II. Актуализация опорных знаний. Цели: Организация деятельности по определению темы, цели урока. | Любовь, доброта, милосердие. Ответы учащихся Члены семьи, соседи, друзья, окружающие. Отгадываю загадки Высказывают свои предположения без научного объяснения. В словарях находят толкование слова «семья». (Семья – группа живущих вместе близких родственников сплоченных общими интересами.) - Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра -Дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая… Дети повторяют правила работы в паре. Дети записывают на листочках качество Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей, и т. д. (на сердцевинке) (Ценности, на которых основывается семья). | Повторение материала с прошлого урока Организация подводящего диалога, организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта.
| - Ребята, вспомните, о каких духовных ценностях, присущих человеку, мы с вами говорили на уроках? - Какие качества вам бы хотелось видеть в человеке, живущем рядом с вами? Почему? - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (Семья) -Итак, какая же тема урока? (Семья.). - Какие цели мы поставим на уроке? Что же такое семья? Какое определение вы могли бы дать этому понятию «семья»? - Давайте проверим правильно ли мы с вами дали определение понятию семья. Для этого обратимся к словарям, которые лежат на ваших партах. Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. -Назовите всех членов вашей семьи. - Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. Чтобы каждая семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь важных качеств: (каких?) - У вас на партах лежат лепестки (учитель показывает) Работая в парах, запишите слово обозначающее качество. (Повторим правила работы в парах Говорим шепотом. Работаем вместе. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. Оцениваем работу, благодарим друг друга На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель прикрепляет лепестки ромашки с названием качеств. -На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье? На чём держатся лепестки? - Что же символизирует сердцевинка? - Ромашка считается символом семьи в России с 2008 года. 8 июля – День Семьи, Любви и Верности. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии. Вы уже догадались, что они были мужем и женой. А вот как они жили и почему их приравняли к лику Святых, вы узнайте сами из дополнительной литературы к следующему уроку. | уметь называть изученные понятия: Любовь, доброта, милосердие. Составление представления об этических понятиях «семья».
| Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: владеть устной и письменной речью. Регулятивные: ставить перед собой цель; принимать и сохранять учебную задачу; планировать работу; |
III. Постановка проблемы. Цели: обсуждение затруднения. | -Что такое семья, на каких семейных ценностях держится семья. Учащиеся читают: Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм. Это религии - О религиях; о том, как религии относятся к семье. Высказывания детей Работа в группах. ( Учебник стр. 74-75): Найти в учебнике ответ на вопрос: 1 группа – Как должны жить люди в христианском браке? 2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме? 3 группа – Какое значение имеет брак в исламе? 4 группа – Какое значение имеет брак в буддизме? - - Да. -Любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях | Организация подводящего диалога, организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта. | - О чём мы с вами сегодня уже узнали на уроке? -Как вы думаете, о чём ещё мы с вами будем говорить сегодня на уроке? На доске записаны слова. -Что это? - Как вы считаете, одинаково ли религии относятся к семье? - Совпадают ли семейные ценности в разных религиозных культурах? Вы сейчас высказали свои предположения, которые нам нужно будет проверить и доказать. Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: как традиционные религии России относятся к семье? -Для того чтобы проверить ваши предположения и ответить на вопрос урока, вам сегодня предстоит побывать исследователями, которым нужно самостоятельно поработать с учебником стр. 74-75. Каждая группа представляет религиозную культуру. На листах вы должны будете записать семейные ценности религии, с которой работает ваша группа. 4 группы Учитель обобщает высказывания обучающихся. Иудаизм (Слайд) В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой. Христианство Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Семья – это школа любви. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Буддизм В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах. Ислам Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство –это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. -Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? -Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? | Уметь рассказывать о своих чувствах, переживаниях, своем эмоциональном состоянии в жизненных ситуациях. Уметь находить определения слов | Познавательные УУД: работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать. Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, работать в группах, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Личностные УУД: формировать отношение к семье как значимой ценности. Регулятивных УУД: развивать навыки анализа текста, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат. |
V . Самостоятельная работа Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает о добре и зле. | Дописывают слова (любви, неженатым, жизни, главнейших заповедей). Совещаются в парах. Проверяют по эталону. | Организация подводящего диалога, организует работу в группах, выступает в роли помощника, консультанта. | Содержание карточки: В Христианстве семья - это школа…. (любви) Согласно исламу, женатый человек имеет преимущество перед ….(неженатым) В буддийской религии семья – это важнейшая часть…(жизни) В иудаизме брак и рождение детей считается выполнением одной из… (главнейших заповедей). | Уметь рассказывать о своих чувствах, переживаниях, своем эмоциональном состоянии в жизненных ситуациях. | Личностные: воспитание доброжелательности Познавательные: расширение представления детей о семье Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении |
VII. Рефлексия Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельностью | Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку | | Подводит итог урока. Давайте вернёмся к задачам нашего урока. Удалось ли нам достичь их? Что такое семья? Как относятся к семье основные религии мира? Какую семью можно назвать дружной, счастливой? Организует рефлексию. «Букет настроения» – Ребята, давайте возьмем выбранные цветы в руки. Чувствуете, какие они красивые ? Каждый цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите. Давайте беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Давайте цветочки соберем в одну большую, крепкую семью. А ваша семья пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна. | | |
VIII. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание | | Домашнее задание (по выбору). - Найти информацию о Петре и Февронии, подготовить небольшое сообщение. - Расскажите о своей семье по теме «Моя семья» - Подобрать пословицы народов России о семейных ценностях, - А закончить урок я хочу вот этими строками: Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья! | | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. |