Просмотр содержимого документа
«Технология. Рабочая программа. 4 класс»
Пояснительная записка
Программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общего образования и авторской программы Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б (Образовательная система «Перспективная начальная школа»)
Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Задачи:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
- развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
Формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения:
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Оценка предметных результатов оформляется в виде отметки по 5-бальной шкале и фиксируется в классном (электронном) журнале, дневнике обучающегося, портфеле достижений.
Формы контроля и учета достижений обучающихся: самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа, тестирование, опрос на уроке.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оцениватьжизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Предметные результаты освоения учебной программы по курсу «Технология»
Выпускник научится:
- составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- спользовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую по- следовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
II. Содержание учебного предмета
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Искусственные материалы
Бумага и картон Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.
Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.
Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Текстильные материалы .Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.
Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл, булавок, шила.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.
Металлы . Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.
Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.
Утилизированные материалы . Практическое применение утилизированных материалов в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.
Конструирование и моделирование . Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.
Практические работы: изготовление осадкомера.
Практика работы на компьютере . Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч). Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).
Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.
Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.
Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.
Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
III. Тематическое планирование предмета «Технология»
№ п/п
Дата проведения
Тема
Количество часов
Примечания
1-2
Ваза для осеннего букета
2 часа
3
Подставки из пластиковых емкостей
1 час
4-5
Головоломка
2 часа
6-7
Игрушка-перевертыш
2 часа
8
Ремонт книг
1 час
9
Олимпийский символ из пяти цветных колец
1 час
10
Спортивный значок
1 час
11
Каркасные модели из проволоки
1 час
12
Лепка декоративного рельефа
1 час
13
Игрушки-гармошки
1 час
14
Бусы из бумаги в технике оригами
1 час
15
Новогодние фонарики
1 час
16-17
Игрушки из пенопласта
2 часа
18
Маски из бумаги
1 час
19-20-21
Футляр из ткани
3 часа
22-23
Игрушки из бумаги
2 часа
24-25
Оформление изделий вышивкой простым крестом
2 часа
26-27
Декоративное панно
2 часа
28-29
Подарочная открытка
2 часа
30
Ремонт одежды
1 час
31
Фигурки из глины или пластической массы
1 час
32
Сборка моделей транспортирующих устройств
1 час
33-34
Проект коллективного создания макета города Чебоксары
2 часа
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.2012
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно- методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/ Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.