kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОРКСЭ по курсу "Православная культура" в 4 классе по теме "Храмы России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"»

Тема урока: «Храмы России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся представления о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Познакомить с особенностями строения русского храма;

2) Рассказать учащимся о правилах поведения в храме;

3) Ознакомить с понятиями «икона», «иконостас», «алтарь», «Царские врата», «Престол».

Предметные: научатся:

  1. Работать с текстом и выделять из него необходимую информацию;

  2. Объяснять свою точку зрения.

Развивающие:

1) Развивать познавательный интерес;

2) Формировать основные навыки учебной деятельности.

Личностные:

1) Строить свое поведение с учётом нравственных норм и правил;

2) Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре.

Метапредметный результат: Умение работать в группах в роли лидера и простого участника группы Формирование умения выделять  главную мысль в тексте, умение выделять ключевые слова. – развивать у учащихся навык слушания;
– развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным текстовым материалом;
– развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
– развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активировать историко-культурный словарь учащихся

Воспитательные:

1) Формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению;

2) Воспитывать чувство прекрасного при помощи ознакомления с религиозной архитектурой.

Методы и приемы реализации содержания урока: Беседа, смысловое чтение, самостоятельная работа с материалом учебника, работа в группах, творческая работа с иллюстративным материалом, словарями и энциклопедиями, ИКТ, чтение стихотворений, устный рассказ Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, чтение стихотворений,


УМК: «Основы православной культуры», 4 класс, 2 часть, Васильева О. Ю., Москва, «Просвещение», 2021 год.


Материально-техническое оснащение: Доска, компьютер и проектор, словари, энциклопедии.

Компьютер и проектор, видеофильм «Наш храм» , презентация изображения

храмов. Рисунки, кроссворд, изображения для самостоятельной работы

Презентация изображения храмов, рисунки, изображения для самостоятельной работы. 

ЦОРы (цифровой образовательный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html Картотека приветствий для занятий https://drevo-info.ru/articles/3927.html Древо, открытая православная энциклопедия. https://yandex.ru/images/search?text=схема%20православного%20храма&stype=image&lr=6&source=wiz Схема храма. https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм Википедия. Определения. https://interpretive.ru/termin/hram.html Национальная историческая энциклопедия

https://predanie.ru/bez-avtora/kolokolnye-zvony-kievo-pecherskoy-lavry-kievo-pecherskaya-lavra-na-rubezhe-tysyacheletiy/slushat/ колокольный звон










Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Вера Александровна, сегодня у вас очередной урок ОРКСЭ. Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Улыбнитесь. Отлично, можете присаживаться.

Приветствуют учителя

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

 - У вас было домашнее задание – подготовить защиту творческого проекта. Вы должны были выбрать евангельскую притчу и представить её любым предложенным из учебника способом. Сейчас мы послушаем несколько человек, остальные ребята должны внимательно слушать своих товарищей.

 

 

Представляют творческий проект.

Л: готовить и представлять небольшие публичные выступления

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа

- Молодцы ребята, вы представили очень хорошие проекты. Сегодня мы начинаем с вами вторую часть нашего учебника.

Отгадайте загадку и скажите, какая тема нашего занятия.

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм)

- Верно, тема нашего сегодняшнего занятия – «Храмы России». - Что вы знаете о православных храмах?- Вам уже приходилось бывать в православных храмах?- В каких православных храмах вы были?- Как вы думаете, все ли вы знаете о православных храмах?- Сформулируем задачи урока. Чтобы вы хотели узнать о храме? Давайте предположим, какова цель нашего урока? - Верно, наша цель – знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем. Что нам поможет решить эти задачи? Откуда мы можем получить информацию? Найдите значение слова «Храм» в толковом словаре. Храм – здание для богослужения, церковь. -Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть храм).-  Как вы думаете, почему храм – особенное сооружение? Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.  Храм – источник  живительной благодати, где люди обращаются к Богу, ставят свечки и получают просимое. В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. В храме очень много икон.  Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они были способны.  Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав «волю Божью», строители приступали к работе. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?

- храмы России.

- познакомится с храмами России.

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Эвристическая беседа

Частично-поисковый наглядный

Фронтальный опрос

Объяснительно- иллюстративный

- Ребята, как вы думаете, почему древние храмы строили на возвышенностях?

- Хорошо, а что люди обычно делают в храме?

- А вы знаете как правильно себя вести в храме?

 В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

- Молодцы, вы дали множество разнообразных ответов, но узнать правильные ли они мы с вами сможем в ходе нашего сегодняшнего урока. К этим вопросам в конце урока мы к ним обязательно вернёмся, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям». Работа в группах.. Работа с энциклопедией «Православие» Раздел «Типы церковных зданий» и с книгой «Святыни православной России.Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Соборы, храмы, часовни)Словарная работа. Объясним значение этих слов.
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы?Куда устремлен храм?Чем внешне отличаются эти храмы?- Давайте рассмотрим внешнее строение храма. (У каждого раздаточный материал)- Давайте посмотрим с вами видеофрагмент.- Что из данного видеофрагмента вы узнали или запомнили? Что вам понравилось?- Давайте найдём в тексте нашего учебника на странице 4 в чем особенность православного храма и чем он отличается от других построек. Кто хочет прочитать? - Верно, вместо обычной крыши у храма должен быть купол с крестом. Такое оформление храма неслучайно, ведь в нем собираются люди, готовые бороться со злом. Также на этой странице в учебнике вам показан красивейший храм – Храм Покрова на Нерли, Владимирская область. В России вообще существует очень много красивых и уникальных храмов, некоторые из них вам представлены на слайде. Храмы действительно являются неким символом России. В древние времена люди, поселяясь на новом месте, первым делом начинали строить храм. Они старались строить его очень красивым и использовали для этого лучшее, что имели: самых талантливых мастеров и лучшие материалы. Давайте посмотрим на слайд, на нем представлены особенности строения русского храма. Кто хочет их прочитать?

- И, действительно, каждый храм имеет свое уникальное строение и строятся они всегда на возвышенностях, чтобы человек видел их издалека.

- Давайте найдём учебнике определение, что же такое икона и прочитаем его.

- Верно, икона – это священное изображение святого человека, люди обычно подходят к иконе чтобы помолиться, покаяться в грехах или попросить у святого здравия для себя и своих близких.

Ответы детей.

Смотрят видеофрагмент.

Ответы детей.

Ученик читает.

Ученик читает.

 Ученик читает.

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

П: учится анализу образов

Л: учится планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

5.Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

Фронтальный

Беседа

- В тексте, на страницах 7-8 есть слова, выделенные жирным шрифтом. Давайте ознакомимся с этими понятиями.

- Алтарь в переводе с латинского обозначает «жертвенник». На сегодняшний день алтарь является главной, обычно восточной частью храма. Он предназначен для священнослужителей и обычно отдален от средней части храма иконостасом. Иконостас является алтарной перегородкой, на которой помещают иконы в несколько рядов. Царские врата являются двустворчатой деревянной дверью с металлическими резными украшениями. Они находятся посередине иконостаса и ведут к Престолу. Престол – это стол, находящийся в середине алтаря. На нем расположены различные священные предметы, необходимые для важнейших священнодействий.

- Ребята, я вижу что вы устали, давайте встанем и поиграем в небольшую игру.

Ученики читают.

Внимательно слушают.

Играют в игру.

П: учится применять полученные ранее знания

 Л: учится строить речевое высказывание

Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин



Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Работа в группах

- Сейчас мы с вами поработаем в командах. В командах будет по 4 человека, согласно тому как вы сидите. Вам будут выданы листы с различными заданиями. Ваша задача за 5 минут выполнить эти задания а потом по очереди мы послушаем как вы выполнили это задание. Одно задание оглашает одна команда. После мы сверим ваши результаты с эталоном на слайде.

- Закончили, теперь выберете одного человека из команды, пусть он зачитает то, что у вас получилось.

-Сейчас давайте выполним небольшое творческое задание. Согласно полученным знаниям вы должны нарисовать храм. Ваши рисунки мы повесим на доску.

Выполняют задание в командах.

Ученики читают ответы.

Выполняют творческое задание.

Л: учится сохранять учебную задачу

Л: учится работать в команде

Р: учится соблюдать последовательность работы

П: учится работать с информацией

Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос

- Давайте вернёмся к нашим трём вопросам, что мы поставили в начале урока. Как думаете, мы теперь можем на них ответить более точно и подробно?

- Кто хочет попробовать снова более чётко ответить, пользуясь полученными знаниями?

- Да

- Ответы учеников.

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Рефлексия деятельности

3-4  мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Анализ, стимулирование успехов

-Наше занятие подошло к концу, какую цель мы поставили в начале урока?

- Как думаете, мы достигли цель?

Подведем итоги нашей работы. Дополните, пожалуйста, фразы: 1. На уроке мне больше всего понравилось… 2. На уроке мне не понравилось… 3. Из урока мне запомнилось… 4. Мне захотелось узнать больше о... Д.З. Расскажите дома своим родителям, что нового и интересного вы сегодня узнали. Нарисуйте храм. - Если вам все на уроке понравилось, покажите веселого смайла, если не понравилось что-то – грустного смайла. Запишите домашнее задание. - Урок окончен, до новых встреч!

- знакомство с особенностями русского храма и правилами поведения в нем.

-да

Р: учится анализировать собственные результаты




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Храмы России"

Автор: Наконечная Вера Александровна

Дата: 11.06.2025

Номер свидетельства: 671537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок – экскурсия: «Храм Василия Блаженного» "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-ekskursiia-khram-vasiliia-blazhiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "143692"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418571339"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства