Технологическая карта внеурочного учебного занятия во 2 классе по курсу «Удивительный мир слов» |
Тема занятия | Слова одинаковые, но разные |
Цель | Формировать умение распознавать омонимы |
Задачи | Составить мини-словарик «Собираю омонимы»; расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе |
Основные понятия темы | Омонимы, каламбур, лексическое значение слова |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Уметь распознавать омонимы, использовать в речи лексическое богатство русского языка; наглядно представлять извлеченную из теста информацию в таблице. | Личностные: понимать и сохранять учебную задачу занятия; осознавать роль языка и речи в жизни людей; чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; уточнить представление об омонимах; извлекать из текста необходимую информацию для выполнения учебного задания. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности; анализировать соответствие результатов работы требованиям. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на занятии. | | |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
| Фронтальная работа Работа в парах Индивидуальная работа | | Презентация Интернет-ресурс https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 Раздаточный материал –заготовки-таблицы для словарика |
I этап Мотивация к деятельности. Постановка темы. Целеполагание |
Цель этапа —мотивировать учащихся на изучение темы; определить тему занятия; поставить цель | | Мотивация. Проблемный вопрос. Презентация (1 слайд) - Отгадайте загадку. Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются – (иголки). - Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) (2 слайд) - На предыдущих занятиях какие мини-словарики вы составляли? («Собираю синонимы», «Собираю антонимы».) - Какую же цель мы сегодня поставим перед собой? Мы продолжаем составлять наши мини-словарики. И сегодня составляем мини-словарик «Собираю омонимы» (Учащимся раздаются бланки-заготовки для составления мини-словарика)(3 слайд) |
II этап Учебно-познавательная деятельность |
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения. Составление словарика «Собираю омонимы» | Содержание деятельности учащихся |
1. Разгадывание шарад |
Цель — развивать внимание, мышление, речь; расширять словарный запас учащихся | Попробуйте разгадать шарады: Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (И`рис – ири`с) (Слайд 4) Я – сборник карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани. (А`тлас – атла`с) (Слайд 5) Мы – для пильщиков подставка, Мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударенье. Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами. (Ко`злы – козлы`) (Слайд 6) А теперь, когда шарады разгаданы, предлагаю поработать в парах: выберите любое из этих слов и занесите его в словарик, проиллюстрируйте его и запишите такие предложения с ним, чтобы было понятно, что это слово – омоним. Как вы заметили, омонимы могут различаться ударением. Такие омонимы называются омографами. | Учащиеся разгадывают шарады, с помощью иллюстраций объясняют значение отгаданных слов. Учащиеся заполняют первую страницу словарика (Работа в парах) |
2. Работа с текстом |
Цель – формировать умение находить в тексте слова-омонимы; познакомить с понятием каламбур. | - Прочитайте выразительно стихотворение А.Шибаева «Норка у норки». В чем особенность этого стихотворения? Норка Вылезла из норки И пошла К знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка — Возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка — здесь, А норки — нет! (Слайд 7) - Нередко писатели и поэты используют омонимы для создания каламбуров, т.е. шуток, основанных на одинаковом звучании, но различном значении слов. Прочитайте каламбур Н.Глазкова, объясните значение омонимов, которые встречаются в этом четверостишии. Люблю речные отмели и косы, Люблю, когда звенят лугами косы… Но мне милей моей любимой косы!.. Ты не смотри на эту слабость косо. (Слайд 8) - А теперь вы можете заполнить вторую страничку вашего словарика, используя те слова-омонимы, о которых вы узнали из прочитанных нами стихотворений. Физкультминутка (Слайд 9) | Чтение стихотворения, нахождение в тексте омонимов, объяснение лексического значения слова. Учащиеся записывают второе слово в словарик, иллюстрируют его и записывают предложения. (Работа в парах) |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Игры со словами |
Цель - расширять словарный запас учащихся; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе | - А теперь переходим с вами на новый уровень, когда нужно будет подумать, разгадать, преобразовать: игры со словами. 1.Ребусы Попробуйте разгадать ребусы и объяснить значение разгаданных слов Журавль. 1.Крупная болотная перелётная птица. 2.Длинный шест с противовесом, служащий для подъема ведра с водой из колодца, колодезный журавль. (Слайд 10) Слово учителя о белом журавле (стерхе), занесённом в Красную книгу. Белый журавль (или стерх) – птица, которая относится к семейству журавлиных и отряду журавлеобразных, и на данный момент считается самой редкой разновидностью журавлей, обитающих исключительно на территории России. В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В неволе содержат несколько тысяч этих птиц. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому множество орнитологов озабочены этой проблемой и помогают всеми силами. Вопросом охраны стерхов плотно начали заниматься с 1970 года. С того времени были созданы резервные фонды, множество питомников, где ученые выращивают журавлей из яиц. Орнитологи даже обучают птенцов полетам на большие расстояния. (Слайд 11) А что конкретно вы можете сделать для того, чтобы сохранить нашу природу? Замок. 1.Дворец и крепость феодала. 2.Устройство для запирания чего-либо ключом. (Слайд 12) 2. Анаграммы Вспомним, что такое анаграмма? Анаграмма – это прием, суть которого состоит в перестановке букв какого-либо слова, что в результате дает совершенно другое слово. НОРКА – КРОНА - Объясните значение получившегося у вас слова. Какие предложения можно составить со словом крона? (Слайд 13) Норка. Хищный пушной зверёк сем. куньих с густым блестящим мехом (серого, белого, чёрного и разных оттенков коричневого цвета). Жилище дикого животного; полость в земле с ходом (ходами) наружу. Крона. Верхняя разветвлённая часть дерева (ствола) вместе с сучьями и ветвями. В Дании, Норвегии, Швеции и некоторых других европейских странах: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства. АПОРТ – ТРОПА - Объясните значение использованных в анаграмме слов, составьте с ними предложения или словосочетания. (Слайд 14) Апорт. Раннезимний сорт яблони с крупными кисловато-сладкими на вкус плодами; плоды этой яблони. Команда дрессированной собаке: "принеси!", "подай!". Тропа. Узкая протоптанная дорожка. Пешеходная т. Лесная т. Звериная т. Охотничьи тропы. Протоптанная т. Нехоженая т. Идти своей тропой (своим путём). ШИШКА – ШИШАК - Объясните значение слов, использованных в анаграмме, составьте с ними предложения. (Слайд 15) Шишка. Соцветие и плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытое чешуйками. Сосновая, еловая ш. Колючая ш. Округлая выпуклость, бугорок на теле человека, животного (обычно от ушиба, воспаления и т.п.). Набить шишку на лбу. Шишак. Воинский металлический шлем, заканчивающийся остриём с шишкой | Учащиеся разгадывают ребусы, объясняют значения слов-омонимов с помощью иллюстративного материала. Обсуждение. Учащиеся составляют новые слова, используя прием анаграммы, а также продолжают работать с лексическим значением слова. В случае, когда дети затрудняются, учитель с помощью иллюстративного материала подводит их к правильному толкованию слов-омонимов, составляют предложения и словосочетания. |
Упражнение в соотнесении слов-омонимов |
Цель – формировать умение соотносить слова-омонимы, развивать внимание, мышление | Интернет-ресурс: https://learningapps.org/display?v=p0rjyssu516 (Слайд 16) | Учащиеся выполняют интерактивное упражнение в сети Интернет |
IV этап Подведение итога. Рефлексия. |
Цель - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять контроль по результату выполнения задания; проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности | 1.Самопроверка мини-словариков «Собираю омонимы» (Слайд 17) (Работа в паре) 2. Рефлексия - О чем мы сегодня с вами говорили? - Какие новые знания приобрели? - Какой словарик мы составляли? - Достигли ли мы цели нашего занятия? - А теперь с помощью смайлика оцените на листочке с мини-словариком свою работу на занятии. (Слайд 18) | Учащиеся проверяют правильность заполнения словарика-таблицы, пользуясь образцом (см. презентацию). Отвечают на вопросы учителя, обобщают полученные сведения. Оценивают результаты своей деятельности с помощью смайликов, зарисовывают на листочек-словарик |