kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку»

Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов»

Тема занятия

Слова одинаковые, но разные

Цель

Формировать умение распознавать омонимы

Задачи

Составить мини-словарик «Собираю омонимы»; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе

Основные понятия темы

Омонимы, каламбур, лексическое значение слова

Планируемый результат

Предметные умения

УУД


Уметь распознавать омонимы, использовать в речи лексическое богатство русского языка; наглядно представлять извлеченную из теста информацию в таблице.

Личностные: понимать и сохранять учебную задачу занятия; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; уточнить представление об омонимах; извлекать из текста необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности; анализировать соответствие результатов работы требованиям.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии.



Организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы

ИЗО. Литературное чтение



Фронтальная работа

Работа в парах

Индивидуальная работа


Презентация

Интернет-ресурс https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516

Раздаточный материал –заготовки-таблицы для словарика



I этап Мотивация к деятельности. Постановка темы. Целеполагание



Цель этапа —мотивировать учащихся на изучение темы; определить тему занятия; поставить цель


Мотивация. Проблемный вопрос. Презентация (1 слайд)

- Отгадайте загадку.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются – (иголки).


- Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) (2 слайд)


- На предыдущих занятиях какие мини-словарики вы составляли? («Собираю синонимы», «Собираю антонимы».)

- Какую же цель мы сегодня поставим перед собой?

Мы продолжаем составлять наши мини-словарики. И сегодня составляем мини-словарик «Собираю омонимы»

(Учащимся раздаются бланки-заготовки для составления мини-словарика)(3 слайд)


II этап Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения.

Составление словарика «Собираю омонимы»

Содержание деятельности учащихся

1. Разгадывание шарад

Цель — развивать внимание, мышление, речь; расширять словарный запас учащихся

Попробуйте разгадать шарады:

  1. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(И`рис – ири`с) (Слайд 4)



  1. Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(А`тлас – атла`с) (Слайд 5)


  1. Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Ко`злы – козлы`) (Слайд 6)


А теперь, когда шарады разгаданы, предлагаю поработать в парах: выберите любое из этих слов и занесите его в словарик, проиллюстрируйте его и запишите такие предложения с ним, чтобы было понятно, что это слово – омоним. Как вы заметили, омонимы могут различаться ударением. Такие омонимы называются омографами.



Учащиеся разгадывают шарады, с помощью иллюстраций объясняют значение отгаданных слов.



















Учащиеся заполняют первую страницу словарика (Работа в парах)




2. Работа с текстом

Цель – формировать умение находить в тексте слова-омонимы; познакомить с понятием каламбур.

- Прочитайте выразительно стихотворение А.Шибаева «Норка у норки». В чем особенность этого стихотворения?

Норка

Вылезла из норки

И пошла

К знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка —

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

Норка — здесь,

А норки — нет! (Слайд 7)


- Нередко писатели и поэты используют омонимы для создания каламбуров, т.е. шуток, основанных на одинаковом звучании, но различном значении слов. Прочитайте каламбур Н.Глазкова, объясните значение омонимов, которые встречаются в этом четверостишии.

Люблю речные отмели и косы,

Люблю, когда звенят лугами косы…

Но мне милей моей любимой косы!..

Ты не смотри на эту слабость косо. (Слайд 8)

- А теперь вы можете заполнить вторую страничку вашего словарика, используя те слова-омонимы, о которых вы узнали из прочитанных нами стихотворений.

Физкультминутка (Слайд 9)
















Чтение стихотворения, нахождение в тексте омонимов, объяснение лексического значения слова.










Учащиеся записывают второе слово в словарик, иллюстрируют его и записывают предложения. (Работа в парах)

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Игры со словами

Цель - расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе


- А теперь переходим с вами на новый уровень, когда нужно будет подумать, разгадать, преобразовать: игры со словами.

1.Ребусы

Попробуйте разгадать ребусы и объяснить значение разгаданных слов

Журавль.

1.Крупная болотная перелётная птица.

2.Длинный шест с противовесом, служащий для подъема ведра с водой из колодца, колодезный журавль. (Слайд 10)


Слово учителя о белом журавле (стерхе), занесённом в Красную книгу.

Белый журавль (или стерх) – птица, которая относится к семейству журавлиных и отряду журавлеобразных, и на данный момент считается самой редкой разновидностью журавлей, обитающих исключительно на территории России.

В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В неволе содержат несколько тысяч этих птиц. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому множество орнитологов озабочены этой проблемой и помогают всеми силами. Вопросом охраны стерхов плотно начали заниматься с 1970 года. С того времени были созданы резервные фонды, множество питомников, где ученые выращивают журавлей из яиц. Орнитологи даже обучают птенцов полетам на большие расстояния. (Слайд 11)

А что конкретно вы можете сделать для того, чтобы сохранить нашу природу?


Замок.

1.Дворец и крепость феодала.

2.Устройство для запирания чего-либо ключом. (Слайд 12)


2. Анаграммы

Вспомним, что такое анаграмма?

Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово.


НОРКА – КРОНА

- Объясните значение получившегося у вас слова. Какие предложения можно составить со словом крона? (Слайд 13)

Норка.

  1. Хищный пушной зверёк сем. куньих с густым блестящим мехом (серого, белого, чёрного и разных оттенков коричневого цвета).

  2. Жилище дикого животного; полость в земле с ходом (ходами) наружу.

Крона.

  1. Верхняя разветвлённая часть дерева (ствола) вместе с сучьями и ветвями.

  2. В Дании, Норвегии, Швеции и некоторых других европейских странах: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.


АПОРТ – ТРОПА

- Объясните значение использованных в анаграмме слов, составьте с ними предложения или словосочетания. (Слайд 14)

Апорт.

  1. Раннезимний сорт яблони с крупными кисловато-сладкими на вкус плодами; плоды этой яблони.

  2. Команда дрессированной собаке: "принеси!", "подай!".

Тропа. Узкая протоптанная дорожка. Пешеходная т. Лесная т. Звериная т. Охотничьи тропы. Протоптанная т. Нехоженая т. Идти своей тропой (своим путём).


ШИШКА – ШИШАК

- Объясните значение слов, использованных в анаграмме, составьте с ними предложения. (Слайд 15)

Шишка.

  1. Соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытое чешуйками. Сосновая, еловая ш. Колючая ш.

  2. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека, животного (обычно от ушиба, воспаления и т.п.). Набить шишку на лбу.

Шишак. Воинский металлический шлем, заканчивающийся остриём с шишкой






Учащиеся разгадывают ребусы, объясняют значения слов-омонимов с помощью иллюстративного материала.



















Обсуждение.












Учащиеся составляют новые слова, используя прием анаграммы, а также продолжают работать с лексическим значением слова.




В случае, когда дети затрудняются, учитель с помощью иллюстративного материала подводит их к правильному толкованию слов-омонимов, составляют предложения и словосочетания.

Упражнение в соотнесении слов-омонимов

Цель – формировать умение соотносить слова-омонимы, развивать внимание, мышление

Интернет-ресурс: https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516

(Слайд 16)


Учащиеся выполняют интерактивное упражнение в сети Интернет

IV этап Подведение итога. Рефлексия.

Цель - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять контроль по результату выполнения задания; проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

  1.Самопроверка мини-словариков «Собираю омонимы» (Слайд 17) (Работа в паре)

2. Рефлексия

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Какие новые знания приобрели?

- Какой словарик мы составляли?

- Достигли ли мы цели нашего занятия?

- А теперь с помощью смайлика оцените на листочке с мини-словариком свою работу на занятии. (Слайд 18)

Учащиеся проверяют правильность заполнения словарика-таблицы, пользуясь образцом (см. презентацию).

Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные сведения.

Оценивают результаты своей деятельности с помощью смайликов, зарисовывают на листочек-словарик



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку

Автор: Марченко Ангелина Юрьевна

Дата: 07.06.2019

Номер свидетельства: 513857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(68) "tekhnologicheskaia_karta_vneurochnogo_zaniatiia_po_russkomu_iazyku_1"
    ["file_id"] => string(6) "634706"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1688504023"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по русскому языку по теме «орфограмма»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_zaniatiia_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_russkomu_i"
    ["file_id"] => string(6) "425630"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1503047061"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Внеурочная деятельность по прикладному искусству «Смотрю на мир глазами художника»"
    ["seo_title"] => string(79) "vnieurochnaiadieiatielnostpoprikladnomuiskusstvusmotriunamirghlazamikhudozhnika"
    ["file_id"] => string(6) "286202"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454311573"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Методический проект учителя. "
    ["seo_title"] => string(34) "mietodichieskii-proiekt-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "193786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427697150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства