kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семейные праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока №28, модуля "Основы светской этики"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семейные праздники"»

Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»


МБОУ «Школа №17»

Селиверстова Л.А.

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить учеников с государственными, общественными, семейными праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

К. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование у учащихся отношения и ценности к семейным праздникам, традициям. Поддерживать дружеское взаимоотношение в семье, умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Цель урока

Расширение представлений о понятии «семейный праздник».

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.

Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Праздник, семейный праздник, подарок.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Мультфильм «День рождения бабушки».






Этапы урока

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

1.Оргмомент.






2.Актуализация знаний, постановка проблемы











-1.Психологический настрой.

-Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.

Ребята, на нашем уроке присутствуют гости – учителя школ нашего города.

Давайте, повернёмся к ним, поздороваемся и подарим им свою улыбку!

А теперь возьмитесь за руки и пожелайте доброго дня себе и своим друзьям.

Садитесь.

1.Урок ОРКСЭ

- Чтобы определить тему урока предлагаю посмотреть на экран.

- Как одним словом можно назвать? Что это? ( Праздники)

- Где отмечают эти праздники?

- Вспомним, что такое семья?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока . (Семейные праздники).



- Что бы вы хотели узнать о семейных праздниках?



- Нам предстоит найти ответы на такие вопросы.

  1. Что такое праздник?

  2. История возникновения праздника.

  3. Какие бывают праздники?

  4. Что такое семейный праздник?

5. Что такое подарок и как его выбирать?








Познавательные УУД: овладение

мыслительными

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.


Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем составлять план работы

3. Решение проблемы и открытие новых знаний












































































































































5. Применение новых знаний










1.Отвечаем на первый вопрос, что такое «праздник»?

- Ваши предположение.


- А теперь предлагаю поработать в группах, выясним понятие слова «праздник» в словарях и учебнике.


1гр. Работает со словарём С.И. Ожегова

«Праздник – день торжества, установленный в честь или в память какого-чего-нибудь;

  • день радости и торжества по поводу чего-нибудь;

  • день игр, развлечений;

  • выходной день, нерабочий день.

2гр. Работает со словарём Д.Н. Ушакова

Праздник - день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п.;

  • день массовых игр, развлечений;

  • счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием, удачей и т.п.

3гр. В учебнике с. 58 , узнать, как объясняет это слово автор учебника.


- Пожалуйста 1 группа, 2 группа, 3 группа.


2. История возникновения праздников уходит корнями в глубокое прошлое.

Когда и как они появились, мы узнаем из рассказа …….

Во время прослушивания составьте вопросы, которые вы хотели бы задать своим товарищам.

-Выступление ……..


- Какие вопросы вы хотели бы задать?

( Вопросы:

-Каким силам природы обращались древние люди?

-Что в древние времена называли праздником?

-Что отмечали праздниками?

- Для чего проводились праздники?)




3. Праздники – это составляющая часть нашей культуры.

- Какое значение имеют праздники и для чего они нужны нам?

Что бы ответить на эти вопросы, выполним самостоятельную работу.

Вам необходимо прочитать предложения на карточке №1 и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое.

(Учащимся выдаются карточки со следующими записями на каждой)

“Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.

Праздники помогают поддерживать связь поколений.

Праздники помогают узнать традиции своего народа.

Праздники учат уважать культуру других людей.

Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны”


Проверка:

- Поднимите ребята руки кто подчеркнул одно предложение, прочтите его, а кто другое и т.д

- А кто подчеркнул все предложения?

-Давайте попробуем все предложения заменить одним предложением, которое сможет передать смысл всех?

(Праздники – это историческая память человечества)


4. -Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы.

Ваша задача: Откройте учебник на с. 59, прочитайте 2 абзац, обсудить в парах и заполните таблицу на карточке №2.

-Как называются группы, почему они так называются и какие праздники к ним относятся.



Праздники

Государственные

Общественные

Семейные


Новый год.



День Матери,

День Знаний,

День Учителя.

День Космонавтики.

День рождения.


Проверка:

1 группа государственные

-Как называется первая группа праздников?

- Назовите государственные праздники?

- А какие ещё вы знаете государственные праздники?

-А почему они так называются?

(Такие праздники устанавливаются правительством и отмечены в календаре

красным цветом. Вся страна в этот день отдыхает).


2 группа общественные:

-Как называется вторая группа праздников?

- Назовите общественные праздники?

- А какие ещё вы знаете общественные праздники?

-А почему они так называются?

(Эти праздники посвящены отдельной категории людей.

-День Матери, День Знаний, День Учителя, день космонавтики, день города, эти дни не всегда являются выходными).


3 группа: семейные

- Назовите третью группу праздников?

- А почему они так называются?

-А еще, какие семейные праздники вы знаете?

- Кто создал традицию празднования семейных праздников?

(Традицию празднования создали члены семьи)

- Кто герои семейного праздника?

(Героями праздника являются члены семьи, друзья)

- Дайте понятие семейного праздника?

(Семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи)



5. - Начиная с 1993 года15 мая мы отмечаем Международный день семьи, который провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

-А с 2008 года 8 июля отмечается Всероссийский праздник День семьи, любви и верности. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

(Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака. У праздника появился свой символ – ромашка).

Физминутка

Встаньте ребята, отдохнем. Слушайте внимательно!
- Аплодируем те Кто похож на папу?
- Кто похож на маму? Ваши аплодисменты!
- Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Поднимите руки вверх!
- В чьей семье занимаются спортом? Потопайте!
- У кого нет секретов от родителей? Ваши Аплодисменты!
- К кому приходят друзья в гости? Поднимите руки вверх!
- Кто помогает родителям по дому? Потопайте!
- Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты!



  1. Вернемся к истории возникновения праздников.

–Что делали древние люди, чтобы задобрить силы природы, духов и богов?

(они приносили им дары)

- Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках.

- Как выбрать подарок ? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «День рождения бабушки».

(Просмотр)

7. Обсуждение мультфильма.

-Как выбирал внук подарок бабушке?

(Размышлял, нужен ли будет этот подарок бабушке).


-Понравился ли подарок бабушке, который подарил внук ? Почему?

(Внук починил бабушке нужную для нее вещь – очки,

- А что вы можете сказать о подарках других гостей ?

(остальные подарки скорее пригодятся внуку, а не бабушке)

-Что нужно учитывать при выборе подарка?

(характер, возраст, увлечения, вкусы)

- А чтобы вы подарили своей бабушке на день рождения?

(стих рассказать, исполнить песню, танец, своими руками нарисовать картину….)


-Праздничное настроение очень хрупкое, что нужно соблюдать, чтобы праздник удался? (соблюдать этикет)


- Повторим правила поведения в гостях:


  • Поблагодари, если тебя приглашают в гости.

  • Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

  • На день рождения принято приходить с подарком. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

  • Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком  громко, не кричи и не балуйся.

  • •Выходя из-за стола, не забудь сказать «спасибо».

  • Если ты принимаешь гостей, помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

  • •Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам

  • Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться и одеться

Агрессивное поведение может испортить любой самый прекрасный праздник, помните, что основа всех правил этикета - здравый смысл и уважение к другим людям.


  1. А теперь предлагаю разработать советы в группах:

Задание 1 группе.

Советы тем, кто готовит подарки

  • Подарок – это ________________________________________.

  • При выборе подарка учитываем _____________________того, кому он предназначен.

  • Упаковка должна быть ___________________________________

___________________________________________________________.


  • Обязательно ли дарить дорогие вещи? Почему? ______________________________

_______________________________________________________________________.


Задание 2 группе .

Советы тем, кто устраивает праздник.


  • Не забыть пригласить гостей ______________________________.

  • Можно украсить комнату (чем?) ___________________________

_______________________________________________________.

  • Хорошим украшением будут ______________________________.

  • Цель украшения – создание (Какой?) ____________ атмосферы праздника.

  • Продумать развлечения:_________________________________________.

Задание 3 группе.

Советы тем, кто поздравляет именниника.

Выбор именинника: ______________________

Сыграйте сценку, как вы пришли к нему (или к ней) в гости и поздравьте с днём рождения.

(Подсказка: Можете словами, песней и т.п.)


- Проведение одних и тех же праздников ежегодно, по своему особому сценарию, с подарками и поздравлениями перерастают в особый ритуал - ТРАДИЦИЮ ).




Познавательные УУД:

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей

Коммуникативные УУД:

-Договариваться с товарищами: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе




Познавательные УУД:

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в виде текста.








Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.







- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
















- Слушать других товарищей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.







Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления.





























































Личностные УУД:

Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.















Познавательные УУД:

Самостоятельно предполагать какая информация понадобиться для решения учебной задачи.

6. Творческая

работа





7. Рефлексия

1. На все поставленные вопросы, вначале урока мы ответили, подведем итог, составим синквейн на тему нашего урока.

Назовите тему урока

«Семейные ПРАЗДНИКИ»

1 .Праздник СЕМЕЙНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ.

2.Праздник семью УКРЕПЛЯЕТ, СОХРАНЯЕТ, РАДУЕТ.

3. Я люблю праздники

4.Торжество, радость , веселье.

2. Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

На партах у вас лежат цветные шарики, выберите любой цвет и прикрепите его на большой шар. (желтый цвет – урок мне понравился, красный цвет – мне было интересно на уроке, зелёный – я много отвечал на уроке)


Спасибо за работу на уроке.

Интересны были высказывания…

Дома вы продолжите работу по теме семейные праздники и составите фоторепортаж «Праздники в моей семье».

Пусть в ваших семьях будет много праздников,

ведь они несут нам радость общения с близкими людьми

Познавательные УУД:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний












Регулятивные УУД:

Вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Семейные праздники"

Автор: Селиверстова Людмила Анатольевна

Дата: 05.12.2016

Номер свидетельства: 365925

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства