kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: Русский язык. Тема: Словосочетание и предложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.

2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.

3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.

Оборудование: для учащихся: учебник С.А Никитиной, Л.П Якуниной, Кульгильдиновой Т.А. «Русский язык» 3 класс; линейка, простой карандаш, карточки с заданием, сигнальные карточки, карточки со знаками +, -, ?.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: Русский язык. Тема: Словосочетание и предложение. »

Урок: Русский язык.

Тема: Словосочетание и предложение.

Цели:

1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.

2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.

3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.

Оборудование: для учащихся: учебник С.А Никитиной, Л.П Якуниной, Кульгильдиновой Т.А. «Русский язык» 3 класс; линейка, простой карандаш, карточки с заданием, сигнальные карточки, карточки со знаками +, -, ?.

для учителя: карточки со словарными словами; карточки с предложениями, словосочетаниями, группами слов; карточки с определением предложения и словосочетания, книги О.В. Узоровой, Е.А.Нефёдовой «Словарные слова», «Толковый словарь», пустой конверт.

Литература: http://referatdoki.ru/5-kurs/urok-russkogo-yazyka-v-3-klasse-predlozhenie-i-slovosochetanie/ [https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения]

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Я попрошу вас ребята кивком поздороваться с нашими гостями, и хочу сказать вам, что мы должны показать гостям, что мы знаем и умеем, а самых активных в конце урока ждёт сюрприз.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке:

Книги, ручки и тетрадки,

Линейка, ластик, карандаш? Слайд 2.

а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока: Слайд 3

- В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

- Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

2.Зарядка для пальцев (проговаривая слова, дети поглаживают каждый пальчик)

Здравствуй, пальчик, добрый день и т.д.

3. Минутка чистописания. Слайд 5-7

р

у

л

и

ц

о

щ

ю

п

к

д

ё

е

ъ

ь

г

в

з

ч

а

я

н

с

ж

т

1. Зачеркните буквы, звуки которых считают «хитрыми».

2. Зачеркните гласные буквы, которые присутствуют в слове улитка.

3. Зачеркните буквы, которые располагаются в алфавите между буквами А и Г.

4. Зачеркните все согласные звуки, которые всегда твёрдые.

5. Зачеркните буквы, которые не имеет звука вообще.

6. Зачеркните гласную букву, которая является безударной в слове огурец.

7. Из оставшихся букв найди буквы, которые составляют пары по глухости и звонкости.

8. Зачеркните буквы, звуки которых всегда мягкие.

9. Зачеркни букву, которая в алфавите стоит после буквы к.

10.Зачеркните букву, которую смягчает ь в слове конь.

11. Зачеркните букву, звук которой является глухим и непарным.

- Вы догадались, какую букву будем писать сегодня? (Букву «п».) Какие звуки она обозначает? (Звуки [п], п,]) Дайте им характеристику. (Звуки глухие, парные)

4. Словарный диктант. Индивидуальная работа. Слайд 6. Флипчарт.

- Сегодня мы с вами обобщим знания по частям речи и словосочетаниям. Продолжим наш урок со словарного диктанта. На интерактивной доске будет работать (Миша существительные, Руслан прилагательные, Карина глаголы), остальные в тетрадях и (Медет , Мади) вам индивидуальная работа по карточкам.

- Итак, я диктую слова, а вы записываете их в 3 столбика, распределяя на группы по частям речи (сущ.,прил, глаг.) и подчеркиваете все орфограммы.

Диктант)

Выпрямился, радостный, шипеть, корабль, лежит, шапка, сказочный, посмотрел, местность, профессиональный, холода.

Сущ. Прил. Глаг.

Корабль радостный Выпрямился

Шапка сказочный шипеть

Местность профессиональный лежит

Холода добрый посмотрел

5. Повторение частей речи. Блиц-опрос – форма обучения, при которой ведущий поочередно задает вопросы учащимся и в процессе обсуждения выявляется верный ответ.

- Как вы определили, что это существительные? Назовите признаки имен существительных.

- Отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет.

- Какие еще части речи вы увидели?

- Прилагательные.

- Назовите признаки имен прилагательных?

- Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? И обозначают признак предмета.

- Признаки глаголов?

- Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? И обозначают действие предмета.

- Какие еще части речи вы знаете?

- Союз, предлог, местоимение.

- Давайте вспомним, что мы умеем определять у сущ. Какие признаки?

- Одуш./неодуш., собств./нариц., число, род, склонение, падеж.

- У прилагательных?

- Число, род, падеж (по сущ., к которому оно относится).

- У глаголов?

- Время (наст., прош., буд.), число, лицо (наст. и буд.), род (прош.)

- Молодцы! Вспомнили.

Создание проблемной ситуации. Слайд 7.

(на доске)

пришла осень

дождливый день

светит яркое

Что записано на доске? (Высказывания детей.)

Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.

Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)

А что же об этом написано в «Толковом словаре»? Проблема – (задача, требующая решений, исследований)….

Начнём решение проблемы с проверки ваших знаний и проведём работу в группах.

(Слайд 8-9-)Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, позволяющая в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему: (в парах)

- Первая строка – одно слово, о чем идет речь;

- Вторая строка – два слова – прилагательные или причастия описание признаков или свойств объекта,

- Третья строка – три глагола или деепричастия, означающие действия объекта;

- Четвертая строка – четыре слова, означающие личное отношение к объекту;

- Пятая строка – одно слово, резюме, означающие суть предмета или объекта.

(заслушиваем с каждого ряда по одному пятистишью) Зачитывают по одному с группы.

6. Практикум Слайд 10– это форма организации обучения, которая предусматривает выполнение самостоятельно практических и лабораторных работ. Особенностью практикума является большая самостоятельность слушателей.

Работа над предложением.

На доске слова на карточках: Работа в парах.

ручейки По веселые дорогам побежали говорливые(слайд 9)

- Посмотрите на доску. Скажите, что здесь составлено из слов. Это предложение?

- Нет.

- Почему это не предложение? Докажите. Назовите признаки предложения.

- В предложении все слова связаны между собой по смыслу, первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце предложения ставится точка.

- Давайте составим предложение.

Дети составляют верный вариант:

По дорогам побежали веселые говорливые ручейки. (Повествовательное, невосклицательное, распространенное).

Проверяем. Слайд 11.

Один ученик переставляет карточки на доске и записывает предложение, выполняет разбор предложения и дает его характеристику.

1 вариант - Подчеркнуть главные члены предложения,

2 вариант Слово побежали – разбор по составу.

Ставится оценка.


Физминутка для глаз. Слайд 12.

Работа по теме. Знакомство с правилом стр. 167. Слайд 13.

Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На 167 странице учебника упражнение 450. Читаем задание. Из предложения вычленить словосочетания с помощью вопросов. Работа по рядам

Работа с предложениями:

Найдите в предложениях словосочетания и выпишите их. Почему вы решили, что это предложения? (В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? Чтобы выделить словосочетания выделяем, прежде всего, грамматическую основу (главные члены)- ученики решали.1) решали что? уравнения, уравнения какие? сложные, решали когда? сегодня.

Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? (Добавить второстепенные члены.)

Запишем одно предложение с одним из словосочетаний: Школьники в городском парке посадили молодые деревья.

-Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? (Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о школьниках. Кто? школьники – это подлежащее, выражено существительным, школьники что сделали? посадили – это сказуемое, выражено глаголом.)

-Распространите третье предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие. (перелётные, красивые, незнакомые)

Физминутка. Части речи (сущ. хлопаем, прил- красуемся, глагол- шагаем

Мяч, зелёный, дверь, бежит, яблоко, ползёт, красивое, маленькая, девочка, шагает, танцует.

Словарная работа. Игра «Расшифруй слова» слайд14.

Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках (доске)


НАЙ'АБЫР' МАРОС С'ЭВ'ИР

Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано?

оябрь, мороз, север.) Слайд 15.

А что это за запись, которую я вам предложила?

(Это звуковая запись – транскрипция.)

Запись на доске.

Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)

Один ученик выполняет задание на доске.

Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.

Работа со словарём.

Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.

Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово север имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».

Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.

Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).

Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц»

(Новый год раньше начинался с марта).

А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания.

(Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)

Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)

С любым словосочетанием составьте устно предложение.

Закрепление умения различать предложение и словосочетание.

Работа по развитию речи.

Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?

1) Это словарные слова.

2) В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает мороз.

Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.

Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? (Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)Выполняем работу самостоятельно для закрепления.


Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу.

1. Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в.

2. Однажды жарким летним днём.

3. Небо хмурилось.

Обоснуйте свой выбор. (Объяснения детей.)

А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?

Что для этого надо сделать?

1)Из высокой трубы в небо поднимается дым.

2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)

Слайд 16. Игра сигналы светофора. Поднимаем свои сигнальщики, если это предложение то красный цвет, словосочетание зелёный.

девочка гуляет

лает собака

бегают дети

красивый наряд

сидит на диване

жёлтый цыплёнок

мы отвечаем

глядит синяя



Итог урока. Слайд 17,18

Что нового узнали сегодня на уроке?

Так давайте вернёмся к записи, которую мы рассматривали в самом начале урока.

пришла осень

дождливый день светит яркое

Что вы теперь скажите об этой записи?

Домашнее задание. Упражнение 453 стр169 (разбор). Слайд 19.

Рефлексия. Слайд 20.

Приготовьте свои кружочки. Ели вы всё поняли – то в последнем столбике таблицы поставьте +

+

если совсем ничего не поняли –


если поняли, но не до конца –.

?

Спасибо за урок. Всего доброго. Слайд 21.





















ГУ «Основная общеобразовательная школа №25 отдела образования

города Костаная»











Открытый урок

Русский язык.

Тема урока:

«Словосочетание и предложение»

Класс: 3

Дата: 26.02.15.



















Классный руководитель: Кудербекова Г.К.

Костанай. 2014-2015 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок: Русский язык. Тема: Словосочетание и предложение.

Автор: Кудербекова Гульжан Канзадановна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок русского языка "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-russkogho-iazyka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427376504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Открытый урок русского языка "Разряды имен прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(63) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "353830"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477923921"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по русскому языку. Тема: " Словосочетание. Предложение" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-slovosochietaniie-priedlozhieniie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411757018"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства