kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОРКСЭ по курсу "Православная культура" в 4 классе по теме "Храмы России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"»

Тема урока: «Храмы России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Познакомить с особенностями строения русского храма;

2) Рассказать учащимся о правилах поведения в храме;

3) Ознакомить с понятиями «икона», «иконостас», «алтарь», «Царские врата», «Престол».

Предметные: научатся:

  1. Работать с текстом и выделять из него необходимую информацию;

  2. Объяснять свою точку зрения.

Развивающие:

1) Развивать познавательный интерес;

2) Формировать основные навыки учебной деятельности.

Личностные:

1) Строить свое поведение с учётом нравственных норм и правил;

2) Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

Метапредметный результат: Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы Формирование умения выделять  главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова. – развивать у учащихся навык слушания;
– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;
– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся

Воспитательные:

1) Формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению;

2) Воспитывать чувство прекрасного при помощи ознакомления с религиозной архитектурой.

Методы и приемы реализации содержания урока: Беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в группах, творческая работа с иллюстративным материалом, словарями и энциклопедиями, ИКТ, чтение стихотворений, устный рассказ Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, чтение стихотворений,


УМК: «Основы православной культуры», 4 класс, 2 часть, Васильева О. Ю., Москва, «Просвещение», 2021 год.


Материально-техническое оснащение: Доска, компьютер и проектор, словари, энциклопедии.

Компьютер и проектор, видеофильм «Наш храм» , презентация изображения

храмов. Рисунки, кроссворд, изображения для самостоятельной работы

Презентация изображения храмов, рисунки, изображения для самостоятельной работы. 

ЦОРы (цифровой образовательный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html Картотека приветствий для занятий https://drevo-info.ru/articles/3927.html Древо, открытая православная энциклопедия. https://yandex.ru/images/search?text=схема%20православного%20храма&stype=image&lr=6&source=wiz Схема храма. https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм Википедия. Определения. https://interpretive.ru/termin/hram.html Национальная историческая энциклопедия

https://predanie.ru/bez-avtora/kolokolnye-zvony-kievo-pecherskoy-lavry-kievo-pecherskaya-lavra-na-rubezhe-tysyacheletiy/slushat/ колокольный звон










Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Александровна, сегодня у вас очередной урок ОРКСЭ. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Улыбнитесь. Отлично, можете присаживаться.

Приветствуют учителя

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

 - У вас было домашнее задание – подготовить защиту творческого проекта. Вы должны были выбрать евангельскую притчу и представить её любым предложенным из учебника способом. Сейчас мы послушаем несколько человек, остальные ребята должны внимательно слушать своих товарищей.

 

 

Представляют творческий проект.

Л: готовить и представлять небольшие публичные выступления

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа

- Молодцы ребята, вы представили очень хорошие проекты. Сегодня мы начинаем с вами вторую часть нашего учебника.

Отгадайте загадку и скажите, какая тема нашего занятия.

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)

- Верно, тема нашего сегодняшнего занятия – «Храмы России». - Что вы знаете о православных храмах?- Вам уже приходилось бывать в православных храмах?- В каких православных храмах вы были?- Как вы думаете, все ли вы знаете о православных храмах?- Сформулируем задачи урока. Чтобы вы хотели узнать о храме? Давайте предположим, какова цель нашего урока? - Верно, наша цель – знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем. Что нам поможет решить эти задачи? Откуда мы можем получить информацию? Найдите значение слова «Храм» в толковом словаре. Храм – здание для богослужения, церковь. -Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть храм).-  Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.  Храм – источник  живительной благодати, где люди обращаются к Богу, ставят свечки и получают просимое. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме очень много икон.  Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они были способны.  Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав «волю Божью», строители приступали к работе. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

- храмы России.

- познакомится с храмами России.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Эвристическая беседа

Частично-поисковый наглядный

Фронтальный опрос

Объяснительно- иллюстративный

- Ребята, как вы думаете, почему древние храмы строили на возвышенностях?

- Хорошо, а что люди обычно делают в храме?

- А вы знаете как правильно себя вести в храме?

 В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

- Молодцы, вы дали множество разнообразных ответов, но узнать правильные ли они мы с вами сможем в ходе нашего сегодняшнего урока. К этим вопросам в конце урока мы к ним обязательно вернёмся, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям». Работа в группах.. Работа с энциклопедией «Православие» Раздел «Типы церковных зданий» и с книгой «Святыни православной России.Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Соборы, храмы, часовни)Словарная работа. Объясним значение этих слов.
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?Куда устремлен храм?Чем внешне отличаются эти храмы?- Давайте рассмотрим внешнее строение храма. (У каждого раздаточный материал)- Давайте посмотрим с вами видеофрагмент.- Что из данного видеофрагмента вы узнали или запомнили? Что вам понравилось?- Давайте найдём в тексте нашего учебника на странице 4 в чем особенность православного храма и чем он отличается от других построек. Кто хочет прочитать? - Верно, вместо обычной крыши у храма должен быть купол с крестом. Такое оформление храма неслучайно, ведь в нем собираются люди, готовые бороться со злом. Также на этой странице в учебнике вам показан красивейший храм – Храм Покрова на Нерли, Владимирская область. В России вообще существует очень много красивых и уникальных храмов, некоторые из них вам представлены на слайде. Храмы действительно являются неким символом России. В древние времена люди, поселяясь на новом месте, первым делом начинали строить храм. Они старались строить его очень красивым и использовали для этого лучшее, что имели: самых талантливых мастеров и лучшие материалы. Давайте посмотрим на слайд, на нем представлены особенности строения русского храма. Кто хочет их прочитать?

- И, действительно, каждый храм имеет свое уникальное строение и строятся они всегда на возвышенностях, чтобы человек видел их издалека.

- Давайте найдём учебнике определение, что же такое икона и прочитаем его.

- Верно, икона – это священное изображение святого человека, люди обычно подходят к иконе чтобы помолиться, покаяться в грехах или попросить у святого здравия для себя и своих близких.

Ответы детей.

Смотрят видеофрагмент.

Ответы детей.

Ученик читает.

Ученик читает.

 Ученик читает.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

П: учится анализу образов

Л: учится планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Фронтальный

Беседа

- В тексте, на страницах 7-8 есть слова, выделенные жирным шрифтом. Давайте ознакомимся с этими понятиями.

- Алтарь в переводе с латинского обозначает «жертвенник». На сегодняшний день алтарь является главной, обычно восточной частью храма. Он предназначен для священнослужителей и обычно отдален от средней части храма иконостасом. Иконостас является алтарной перегородкой, на которой помещают иконы в несколько рядов. Царские врата являются двустворчатой деревянной дверью с металлическими резными украшениями. Они находятся посередине иконостаса и ведут к Престолу. Престол – это стол, находящийся в середине алтаря. На нем расположены различные священные предметы, необходимые для важнейших священнодействий.

- Ребята, я вижу что вы устали, давайте встанем и поиграем в небольшую игру.

Ученики читают.

Внимательно слушают.

Играют в игру.

П: учится применять полученные ранее знания

 Л: учится строить речевое высказывание

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин



Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Работа в группах

- Сейчас мы с вами поработаем в командах. В командах будет по 4 человека, согласно тому как вы сидите. Вам будут выданы листы с различными заданиями. Ваша задача за 5 минут выполнить эти задания а потом по очереди мы послушаем как вы выполнили это задание. Одно задание оглашает одна команда. После мы сверим ваши результаты с эталоном на слайде.

- Закончили, теперь выберете одного человека из команды, пусть он зачитает то, что у вас получилось.

-Сейчас давайте выполним небольшое творческое задание. Согласно полученным знаниям вы должны нарисовать храм. Ваши рисунки мы повесим на доску.

Выполняют задание в командах.

Ученики читают ответы.

Выполняют творческое задание.

Л: учится сохранять учебную задачу

Л: учится работать в команде

Р: учится соблюдать последовательность работы

П: учится работать с информацией

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос

- Давайте вернёмся к нашим трём вопросам, что мы поставили в начале урока. Как думаете, мы теперь можем на них ответить более точно и подробно?

- Кто хочет попробовать снова более чётко ответить, пользуясь полученными знаниями?

- Да

- Ответы учеников.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Анализ, стимулирование успехов

-Наше занятие подошло к концу, какую цель мы поставили в начале урока?

- Как думаете, мы достигли цель?

Подведем итоги нашей работы. Дополните, пожалуйста, фразы: 1. На уроке мне больше всего понравилось… 2. На уроке мне не понравилось… 3. Из урока мне запомнилось… 4. Мне захотелось узнать больше о... Д.З. Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали. Нарисуйте храм. - Если вам все на уроке понравилось, покажите веселого смайла, если не понравилось что-то – грустного смайла. Запишите домашнее задание. - Урок окончен, до новых встреч!

- знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем.

-да

Р: учится анализировать собственные результаты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"

Автор: Наконечная Вера Александровна

Дата: 11.06.2025

Номер свидетельства: 671537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок – экскурсия: «Храм Василия Блаженного» "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-ekskursiia-khram-vasiliia-blazhiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "143692"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418571339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства