для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Блок занятий по изобразительному искусству
Учитель высшей категории
Потапова О.В.
Осенний пейзаж в технике батик
Цель данного блока занятий - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, через знакомство с художественной росписью ткани (батик).
Задачи:
познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписью ткани (батик);
ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;
развивать художественный вкус и фантазию;
обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
При проведении занятий по искусству росписи ткани учащиеся познакомились:
с историей возникновения и развития росписи ткани;
с технологией выполнения батика;
с инструментами, приспособлениями и материалами, а также специальными красителями, необходимыми для данного вида творчества;
современные подходы в оформлении интерьера и дизайна одежды, с использованием батика.
Занятия построены таким образом, чтобы учащиеся освоили данную тему постепенно от простого к сложному, от учебных заданий к творческому решению. На первом этапе целесообразно вспомнить цветовой круг, теплые и холодные цвета, и попробовать выполнить осенний цветок в теплой гамме акварелью по мокрому, сначала на бумаге, а потом на ткани. Здесь важно дать возможность детям почувствовать, как растекаются краски и, как происходит вливание цвета в цвет. (Приложение 1). На втором уроке, после того как работа высохла, дать возможность детям применить средства художественной выразительности (линия, пятно, штрих, мазок, точка и т.д.) и выполнить графику на цветке, придав ему более четкие контуры, дорисовав фломастером, кто что увидел. Например, капли росы, жучков, бабочек, прожилки на цветах и листьях, и т.д. Детям очень нравится заниматься графической дорисовкой, так как это дает возможность проявить творчество и фантазию.(Приложение 2).
На втором этапе мы выполняем живописную картину "Осенний пейзаж". (Приложение 3). Здесь важно вспомнить правила воздушной перспективы, законы построения композиции, а также показать варианты изображения различных деревьев, домиков, заборов, птиц и т.д. Поговорить о состоянии природы в это время года и цветовой гамме, характерной для этого периода.
Работу начинаем без предварительного эскиза, сразу на ткани. В конце урока необходимо дать возможность детям рассказать о своей работе, дать ей название, а также выразить свое эмоциональное состояние.
На третьем этапе учащиеся выполняют графические дорисовки, чтобы придать изображению выразительность и подчеркнуть главные детали, так как акварельные работы на ткани бледнеют после высыхания и теряют четкость контуров.
На последнем занятии учащиеся выполняют диагностическое тестирование в форме контрольной работы, которая включает в себя теоретические вопросы, направленные на выявление уровня знаний по изученной теме. (Приложение 4).
На протяжении четырех занятий дети принимали активное участие в творческом процессе. Было видно, что тема им интересна. Особенно хочется отметить третье занятие, когда учащиеся очень эмоционально рассказывали о своих работах. Каждый хотел сказать, что изображено, почему работа называется именно так и как цветовая гамма выражает настроение, и эмоциональное состояние автора. После завершения работы учащиеся высказали желание еще поработать в этом виде творчества из чего можно сделать вывод, подтверждающий цель данного блока занятий.
По окончанию работы необходимо провести тематическую выставку, например, "Краски осени", где можно разместить не только осенние пейзажи, в технике батик, но и цветы, выполненные на втором уроке. Проведение таких выставок дает возможность учащимся по другому взглянуть на свою работу, а главное то, что они побуждают зрителя к творчеству.
Знакомство с таким видом творчества как батик, позволяет раскрыть художественные способности детей, через творческую деятельность учащихся в материале, что подтверждает актуальность данной темы. В результате изучения курса у учащихся было сформировано целостное представление об искусстве росписи ткани, и повысился творческий потенциал.
Анализ проведенной контрольной работы показал достаточно высокий уровень усвоения пройденной темы на теоретическом уровне. По результатам проведения выставки "Краски осени" можно сказать, что работы детей вызвали большой интерес, получили положительные отзывы от других ребят, учителей и родителей.
Данный блок занятий может быть включен как в авторские, так и в базовые программы по изобразительному искусству. Кроме того, при небольшой корректировке блока можно использовать данную разработку, как частично, так и полностью, на уроках труда в начальной школе.
Приложение 1
План – конспект первого занятия.
Тема: «Цветочные фантазии»
Цель: познакомить воспитанников с искусством росписи ткани.
Задачи:
образовательная: познакомить с искусством росписи ткани, повторить цветовой круг, теплые и холодные цвета, рассмотреть разновидности цветов и их особенности, показать изображение цветов в работах художников (М. Сарьян, Ци Бай Ши, М. Врубель, Жан Прево);
развивающая: развитие художественных способностей учащихся, воображения, творческого мышления;
воспитывающая: воспитание потребности в творческом самовыражении.
Оборудование:
Для воспитателя:
букет осенних цветов;
репродукции работ художников М. Сарьян «Цветы Еревана», Ци Бай Ши «Пион», М. Врубель «Роза», Жан Прево «Букет»;
таблица «Цветовой круг»;
таблица «Теплые и светлые оттенки основных и дополнительных цветов».
Для учащихся:
альбом;
медовая акварель;
ткань хлопчатобумажная;
пяльцы;
кисти: белка № 8, 3; щетина № 12;
баночка для воды.
Ход занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин)
Ознакомление с темой (2 – 3 мин)
Сегодня на занятии мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани. А также вспомним цветовой круг, теплые и холодные цвета, вспомним, что такое стилизация и познакомимся с работами художников, которые изображали цветы. Мы попробуем изобразить свой цветок, но не на бумаге, а на хлопчатобумажной ткани.
3. Вступительная беседа (10 мин)
Искусство росписи ткани пришло к нам с островов Индонезии. Мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.
Современные художники работают в разных техниках росписи по ткани. Одна из них это горячий батик. Растопленный воск или парафин наносят на ткань точно по рисунку. Это очень трудоемкий процесс. Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. Здесь используется резервирующий состав, который наносят на контур рисунка, чтобы красители не растекались.
Свободная роспись не предполагает использование специальных средств и поэтому сегодня мы попробуем выполнить в этой технике одну работу. В этом виде творчества используют специальные или анилиновые красители, принцип окрашивания которых очень похож на акварельные краски. Вот ими мы сегодня и воспользуемся.
Давайте, ребята, вспомним какие основные цвета, вы знаете?
(ответ) – Синий, желтый, красный.
А какие цвета относятся к теплым и холодным оттенкам?
(ответ) – Теплые: цвет огня, холодные: зеленые, фиолетовые, синие.
Давайте рассмотрим наш осенний букет, который состоит из георгин, астр, бархатцев, гербер. Какие оттенки теплых и холодных цветов вы видите?
(ответ) – Бордовый, ярко-красный, оранжевый, темно-синий, фиолетовый, сиреневый и т.д.
А теперь давайте попробуем сделать выкраски этих оттенков на альбомном листе, предварительно намочив его. Сначала возьмем теплые цвета и посмотрим, как краски расплываются на мокрой бумаге и как происходит вливание цвета в цвет, а потом то же самое сделаем с холодными цветами. Приступаем к работе.
4. Выполнение упражнения на альбомном листе (5 мин)
Теперь давайте рассмотрим работы известных художников с изображением цветов (Мартирос Сарьян «Цветы Еревана», Ци Бай Ши «Пион», Михаил Врубель «Роза», Жан Прево «Букет») и поговорим о том, как художник передавал форму цветка, цветовую гамму и какое настроение создают эти работы.
(ответ) – (учащиеся высказывают свое впечатление о картинах)
5. А перед тем, как мы с вами начнем работать на ткани, давайте вспомним, что же такое стилизация?
(ответ) – Слилизация – это декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предмета.
Хорошо, что мы вспомнили это слово, потому что вам сейчас предстоит изобразить цветок не с натуры, а используя законы стилизации, нарисовать фантазийный цветок в теплой гамме.
6. Выполнение цветка на ткани по-сырому акварельными красками (15 мин)
- индивидуальная работа учащихся (помощь учителя)
7. Подведение итогов (5 мин)
Давайте покажем друг другу свои работы. Цветы у вас получились необычными, яркими, не похожими друг на друга. Вы все замечательно справились с заданием и успешно использовали все, что мы повторили на уроке.
Задание на дом.
Найти работы художников с изображением деревьев, как живописных, так и декоративных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Блок занятий по изобразительному искусству
Учитель высшей категории
Потапова О.В.
Осенний пейзаж в технике батик
Цель данного блока занятий - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, через знакомство с художественной росписью ткани (батик).
Задачи:
познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного искусства - художественной росписью ткани (батик);
ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими в основе создания художественной росписи ткани: законы композиции и колорита, приемы стилизации, приемы создания декоративной композиции;
воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;
развивать художественный вкус и фантазию;
обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.
При проведении занятий по искусству росписи ткани учащиеся познакомились:
с историей возникновения и развития росписи ткани;
с технологией выполнения батика;
с инструментами, приспособлениями и материалами, а также специальными красителями, необходимыми для данного вида творчества;
современные подходы в оформлении интерьера и дизайна одежды, с использованием батика.
Занятия построены таким образом, чтобы учащиеся освоили данную тему постепенно от простого к сложному, от учебных заданий к творческому решению. На первом этапе целесообразно вспомнить цветовой круг, теплые и холодные цвета, и попробовать выполнить осенний цветок в теплой гамме акварелью по мокрому, сначала на бумаге, а потом на ткани. Здесь важно дать возможность детям почувствовать, как растекаются краски и, как происходит вливание цвета в цвет. (Приложение 1). На втором уроке, после того как работа высохла, дать возможность детям применить средства художественной выразительности (линия, пятно, штрих, мазок, точка и т.д.) и выполнить графику на цветке, придав ему более четкие контуры, дорисовав фломастером, кто что увидел. Например, капли росы, жучков, бабочек, прожилки на цветах и листьях, и т.д. Детям очень нравится заниматься графической дорисовкой, так как это дает возможность проявить творчество и фантазию.(Приложение 2).
На втором этапе мы выполняем живописную картину "Осенний пейзаж". (Приложение 3). Здесь важно вспомнить правила воздушной перспективы, законы построения композиции, а также показать варианты изображения различных деревьев, домиков, заборов, птиц и т.д. Поговорить о состоянии природы в это время года и цветовой гамме, характерной для этого периода.
Работу начинаем без предварительного эскиза, сразу на ткани. В конце урока необходимо дать возможность детям рассказать о своей работе, дать ей название, а также выразить свое эмоциональное состояние.
На третьем этапе учащиеся выполняют графические дорисовки, чтобы придать изображению выразительность и подчеркнуть главные детали, так как акварельные работы на ткани бледнеют после высыхания и теряют четкость контуров.
На последнем занятии учащиеся выполняют диагностическое тестирование в форме контрольной работы, которая включает в себя теоретические вопросы, направленные на выявление уровня знаний по изученной теме. (Приложение 4).
На протяжении четырех занятий дети принимали активное участие в творческом процессе. Было видно, что тема им интересна. Особенно хочется отметить третье занятие, когда учащиеся очень эмоционально рассказывали о своих работах. Каждый хотел сказать, что изображено, почему работа называется именно так и как цветовая гамма выражает настроение, и эмоциональное состояние автора. После завершения работы учащиеся высказали желание еще поработать в этом виде творчества из чего можно сделать вывод, подтверждающий цель данного блока занятий.
По окончанию работы необходимо провести тематическую выставку, например, "Краски осени", где можно разместить не только осенние пейзажи, в технике батик, но и цветы, выполненные на втором уроке. Проведение таких выставок дает возможность учащимся по другому взглянуть на свою работу, а главное то, что они побуждают зрителя к творчеству.
Знакомство с таким видом творчества как батик, позволяет раскрыть художественные способности детей, через творческую деятельность учащихся в материале, что подтверждает актуальность данной темы. В результате изучения курса у учащихся было сформировано целостное представление об искусстве росписи ткани, и повысился творческий потенциал.
Анализ проведенной контрольной работы показал достаточно высокий уровень усвоения пройденной темы на теоретическом уровне. По результатам проведения выставки "Краски осени" можно сказать, что работы детей вызвали большой интерес, получили положительные отзывы от других ребят, учителей и родителей.
Данный блок занятий может быть включен как в авторские, так и в базовые программы по изобразительному искусству. Кроме того, при небольшой корректировке блока можно использовать данную разработку, как частично, так и полностью, на уроках труда в начальной школе.
Приложение 1
План – конспект первого занятия.
Тема: «Цветочные фантазии»
Цель: познакомить воспитанников с искусством росписи ткани.
Задачи:
образовательная: познакомить с искусством росписи ткани, повторить цветовой круг, теплые и холодные цвета, рассмотреть разновидности цветов и их особенности, показать изображение цветов в работах художников (М. Сарьян, Ци Бай Ши, М. Врубель, Жан Прево);
развивающая: развитие художественных способностей учащихся, воображения, творческого мышления;
воспитывающая: воспитание потребности в творческом самовыражении.
Оборудование:
Для воспитателя:
букет осенних цветов;
репродукции работ художников М. Сарьян «Цветы Еревана», Ци Бай Ши «Пион», М. Врубель «Роза», Жан Прево «Букет»;
таблица «Цветовой круг»;
таблица «Теплые и светлые оттенки основных и дополнительных цветов».
Для учащихся:
альбом;
медовая акварель;
ткань хлопчатобумажная;
пяльцы;
кисти: белка № 8, 3; щетина № 12;
баночка для воды.
Ход занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин)
Ознакомление с темой (2 – 3 мин)
Сегодня на занятии мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – художественной росписью ткани. А также вспомним цветовой круг, теплые и холодные цвета, вспомним, что такое стилизация и познакомимся с работами художников, которые изображали цветы. Мы попробуем изобразить свой цветок, но не на бумаге, а на хлопчатобумажной ткани.
3. Вступительная беседа (10 мин)
Искусство росписи ткани пришло к нам с островов Индонезии. Мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в нужный цвет. Воск смывали, и на ткани оставался белый узор.
Современные художники работают в разных техниках росписи по ткани. Одна из них это горячий батик. Растопленный воск или парафин наносят на ткань точно по рисунку. Это очень трудоемкий процесс. Существует и менее трудоемкий способ – холодный батик. Здесь используется резервирующий состав, который наносят на контур рисунка, чтобы красители не растекались.
Свободная роспись не предполагает использование специальных средств и поэтому сегодня мы попробуем выполнить в этой технике одну работу. В этом виде творчества используют специальные или анилиновые красители, принцип окрашивания которых очень похож на акварельные краски. Вот ими мы сегодня и воспользуемся.
Давайте, ребята, вспомним какие основные цвета, вы знаете?
(ответ) – Синий, желтый, красный.
А какие цвета относятся к теплым и холодным оттенкам?
(ответ) – Теплые: цвет огня, холодные: зеленые, фиолетовые, синие.
Давайте рассмотрим наш осенний букет, который состоит из георгин, астр, бархатцев, гербер. Какие оттенки теплых и холодных цветов вы видите?
(ответ) – Бордовый, ярко-красный, оранжевый, темно-синий, фиолетовый, сиреневый и т.д.
А теперь давайте попробуем сделать выкраски этих оттенков на альбомном листе, предварительно намочив его. Сначала возьмем теплые цвета и посмотрим, как краски расплываются на мокрой бумаге и как происходит вливание цвета в цвет, а потом то же самое сделаем с холодными цветами. Приступаем к работе.
4. Выполнение упражнения на альбомном листе (5 мин)
Теперь давайте рассмотрим работы известных художников с изображением цветов (Мартирос Сарьян «Цветы Еревана», Ци Бай Ши «Пион», Михаил Врубель «Роза», Жан Прево «Букет») и поговорим о том, как художник передавал форму цветка, цветовую гамму и какое настроение создают эти работы.
(ответ) – (учащиеся высказывают свое впечатление о картинах)
5. А перед тем, как мы с вами начнем работать на ткани, давайте вспомним, что же такое стилизация?
(ответ) – Слилизация – это декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предмета.
Хорошо, что мы вспомнили это слово, потому что вам сейчас предстоит изобразить цветок не с натуры, а используя законы стилизации, нарисовать фантазийный цветок в теплой гамме.
6. Выполнение цветка на ткани по-сырому акварельными красками (15 мин)
- индивидуальная работа учащихся (помощь учителя)
7. Подведение итогов (5 мин)
Давайте покажем друг другу свои работы. Цветы у вас получились необычными, яркими, не похожими друг на друга. Вы все замечательно справились с заданием и успешно использовали все, что мы повторили на уроке.
Задание на дом.
Найти работы художников с изображением деревьев, как живописных, так и декоративных.
Приложение 2
План – конспект второго занятия.
Тема: «Превращение»
Цель: научить учащихся использовать графические средства художественной выразительности для завершения образа.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с графическими средствами (линия, пятно, точка и т.д.), выполнять графические дорисовки, а также различные формы деревьев по-сырому;
развивающая: развитие фантазии, творческого воображения, наблюдательности;
воспитывающая: воспитание интереса к процессу творчества.
Оборудование:
Для воспитателя:
таблица «Выразительность линий»;
медовая акварель;
кисти: белка № 8, 3;
¼ ватмана;
мольберт.
Для учащихся:
альбом;
медовая акварель;
кисти: белка № 8, 3;
баночка для воды;
цветок, выполненный на прошлом уроке;
фломастеры;
гелевые ручки.
Ход занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин)
Ознакомление с темой (2 – 3 мин)
Сегодня на занятии мы продолжим работу с фантазийным цветком и сделаем его более выразительным с помощью графических средств, а также попробуем превратить обыкновенные цветовые пятна в необыкновенные деревья.
3. Практическая работа (5 – 7 мин)
А начнем мы нашу работу с того, что на сыром альбомном листе изобразим цветные пятна, характерные для осеннего времени года.
Сегодня рисовать будем вместе, вы в альбоме, а я на листе ватмана. Сначала смачиваем лист бумаги. Затем отмечаем линию горизонта одним мазком. И делаем цветовую растяжку. Используя технику раздельного мазка, наносим по линии горизонта цветовые пятна.
Теперь нужно, чтобы наша работа намного просохла, отложим пока ее в сторону.
4. Объяснение нового задания (3 мин)
А сейчас возьмите в руки свои красивые цветы, посмотрите на них внимательно. Видите, после высыхания, краски растеклись, четкие контуры цветка пропали, а некоторые изображения совсем потеряли форму. Так вот, чтобы наши цветы стали более выразительными, мы с вами дорисуем с помощью фломастеров или гелевых ручек тычинки из сердцевины цветка, точки, волнистые ломаные линии, которые подчеркнут форму цветка. А может, у кого-то на цветке притаилась пчелка или мотылек, или капли росы стекают с лепестков.
5. Самостоятельная работа (10 мин).
(выполняют графику на цветах)
Давайте теперь посмотрим, что у вас получилось. После выполнения графики ваши цветы очень преобразились и стали выглядеть более выразительно. Очень радует в этой работе, то что все смогли проявить творчество и фантазию и дорисовать то, что увидели.
А теперь, давайте вернемся к нашей работе, которую мы сделали в начале урока. Давайте вместе посмотрим, на что же стали похожи наши цветные пятна?
(ответ) – На кусты, деревья, листики и т.д.
Вот, сейчас, каждый из вас попробует превратить свои цветные пятна в деревья или кусты, а потом мы посмотрим, на что же стал похож наш рисунок. Выполняем работу тонкой кисточкой или фломастером черного или коричневого цвета. До начала работы обратите внимание на таблицу «Выразительность линий» посмотрите, как с помощью линий подчеркивается фактура коры и листвы дерева.
6. Самостоятельная работа (10 мин).
(в это время учитель доделывает свою работу, а учащиеся свою)
7. Подведение итогов (3 мин).
Выставка работ учащихся.
Посмотрев ваши работы, можно сказать, что все справились с заданием, деревья и кусты получились выразительными, и скажите, пожалуйста, что же у нас получилось?
(ответ) – Пейзаж.
Очень хорошо, вот пейзажем то мы и займемся на следующем уроке.
Приложение 3
План – конспект третьего занятия.
Тема: «Осенний пейзаж в технике батик»
Цель: выполнение учащимися осеннего пейзажа в технике батик.
Задачи:
образовательная: продолжить знакомство учащихся с искусством росписи ткани;
развивающая: развитие творческих способностей учащихся, зрительной памяти, воображения, цветовосприятия;
воспитывающая: воспитание интереса к изобразительной деятельности.
Оборудование:
Для воспитателя:
авторская работа, выполненная в технике холодного батика «Листья» (платок);
эскизы пейзажей с изображением деревенских домиков, заборов и т.д.;
ключевые слова (батик, холодный батик, горячей батик, свободная роспись).
Для учащихся:
ткань хлопчатобумажная;
подрамник (размер 22 х 30 см);
краски для батика;
кисти: белка № 8, 3; щетина № 12;
баночка для воды.
Ход занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин).
Ознакомление с темой (10 – 12 мин).
Сегодня мы продолжаем знакомство с таким видом декоративно-прикладного искусства как батик. Скажите, пожалуйста, что же такое батик?
(ответ) - Роспись по ткани
(крепим ключевое слово БАТИК на доску)
Правильно.
В какой технике выполняется батик?
(ответ) – Холодный, горячий
(крепим ключевое слово ХОЛОДНЫЙ БАТИК)
Почему эта техника так называется? И какие материалы здесь используются?
(ответ) – Используется резервирующий состав, который наносится по контуру рисунка и не дает красителю растекаться.
А что же такое горячий батик, в чем его отличие?
(крепим ключевое слово ГОРЯЧИЙ БАТИК)
(ответ) – Используется горячий парафин или воск, который наносится по рисунок.
А как называется техника, где не используется не парафин, не резерв?
(ответ) – Свободная роспись.
(крепим ключевое слово СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ)
Скажите, пожалуйста, какие красители используются для росписи ткани?
(ответ) – Специальные красители по ткани (анилиновые).
Этот вид творчества, ребята, зародился в Индонезии. Раньше не было специальных красителей и люди использовали то, что давала им природа: листья растений, сок ягод, овощей и даже сажа из печи. Это был длительный процесс окрашивания. Но, а теперь процесс росписи ткани стал гораздо проще. Сейчас чтобы закрепить краситель на ткани достаточно прогладить утюгом рисунок.
Сегодня мы с вами попробуем выполнить осенний пейзаж в технике батик свободной росписью, используя краски для батика. На прошлом занятии мы уже говорили об осени, о цветах, присущих этому времени года. И я вас просила принести открытки с изображением осеннего пейзажа. Давайте их рассмотрим. Какие же цвета характерны для этого времени года?
(ответ) – Желтый, красный, багряный, золотой и т.д.
Еще раз хочу напомнить правила воздушной перспективы при работе над пейзажем:
Работу начинаем сверху вниз;
Помните, что вверху небо темнее, а ближе к линии горизонта светлее;
На заднем плане предметы теряют ясность и четкость очертаний;
Передний план четкий, хорошо прорисован.
И перед тем как вы начнете работать, для создания осеннего настроения мне бы хотелось прочитать строки из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Может быть, эти строки помогут представить осень каждому из вас как-то по-своему, и может быть, кто-то, изобразит именно этот пейзаж.
3. Самостоятельная работа (20 мин).
Работая над пейзажем, проявите творчество, попробуйте изобразить деревенские домики, заборы, птиц и т.д. Различные варианты изображения деревьев, домиков, заборов можно увидеть на студенческих работах, которые представлены на доске.
4. Подведение итогов (5 – 7 мин).
Давайте покажем, друг другу, что же у нас получилось, и расскажем о своей работе (выставка работ учащихся с рассказом о своей работе: название, выбранная цветовая гамма, сюжет).
Вы все молодцы! Используя такой интересный вид творчества, как батик у вас получились прекрасные, красочные работы и вам удалось передать состояние именно осенней природы.
Эту работу мы закончим на следующем уроке, где будем выполнять графику.
Задание на дом.
Найти дополнительный материал по росписи ткани.
Приложение 4
План – конспект четвертого занятия.
Тема: « Осенний пейзаж в технике батик»
Цель: изучив возможности графических средств художественной выразительности, практически применить их в работе над пейзажем.
Задачи:
образовательная: обобщить знания, полученные на уроках изобразительного искусства по данной теме;
развивающая: развитие детского творчества, воображения;
воспитывающая: активизировать интерес к видам декоративно-прикладного творчества.
Оборудование занятия:
Для воспитателя:
авторские работы, выполненные в технике батик;
изображения деревьев, домиков, выполненных в декоративной манере (студенческие работы);
журнал «Валентина. Роспись по шелку» № 1, 1995 г.;
текст контрольной работы.
Для учащихся:
«Осенний пейзаж» - работа, выполненная на прошлом уроке;
фломастеры;
гелевые ручки.
Ход занятия:
Организационный момент (1 – 2 мин).
Ознакомление с темой (10 мин).
Сегодня на занятии поговорим о том, где и как можно применить искусство росписи ткани, завершим начатый пейзаж и в конце урока выполним небольшую контрольную работу.
Художественная роспись ткани – это увлекательное занятие, которое доставляет не только удовольствие, но и открывает широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что из деталей одежды можно украсить росписью?
(ответ) – Блузки, юбки, карманы, галстуки и т.д.
А в интерьере, где можно использовать роспись ткани?
(ответ) – Занавески, подушки, покрывала, панно, картины и т.д.
Совершенно верно. И вот сейчас мы с вами и завершим нашу работу над пейзажем. И я надеюсь, что этот пейзаж украсит интерьер вашего дома.
(показ образцов дизайна одежды и интерьера из журнала «Валентина»)
Перед началом работы вспомните все, что мы изучили и повторили по данной теме. Вспомните, какие графические средства мы использовали для придания выразительности осеннему цветку, деревьям. Еще раз хочется обратить ваше внимание на студенческие работы, выполненные акварелью, с изображением различных деревьев, домиков. Посмотрите, как художники передают декоративность образа с помощью линий.
3. Самостоятельная работа (10 – 15 мин).
(выполняют графику с помощью фломастеров, гелевых ручек, подчеркивая и выделяя главное)
4. Выставка работ.
Давайте покажем друг другу свои работы. У вас получились прекрасные работы, которые передают ваше эмоциональное состояние. Работы очень хорошо передают колорит осени, и я думаю, что они могут украсить любой интерьер.
5. Контрольная работа.
Чтобы проверить знания, полученные по данной теме, мы сейчас проведем небольшую контрольную работу, которая содержит несколько теоретических вопросов.
6. Самостоятельная работа учащихся по выполнению контрольной работы (10 мин).
7. Подведение итогов (5 мин).
Вы выполнили контрольную работу. И пока я собираю ваши ответы, может быть кто-то захочет высказать свое мнение о вопросах заданных в ней? (ответы детей)
Да действительно, вопросы были не очень сложные, и пройденный материал вы усвоили хорошо. Я проверю ваши работы. А после оформления работ мы проведем выставку и назовем ее «Краски осени». Я думаю, что ваши работы будут интересны всем учащимся нашей гимназии, а также родителям, которые, несомненно, посетят эту выставку.
Ребята, мы с вами познакомились с прекрасным видом декоративно-прикладного искусства, с художественной росписью по ткани. Мы только чуть-чуть прикоснулись к этому виду творчества. На самом деле этот вид искусства дает большие возможности для самовыражения. Мне кажется, что вы продолжите работу в этом направлении дома, а может быть, даже научите работе в этой технике своих друзей.
Проверочная работа
№
Вопрос
Баллы
1
Что такое батик?
2
Какие способы росписи вы знаете?
3
В чем особенности холодного батика?
4
В чем особенности горячего батика?
5
В чем особенности свободной росписи?
6
Какие красители применяются при росписи ткани?
7
Где зародилось искусство росписи ткани?
8
Где можно использовать роспись ткани?
9
Какие дополнительные сведения знаете о батике?
10
Понравился или нет, этот вид творчества, и почему?
Контрольная работа представляет собой ряд вопросов по теории направленных на выявление уровня знаний по изученной теме.
Оценка результатов происходит следующим образом:
За каждый правильный ответ ставится 1 балл, за неправильный 0.