Просмотр содержимого документа
«Урок по математике Повторение и обобщение счета в пределах первого десятка »
Повторение и обобщение счета в пределах первого десятка
Цели:
повторить знание состава чисел, компонентов при сложении и вычитании,
закрепить умения применять приёмы сложения и вычитания чисел в пределах десятка,
решать задачи изученных видов,
развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение вести наблюдение, делать логические выводы,
воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину, познавательную активность, интерес к предмету.
Формы работы:
индивидуальная,
фронтальная,
самостоятельная,
дифференцированная.
Оборудование: раздаточный и дидактический материал, перфокарты, ТСО (телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Цель: настроить учащихся для плодотворной работы на уроке, организовать внимание учащихся.
На аудиомагнитофоне звучит мелодия из песни “Дважды два четыре”.
Учитель. Кто узнал, из какой песни звучала мелодия? – Почему я включила именно эту мелодию? – Как бы вы хотели провести этот урок? – Хорошо, но чтобы попасть на весёлый интересный урок, надо решить примеры.
Класс делится на 3 группы, раздаются карточки трёх видов сложности.
Учитель. Кто решил, может проверить. Сняв скрепку, вы можете сравнить свои ответы с написанными. – Кто решил все примеры без ошибок? Встаньте. Молодцы. – А кто допустил ошибки? В каких примерах? – Мне на уроке нужен помощник. Кто желает? Желающих много, но быстрее всех правильно решил(а) примеры …, я думаю, будет справедливо, если он(а) сегодня поможет мне.(Одеваю колпак) Это у нас Петрушка.
Петрушка. Звенит звонок – начинаем наш урок.
II. Устный счёт
Цель: проверить знания названий компонентов при сложении и вычитании, навык устных вычислений.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я от вас друзья не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.
Учитель. Петрушка будет мне помогать, следить, все ли внимательно слушают и выполняют задания? – Ребята, что мы изучали на прошлых уроках? – Наш весёлый урок мы посвятим первому десятку. Какое из изученных чисел самое маленькое? – Запишите все изученные числа в порядке возрастания. Проверим.(Хором) – А что с этими числами мы умеем делать? – Смотри, Петрушка, наблюдай, кто быстрее и внимательнее будет работать.
Работа с кассой цифр. Дети показывают свои ответы на наборном полотне классу и учителю.
1. Стоит горка крутая, На ней тыква большая, Старая и злая, А пониже тоже две тыквы – помоложе, А под горкою в траве ещё одна, Кто скажет сколько тыкв у нас?
2. Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи. Ёж, барсук, енот, косой, Волк с плутовкою лисой, А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел. Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей.
3. Найдите разность 10 и 4.
4. На сколько 5 больше 3?
5. Увеличьте 8 на 2.
6. Найдите сумму 6 и 3.
IV. Решение задач
Учитель. Петрушка, нет ли у тебя задачи для ребят?
Петрушка. На берёзе выросло 5 груш, 2 я съел. Сколько груш осталось на берёзе?
Учитель. Молодцы! Вы правильно отгадали, а теперь послушайте, что я вам прочитаю. – В ведре было 9 литров воды. Отлили в кастрюлю 5 литров. Сколько литров воды осталось в ведре? – Кто знает, сколько получится?
Дети поднимют руку и шёпотом говорят ответ учителю. Повторное чтение задачи.
Учитель. Кто знает, как записать решение задачи?
Один ученик работает у доски. Проверка.
Учитель. Кто так же решил задачу?
V. Физкультминутка
Учитель. Вы немного устали, давайте отдохнём. Петрушка, проведи с ребятами минутку отдыха.
VI. Состав чисел
Цель: проверить знание состава числа 10 с использованием дидактического материала - перфокарт.
Учитель. В гости к Анюте пришли зайчата. Зимой им холодно и голодно, посмотрите: 6 зайчат у дивана, 4 зайчонка около Ани. Сколько всего зайчат? Как получили число 10? Пока Анюта угощает зайчат, давайте и мы с вами заглянем в дом, где живут звери. На каждом этаже должно жить по 10 животных, но посмотрите, этажи не заселены, давайте поможем зверям? (Петрушка вызывает ребят.) Звери передают вам спасибо и принесли для вас выражения.
На доске выражения по трём уровням.
1 группа:
5 + 3…9; 2 … 8 – 6; 10 – 7…4.
2 группа:
5 + 3 = 9; 10 – 7 2; 4 + 3 = 7; 8 – 6
3 группа:
8…2…4; 5…2…7; 4…3…1.
Задание 1-й группе: списать выражения, вставить знаки ; =.
Задание 2-й группе: списать верные выражения.
Задание 3-й группе: из данных чисел составить выражения, используя знаки: ; +; –.
Учитель. Это задание я у вас проверю, когда соберу тетради, а сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Видеопросмотр отрывка из мультфильма “Паровозик из Ромашково”.
– Кто узнал этот мультфильм? – На чём отправились в путешествие взрослые и дети? – Какого цвета были вагоны? – Сколько вагонов у паровозика из Ромашково? – Сколько детей выглядывало из каждого вагона и любовались природой? – Давайте посчитаем сколько всего было людей? (Запись в тетрадях и на доске.)
Учитель. Сейчас мы с вами отдохнём и послушаем сказку.
Треугольник и квадрат Жили были два брата Треугольник и квадрат. Старший – квадратный, Добродушный и приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный.
Квадрат: – Почему ты злишься, брат? Треугольник: – Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три – У тебя же их четыре. Квадрат: – Брат, Я же старше, я – квадрат.
Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на стволы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. Треугольник(уходя): – Приятных я тебе желаю снов. Спать ложился, был квадратом, А проснёшься – без углов.
Но наутро младший брат Страшной мести был не рад: Поглядел он, нет Квадрата. Онемел. Стоял без слов…
– Почему онемел Треугольник? – Посчитаем, сколько стало углов?
Учитель. Теперь я вам приготовила игру-загадку, но для того, чтобы её разгадать, запишем и решим примеры:
8 – 6 = 2, 7 – 7 = 0, 2 – 2 = 0, 2 + 2 = 4.
– Запишите друг за другом ответы этих примеров. – Кто знает, что это за число? – А какой следующий будет год?
На Новый год приходит Дед Мороз и обязательно принесёт вам подарки, а сейчас он спрашивает вас со страницы учебника. Кто знает, какое число идёт за числом 10?
VII. Итог урока
Учитель. Вам понравился урок? Спасибо за урок, вы все очень хорошо работали. Петрушка приготовил вам подарки: когда у вас будет свободное время, вы решите интересные примеры и по результатам раскрасите картинку.