kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новое в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Изучение учебного курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных федеральным государственным образовательным стандартом целей образования. Цель курса «Риторика»: формировать умения анализировать, оценивать общение (и своё собственное) и,  главное, учить умению общаться, успешно пользоваться даром слова, что способствует социализации в обществе сверстников.

В ходе достижения целей решаются следующие задачи:

- обучение эффективному (результативному) общению;

- обучение умелой, искусной, эффективной речи;

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

-формирование у учащихся взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что курс носит сугубо практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения.

          Риторика  помогает решать задачи формирования универсальных действий на метапредметном  уровне,  способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального  состава российского общества.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

1. Воспитывающее обучение.

2. Научность материала.

3. Наглядность.

4. Принцип сознательности и активности.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Прочность усвоения знаний.

7. Доступность.

Нравственно-риторические идеи:

Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

Худого не хвали, хорошего не кори. (Пословица)

Скажи мне доброе слово, а я приумножу его. (Л. Щипахина)

Всякое решение любит рассуждения. (Пословица)

         В нашей школе для изучения уроков русского языка отводится 3 часа в неделю, так как наша школа национальная, мы изучаем татарский язык, тоже 3 часа в неделю. Я считаю, для изучения русского языка этих часов недостаточно. Поэтому я решила взять как элективный курс предмет «Риторику», так как эти два предмета имеют между собой взаимосвязь.

      Курс  риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться.

     Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Детская риторика 1-4 классы», созданной под руководством Т.А.Ладыженской.

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов в год – 34. Работая по этой программе, я пользуюсь  учебно-методическим комплектом:

  1. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса  в 2 частях.
  2. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Я планирую и провожу  уроки самооценки, рефлексии,  урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез),  урок-концерт, урок составления задач,  урок защиты творческих работ.

          Для проведения занятий элективного курса «Риторика» пользуюсь традиционными (словесные, наглядные, проблемные, анкетирование учащихся, тестирование,.беседа) и инновационными (метод самооценки; методы рефлексии; метод взаимообучения;  метод придумывания; метод конструирования понятий, правил, теорий) методами.

Организационные формы работы:
-  групповая, индивидуальная, парная, в парах сменного состава.

        Особое место в практике своей работы я отвожу проведению деловых игр. Именно игра, как свободная творческая деятельность, обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся. Этим я создаю условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

     Наблюдая за детьми, общаясь с ними, анализируя их поведение, поступки, я убедилась в том, что нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения «уроков человечности», которые помогли бы ребенку глубоко постигнуть и почувствовать значение человеческих отношений, определить свою моральную позицию.

   Уроки риторики помогают нравственному воспитанию школьников, формируют опыт нравственных поступков. Я стремлюсь к тому, чтобы нравственные качества расцветали не только на уроке, но и в душе каждого ребенка. Она должна быть как цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.

    Особенность моих уроков – атмосфера теплоты человеческих отношений, которая создается с помощью музыки, живописи, литературы. Часто в беседах морального плана я использую рассказы В.А. Сухомлинского. В них заложены глубокий нравственный смысл, подкупающая искренность, их отличает яркий язык. Рассказы короткие, но их эмоциональная насыщенность огромна. Происходящие в них события требуют от детей размышления, поиска выхода из проблемной ситуации нравственного характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«новое в образовании »

МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ

МОУ «Пензятская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия



Конкурс «Новое в образовании»

Номинация «Программы элективных курсов»





Тема: «Опыт организации

и проведение курса «Риторика»

в начальной школе»





Составитель: Богданова Г.А.,

учитель начальных классов


Пензятка, 2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Изучение учебного курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных федеральным государственным образовательным стандартом целей образования. Цель курса «Риторика»: формировать умения анализировать, оценивать общение (и своё собственное) и, главное, учить умению общаться, успешно пользоваться даром слова, что способствует социализации в обществе сверстников.

В ходе достижения целей решаются следующие задачи:

- обучение эффективному (результативному) общению;

- обучение умелой, искусной, эффективной речи;

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

-формирование у учащихся взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что курс носит сугубо практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения.

Риторика помогает решать задачи формирования универсальных действий на метапредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

1. Воспитывающее обучение.

2. Научность материала.

3. Наглядность.

4. Принцип сознательности и активности.

5. Принцип систематичности и последовательности.

6. Прочность усвоения знаний.

7. Доступность.

Нравственно-риторические идеи:

Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)

Худого не хвали, хорошего не кори. (Пословица)

Скажи мне доброе слово, а я приумножу его. (Л. Щипахина)

Всякое решение любит рассуждения. (Пословица)


В нашей школе для изучения уроков русского языка отводится 3 часа в неделю, так как наша школа национальная, мы изучаем татарский язык, тоже 3 часа в неделю. Я считаю, для изучения русского языка этих часов недостаточно. Поэтому я решила взять как элективный курс предмет «Риторику», так как эти два предмета имеют между собой взаимосвязь.

Курс риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебной программой образовательной системы «Школа 2100» «Детская риторика 1-4 классы», созданной под руководством Т.А.Ладыженской.

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов в год – 34. Работая по этой программе, я пользуюсь учебно-методическим комплектом:

  1. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: учебник-тетрадь для 2 класса в 2 частях.

  2. Ладыженская Т.А.
    «Детская риторика в рассказах и рисунках»: методические рекомендации для учителя.

Я планирую и провожу  уроки самооценки, рефлексии,  урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез),  урок-концерт, урок составления задач, урок защиты творческих работ.

Для проведения занятий элективного курса «Риторика» пользуюсь традиционными (словесные, наглядные, проблемные, анкетирование учащихся, тестирование,.беседа) и инновационными (метод самооценки; методы рефлексии; метод взаимообучения; метод придумывания; метод конструирования понятий, правил, теорий) методами.

Организационные формы работы:
-  групповая, индивидуальная, парная, в парах сменного состава.

Особое место в практике своей работы я отвожу проведению деловых игр. Именно игра, как свободная творческая деятельность, обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся. Этим я создаю условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

Наблюдая за детьми, общаясь с ними, анализируя их поведение, поступки, я убедилась в том, что нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения «уроков человечности», которые помогли бы ребенку глубоко постигнуть и почувствовать значение человеческих отношений, определить свою моральную позицию.

Уроки риторики помогают нравственному воспитанию школьников, формируют опыт нравственных поступков. Я стремлюсь к тому, чтобы нравственные качества расцветали не только на уроке, но и в душе каждого ребенка. Она должна быть как цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.

Особенность моих уроков – атмосфера теплоты человеческих отношений, которая создается с помощью музыки, живописи, литературы. Часто в беседах морального плана я использую рассказы В.А. Сухомлинского. В них заложены глубокий нравственный смысл, подкупающая искренность, их отличает яркий язык. Рассказы короткие, но их эмоциональная насыщенность огромна. Происходящие в них события требуют от детей размышления, поиска выхода из проблемной ситуации нравственного характера.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)

п/п раздела


п/п тем

Наименование разделов и тем

Всего часов



Общение

16

1


1 2 3 4

Наука риторика.

Проверь себя.

Речевая ситуация.

Твои речевые роли.

С какой целью? Зачем?


4

2

1 2 3 4 5

Учимся говорить.

Неподготовленная речь.

Подготовленная речь.

Приёмы подготовки.

Говорим подробно, кратко.

Похвала (комплимент).


5

3

1 2

Слушаем, вдумываемся…

Слушаем, вдумываемся.

Слушаем по-разному.


2

4

1 2

Учимся читать, писать.

Читаем учебные тексты.

Учимся писать – редактировать.


2

5

1 2 3

Вежливое общение.

Что такое вежливость?

Вежливо, невежливо, грубо.

Добрые дела – добрые слова.


3



Текст


18

6

1

Разные тексты.

Диалог и монолог.



1

7

1 2 3

Правильная речь.

Пиши правильно!

Произноси правильно!

Употребляй слова правильно!


3

8

1 2 3 4

Правила успешного пересказа.

Пересказ.

Выбери нужное.

Цитата в пересказе.

Кратко о книге.


4

9

1 2 3

Поздравляю тебя…вас…

Поздравляю Кого? С чем? Как?

Желаю Кому? Чего? Как?

Поздравительные открытки.


3

10

1 2 3

Учись объяснять и доказывать.

Рассуждение.

Правило в доказательстве.

Цитата в доказательстве.


3

11

1 2 3

Что общего – чем отличаются.

Сравни и скажи.

Правила сравнения.

Как строятся сравнительные тексты.


3

12

1

Подведём итоги.

Риторический праздник.


1



Всего

34



Требования к уровню подготовки учащихся

-Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

а) взаимодействие с партнёром по общению, способность понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

б) правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точность (наличие фактических ошибок), богатство (разнообразие языковых средств), выразительность речи (речевые находки);

в) особенности речевых жанров.

-Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

а) использовать приёмы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;

б) создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры:

этикетные диалоги, рассказ о себе, заметку в газету и т. д.


Терминологический словарь по курсу


Для формирования у ученика привычки замечать непонятные слова, в учебнике такие слова выделяются звёздочкой. Так закладываются основы для выработки привычки обращаться к толковому словарю. Вариант такого школьного словаря приводится в конце учебника на страницах 125-126.


Технические средства обучения

Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в обычном классе можно сделать многое: я посадила учащихся так, чтобы они могли видеть друг друга. В классе имеется магнитофон, телевизор и компьютер.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • DVD-плеер (видеомагнитофон), телевизор;

  • цифровой фотоаппарат,цифровая камера (видеокамера);

  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.


Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения. Кроме того, эти средства позволяют разнообразить виды деятельности учеников на уроке.

Технические средства на уроках риторики применяю также при создании классных газет (компьютер), фотоальбомов (фотоаппарат); риторических праздников, конкурсов и т.д.

Анализируя и создавая тексты, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.



Уровень междисциплинарных связей программы

Элективный курс риторики дает учащимся необходимые общеучебные знания и умения, так как именно на этих уроках школьники знакомятся с особенностями типов текстов, учебных речевых жанров, с их структурой, языковыми средствами. Он развивает у учеников умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Курс является межпредметным, поскольку с формированием положительного отношения к изучению общения у детей развивается стремление к получению знаний по литературе (чтение стихов, рассказов, сказок), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), русскому языку (пополнение словарного запаса), обогащается жизненный опыт учащихся.

Реализация принципов преемственности

Риторическое образование – это многоуровневая система, основной целью которой является коммуникативное развитие и нравственное воспитание личности, способной успешно взаимодействовать в различных сферах общения и самореализоваться в современном мире. Важнейшими его принципами являются:

  • непрерывность образования, начиная от детского сада до ВУЗА, состоящая в постоянном совершенствовании человека в течение всей жизни;

  • преемственность, предполагает наличие последовательной цепи учебных задач на каждой ступени в рамках целостной системы образования.

Мы не имеем возможности вести занятия по риторике с дошкольниками, поэтому элективный курс по риторике ведётся только в начальных классах.

Практическая направленность содержания программы

Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. Если я действительно хочу научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов, риторическим задачам, риторическим играм.

Риторический анализ предполагает обсуждение, по крайней мере, трёх вопросов:
1. Что сказал говорящий (ритор);
2. Что он хотел сказать;
3. Что сказал ненамеренно.

Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:
•  кто говорит - пишет (адресант);
•  кому (адресат);
•  для чего - зачем (задача высказывания);
•  что - о чём (содержание высказывания;
•  как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);
•  где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
•  когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведённое на общение, если это важно).

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, забавнее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.

Для проведения риторических игр я выбираю (назначаю) жюри. При определении победителя использую карточки разных цветов, хлопки ("Кому больше похлопаем?") и т.п.

Результативность

На уроках риторики ученики много и увлекательно инсценировали, учились правильно произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им понравилось и песни петь, и разучивать пословицы. Благодаря риторике они учатся «излагать свои мысли правильно». Поэтому мои ученики принимают участие в театральных постановках, в школьной самодеятельности, конкурсах чтецов, конкурсах сочинений. В 2011 году Елисеев Николай, ученик 2 класса, сочинил сказку «Защитим лес» для районного конкурса. И в 2012 году принял участие в районном конкурсе «Защитим лес» - Коля сочинил стихотворение «Лесная сказка».

Литература

1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках: 3 класс; Методические рекомендации для учителя.-Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.:Издательство «Баласс»; Издательство «Ювента», 2013.

2. Программа образовательной системы «Школа 2100» «Детская риторика 1-4 классы»,

под руководством Т.А.Ладыженской.

3. Интернет-ресурсы http://www.eidos.ru/journal/2008/0707.htm





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
новое в образовании

Автор: Богданова Галия Ахметкаримовна

Дата: 23.06.2015

Номер свидетельства: 221065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Новое образование: цели или мечты?"
    ["seo_title"] => string(34) "novoieobrazovaniietsieliilimiechty"
    ["file_id"] => string(6) "278064"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453033008"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проектный менеджмент в образовании"
    ["seo_title"] => string(35) "proektnyi_menedzhment_v_obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "586616"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1631525765"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Инновации в начальном образовании с внедрением ФГОС второго поколения Бочкарева Ольга Александровна"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsii_v_nachalnom_obrazovanii_s_vnedreniem_fgos_vtorogo_pokoleniia_bochkare"
    ["file_id"] => string(6) "584425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1625474806"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Образование в школе."
    ["seo_title"] => string(22) "obrazovaniie_v_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "472086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528055478"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства