храмов. Рисунки, кроссворд, изображения для самостоятельной работы
Презентация изображения храмов, рисунки, изображения для самостоятельной работы.
https://predanie.ru/bez-avtora/kolokolnye-zvony-kievo-pecherskoy-lavry-kievo-pecherskaya-lavra-na-rubezhe-tysyacheletiy/slushat/ колокольный звон
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) |
1. Самоопределение к деятельности 30 сек | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный Слово учителя | Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся. - Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Александровна, сегодня у вас очередной урок ОРКСЭ. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Улыбнитесь. Отлично, можете присаживаться. | Приветствуют учителя | Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке |
2. Актуализация знаний и мотивация 2 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует учащихся, убеждает в верности их знаний - У вас было домашнее задание – подготовить защиту творческого проекта. Вы должны были выбрать евангельскую притчу и представить её любым предложенным из учебника способом. Сейчас мы послушаем несколько человек, остальные ребята должны внимательно слушать своих товарищей. | Представляют творческий проект. | Л: готовить и представлять небольшие публичные выступления |
3. Постановка учебной задачи 2-3 мин | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Беседа | - Молодцы ребята, вы представили очень хорошие проекты. Сегодня мы начинаем с вами вторую часть нашего учебника. Отгадайте загадку и скажите, какая тема нашего занятия. На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм) - Верно, тема нашего сегодняшнего занятия – «Храмы России». - Что вы знаете о православных храмах?- Вам уже приходилось бывать в православных храмах?- В каких православных храмах вы были?- Как вы думаете, все ли вы знаете о православных храмах?- Сформулируем задачи урока. Чтобы вы хотели узнать о храме? Давайте предположим, какова цель нашего урока? - Верно, наша цель – знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем. Что нам поможет решить эти задачи? Откуда мы можем получить информацию? Найдите значение слова «Храм» в толковом словаре. Храм – здание для богослужения, церковь. -Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть храм).- Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу, ставят свечки и получают просимое. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме очень много икон. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они были способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав «волю Божью», строители приступали к работе. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.- Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились? | - храмы России. - познакомится с храмами России. | М: учится формулировать учебную задачу, осуществляет целеполагание |
4. "Открытие" детьми нового знания 7 мин | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Эвристическая беседа Частично-поисковый наглядный Фронтальный опрос Объяснительно- иллюстративный | - Ребята, как вы думаете, почему древние храмы строили на возвышенностях? - Хорошо, а что люди обычно делают в храме? - А вы знаете как правильно себя вести в храме? В храм следует приходить в приличной, чистой одежде. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм. В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном. - Молодцы, вы дали множество разнообразных ответов, но узнать правильные ли они мы с вами сможем в ходе нашего сегодняшнего урока. К этим вопросам в конце урока мы к ним обязательно вернёмся, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям». Работа в группах.. Работа с энциклопедией «Православие» Раздел «Типы церковных зданий» и с книгой «Святыни православной России.Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Соборы, храмы, часовни)Словарная работа. Объясним значение этих слов. Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?- Куда устремлен храм?- Чем внешне отличаются эти храмы?- Давайте рассмотрим внешнее строение храма. (У каждого раздаточный материал)- Давайте посмотрим с вами видеофрагмент.- Что из данного видеофрагмента вы узнали или запомнили? Что вам понравилось?- Давайте найдём в тексте нашего учебника на странице 4 в чем особенность православного храма и чем он отличается от других построек. Кто хочет прочитать? - Верно, вместо обычной крыши у храма должен быть купол с крестом. Такое оформление храма неслучайно, ведь в нем собираются люди, готовые бороться со злом. Также на этой странице в учебнике вам показан красивейший храм – Храм Покрова на Нерли, Владимирская область. В России вообще существует очень много красивых и уникальных храмов, некоторые из них вам представлены на слайде. Храмы действительно являются неким символом России. В древние времена люди, поселяясь на новом месте, первым делом начинали строить храм. Они старались строить его очень красивым и использовали для этого лучшее, что имели: самых талантливых мастеров и лучшие материалы. Давайте посмотрим на слайд, на нем представлены особенности строения русского храма. Кто хочет их прочитать? - И, действительно, каждый храм имеет свое уникальное строение и строятся они всегда на возвышенностях, чтобы человек видел их издалека. - Давайте найдём учебнике определение, что же такое икона и прочитаем его. - Верно, икона – это священное изображение святого человека, люди обычно подходят к иконе чтобы помолиться, покаяться в грехах или попросить у святого здравия для себя и своих близких. | Ответы детей. Смотрят видеофрагмент. Ответы детей. Ученик читает. Ученик читает. Ученик читает. | М: активно участвует в общей работе Л: учится строить речевое высказывание П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме П: учится анализу образов Л: учится планированию выполнения задания П: воспринимает новые способы выполнения задания П: осознаёт последовательность действий |
5.Первичное закрепление 0,5 мин | Усвоение нового способа действий | Фронтальный Беседа | - В тексте, на страницах 7-8 есть слова, выделенные жирным шрифтом. Давайте ознакомимся с этими понятиями. - Алтарь в переводе с латинского обозначает «жертвенник». На сегодняшний день алтарь является главной, обычно восточной частью храма. Он предназначен для священнослужителей и обычно отдален от средней части храма иконостасом. Иконостас является алтарной перегородкой, на которой помещают иконы в несколько рядов. Царские врата являются двустворчатой деревянной дверью с металлическими резными украшениями. Они находятся посередине иконостаса и ведут к Престолу. Престол – это стол, находящийся в середине алтаря. На нем расположены различные священные предметы, необходимые для важнейших священнодействий. - Ребята, я вижу что вы устали, давайте встанем и поиграем в небольшую игру. | Ученики читают. Внимательно слушают. Играют в игру. | П: учится применять полученные ранее знания Л: учится строить речевое высказывание |
Самостоятельная работа с самопроверкой 20-25 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Работа в группах | - Сейчас мы с вами поработаем в командах. В командах будет по 4 человека, согласно тому как вы сидите. Вам будут выданы листы с различными заданиями. Ваша задача за 5 минут выполнить эти задания а потом по очереди мы послушаем как вы выполнили это задание. Одно задание оглашает одна команда. После мы сверим ваши результаты с эталоном на слайде. - Закончили, теперь выберете одного человека из команды, пусть он зачитает то, что у вас получилось. -Сейчас давайте выполним небольшое творческое задание. Согласно полученным знаниям вы должны нарисовать храм. Ваши рисунки мы повесим на доску. | Выполняют задание в командах. Ученики читают ответы. Выполняют творческое задание. | Л: учится сохранять учебную задачу Л: учится работать в команде Р: учится соблюдать последовательность работы П: учится работать с информацией |
Включение в систему знаний, повторение 2 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Обобщающий опрос | - Давайте вернёмся к нашим трём вопросам, что мы поставили в начале урока. Как думаете, мы теперь можем на них ответить более точно и подробно? - Кто хочет попробовать снова более чётко ответить, пользуясь полученными знаниями? | - Да - Ответы учеников. | П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу |
Рефлексия деятельности 3-4 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Анализ, стимулирование успехов | -Наше занятие подошло к концу, какую цель мы поставили в начале урока? - Как думаете, мы достигли цель? Подведем итоги нашей работы. Дополните, пожалуйста, фразы: 1. На уроке мне больше всего понравилось… 2. На уроке мне не понравилось… 3. Из урока мне запомнилось… 4. Мне захотелось узнать больше о... Д.З. Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали. Нарисуйте храм. - Если вам все на уроке понравилось, покажите веселого смайла, если не понравилось что-то – грустного смайла. Запишите домашнее задание. - Урок окончен, до новых встреч! | - знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем. -да | Р: учится анализировать собственные результаты |