
9. Применение полученных знаний
1. Чтение слогов.
Прочитаем слоги хором.
Ба бо бу бы би бе
Аб об уб ыб биб бел
2 . Работа по развитию речи. Работа по учебнику.(стр.96)
а) Чтение хорошо подготовленным учеником отрывка из сказки.
б) – Рассмотрите иллюстрацию.
– К какой сказки эта иллюстрация? Кто знает?
– Кто написал сказку?
– Кто живет под елью?
– Что делает белка?
– Какие орешки она грызет?
– Кто из вас видел белку?
--Где?
в) Чтение рассказа учителем. (стр. 97)
г) Словарная работа
Хоровое чтение слов, записанных на доске:
Интересно—занимательно, увлекательно, красиво.
Скакала—прыгала, быстро бежала.
Баранки—пшеничный хлебец в виде кольца из крутого теста.
– Объясните значение слов.
д) Жужжащее чтение.
е) Работа по содержанию текста.
– О ком идет речь в рассказе?
– Где были дети?
– Какие деревья росли в парке?
– Какое животное увидели в парке?
– Что брала белка из рук?
– Что значит “белка была не в клетке, а на воле”?
– Как вы думаете, где животным лучше: дома, в тепле и в неволе или в лесу?
– Чем еще питается белка?
ё)Посмотрите фильм и скажите.
Физминутка .
ж) Чтение цепочкой по одному предложению
3 . Дифференцированные задания.
– Выбери карточку и прочитай.
Карточка 1 бан – ка, ку– бик, бул –ка, аз –бу –ка, пи – ла, бел –ка
Карточка 2 Клу – бок у– пал на пол. Кот Бар –сик ка– тал клу – бок.
Карточка 3
Бобры.
Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.
Плотина – сооружение перегораживающее реку.
Проверка чтения по карточкам №1 и №2
13. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
– С какой буквой познакомились?
Ребята, мы совсем забыли про письмо от Незнайки. Давайте вернемся к нему и попробуем узнать, что же он нам написал?
БОБРЫ
– А кто читал карточку № 3?
-- Что вы узнали о бобрах?
– Чем запомнился урок?
– А теперь соберем букет для наших гостей.
Красный цветок – я все понял.
Жёлтый цветок – что-то не понял, были затруднения.
-- А теперь поздравим всех гостей с прошедшим праздником « Днем матери!» и подарим им цветочки, которые мы сделали сами.
СПАСИБО ЗА УРОК. МОЛОДЦЫ!