Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже...ет, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери.
I вариант находит и выписывает словосочетания, связанные способом согласования
II вариант - управления
III вариант- примыкания
Ассистенты собирают контрольные листы № 1.
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- провести практическую работу, во время которой каждый сможет проверить уровень своих знаний по теме и продемонстрировать его учителю и товарищам.
2. Заполнение учащимися опорной схемы
СС П Т
Итак, мы говорим сегодня о словосочетании, предложении, тексте.
3. Работа «творческих групп» учащихся
I группа. Представляет материал по теме «Словосочетание», изложенный при помощи опорных схем.
Ассистенты раздают контрольные листы № 1 (затем ученики I группы проверяют это задание).
Задание № 1
Работа с Т.
Первый месяц очень похож (?) на хитро...о рыже...о лиса. (Не)слышно крадет(?)ся он по земле, ловко прячет(?)ся среди веток деревьев. А потом вдруг все вокруг порыже...ет, словно на каждом кустике ра...сядут(?)ся огн...ые звери.
I вариант находит и выписывает словосочетания, связанные способом согласования
II вариант - управления
III вариант- примыкания
Ассистенты собирают контрольные листы № 1.
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.
I вариант
1. на вершинах гор
2. карабкались по склону
3. тихо падают
1. мохнатые облака
2. быстро несутся
3. в густую чащу
II вариант
1. разбросал листья
2. к дремучему лесу
3. брызги дождя
1. шуршат под ногами
2. тихо перешептываются
3. выехать утром
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же!
Помогите ему (мотивируйте свой ответ).
А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.
(по вариантам)
Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.
Работа II «творческой группы» учащихся
II группа . Учащиеся излагают по опорной схеме материал о грамматической основе предложений, о предложениях, различающихся по строению грамматической основы.
Ассистенты раздают контрольные листы № 2.
Задание № 2
Из данных предложений выписать грамматические основы, определить тип предложения по строению основы.
Осень. Отправляюсь на прогулку в лес. Тихо и торжественно в осеннем лесу.
Тонкие паутинки висят в неподвижном воздухе. Налетает сильный ветер и гонит по дороге желтые листья. Сижу под елкой на поляне и слушаю шорох листьев.
Друг мой, поспеши в лес, не прогляди осеннюю сказку.
Ассистенты собирают контрольные листы № 2.
ИГРА «Конструкторское бюро»
Составить предложения, произведя следующие действия:
1. Из предложения взять обстоятельство места, сделав его подлежащим:
В капельках дождя отражались лучи солнца.
2. Существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное формой Р. п.
Хорошо пробежаться утром по росе
3. Взять глагол, от которого образовано деепричастие, согласовать его с подлежащим и поставить в настоящее время.
Блестя на солнце, снег лежит.
4. Существительное, выступающее в роли дополнения, поставить в П.п., употребив его с предлогом на
Траву посеребрил ночной заморозок.
( Капельки росы блестят на траве.)
Продолжить полученное предложение при помощи союза и
I вариант П вариант
Чтоб получилось простое Чтоб получилось сложное
предложение
предложение с однородными
членами
Работа III «творческой группы» учащихся
III группа представляет материал о простом и сложном предложении, о сочинительных и подчинительных союзах, озвучивая опорные схемы, заполненные учениками.
Ассистенты раздают контрольные листы № 3
Задание № 3
Работа с Т.
1.В саду поселилась осень.2. Горели пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.3. Как-то ночью пришел первый заморозок.4. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели.5. Хотя ветра не было, в саду все падали и падали листья.6. Березы пожелтели, и листья сыпались с них частым и печальным дождем.7. Когда я вернулся в комнату, в ней было темно и сонно.
Выписать из текста предложения:
I вариант II вариант
Сложносочиненные сложноподчиненные
Сделать синтаксический разбор предложения:
I вариант- №6 II вариант - №7
Ассистенты собирают контрольные листы №3
ИГРА «РЕДАКЦИЯ»
1. Прочитайте предложения, взятые из ученических сочинений. Найдите ошибки в нарушении соотнесенности предложений в грамматическом значении. Внесите исправления.
По-летнему теплый весенний ветер забегает за ворот. На небе не видно ни одного облачка. А стаи птиц уже неслись к югу.
2. Найдите ошибки в связи подлежащего и сказуемого.
В деревне у бабушки я с ребятами часто бегали на речку купаться и загорать.
Работа по развитию речи
Слово учителя:
Прекрасная пора, очей очарованье... Она вдохновляла поэтов, художников, музыкантов. Осенние краски, осенняя тишина в природе, будто задумавшейся о минувшем. Синева осеннего неба, печаль полей, звонкий утренний воздух, который бывает только осенью.
Сейчас пусть каждый из вас расскажет об осени. О такой, какой вы ее видите, чувствуете, слышите.
Пусть вам поможет музыка Чайковского.
( звучит «Октябрь» из цикла «Времена года», на доске - слайды «Осень» )
Грамматическое задание:
использовать изобразительно – выразительные средства языка;
употребить предложения с разнообразным строением грамматической основы.
Словарь
Багряный (от слова «багръ» - красный цвет).
Трава (общеславян.) «тратить». То, что тратится, съедается.
Темы работ:
1. Осенняя зарисовка. 2. Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца.
А. Барто
• Итоги урока.
• Домашнее задание:
Задание-сюрприз. Ученики обмениваются приготовленными дома карточками с осенними пейзажами и заданиями по теме.