Организовать деятельность на принятие учебного материала. 1. Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок. «Занимательная грамматика». Поприветствуйте наших гостей. Подарите им свои улыбки . 2. Девиз нашего занятия: «Веселись, играй, да дело знай». - Как вы его понимаете? 3. У нас только начинается рабочий день. Вот рецепт на день День очищаем от зависти, ненависти, лени, эгоизма и равнодушия. Добавляем большую горсть веры, ложечку терпения, щепотку вежливости и порядочности. Всю смесь украшаем лепестками доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из теплых слов и улыбок. Всем приятного аппетита и хорошего дня. | Включаются в учебную деятельность. |
Интеллектуальная разминка Составим слово по первым буквам ответов, и вы узнаете тему занятия (на экране появляются буквы). 1. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? О 2. Грамоты не знаю, а весь век пишу Р 3. В каком месяце бывает 28 дней? Ф 4. У какого животного много ножек? О Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень). 5. Раньше из нее повсюду люди делали посуду Г 6. Разноцветное коромысло над рекой повисло Р 7. Дом для рыбок на столе А 8. По нему можно пройти реку, не замочив ног М 9. Воздушный транспорт ведьмы. М 10. По-гречески – алфавит, по-русски… А Итак, тема занятия «Орфограмма». | Участвуют в интеллектуальной разминке. (олово) (ручка) (февраль) (осень) (глина) (радуга) (аквариум) (мост) (метла) (азбука) |
Сегодня мы проведем «Звездный час». Условия игры У нас четыре команды. Каждая получает звездочки разного цвета за правильные ответы. Мне нужны по одному помощнику из каждой команды (учитель выбирает по одному ученику). Одного гостя попросим быть судьей. 2. Вспомните: - Что такое орфограмма? (Орфограмма – «опасное» место при письме). В русский язык слово орфограмма пришла из иностранного – из греческого. Оно сложилось из главной части «орфос» (правильный) и слова «грамма» (запись, буква). - Какие орфограммы вы знаете? - А что такое орфографическая задача? - Что нужно сделать для решения орфографической задачи? - Какие главные орфограммы корня вы знаете? - Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным? За ответы команды получают звезды. 3. Станция «Парносогласная» а) повторение правила; б) слайд со стихотворением – правилом Парные звуки согласные Бывают такие опасные! Звук нечётко слышится... Буква какая пишется? Но поставим рядом гласный – И согласный неопасный. в) на доске слайд с заданием: - боевые действия с целью получения сведений о противнике; - игла с головкой на одном конце, служащая для прикалывания; - небольшое судно для плавания; - школьная оценка; - узкая полоска вскопанной земли в огороде - женская кофточка из лёгкой материи; - холодное кушанье из кваса с зеленью и мелко нарезанным мясом; - физические упражнения, выполняемые по утрам; Дети из каждой команды по очереди выходят к доске и выполняют задания. 4. Станция «Безударная» а) повторение правила; б) слайд со стихотворением - правилом Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука! Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья. Безударных гласных много, Значит, нам нужна подмога. Что же делать? Где решенье? Букву ставь под ударенье. Ну, а если очень сложно, Посмотреть в словарик можно. в) Потренируемся. Учитель читает стихи. Я со всеми нынче груб, Очень сильно ноет зуб. Но об этом я молчу, Ведь в больницу не хочу. О, как больно, вот беда! Или сладкая вода? Не могу терпеть совсем, Лучше леденцов поем. Ой-ой, больше не могу! Всё. К врачу сейчас бегу. или Текст - Из какого произведения эти строки? - Кто автор? За рекой был лес. Коротышки делали из коры лодочки, переплывали через речку и ходили в лес за грибами, за ягодами, за орехами. Грибы пилили под корешок и тащили по кусочкам домой. (По Н. Носову) 5.Физминутка 1. Упражнения из дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой. 2. Игра «Верно – неверно». 1) В русском языке 33 буквы? 2) Гласных звуков десять? 3) Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка? 4) Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную, нужно поставить ее под ударение? 5) Парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце слова при письме доверять нельзя? 6) В слове «зап…вал» пишется безударная гласная «е»? 6. Станция «Собирайка» а) Пословицы рассыпались. Их нужно собрать, объяснить смысл пословицы и найти знакомые орфограммы. Песочные часы 3 мин. б) На экране высвечиваются пословицы. Легко друга потерять, но трудно найти. Не спеши языком, торопись делом. Поспешишь – людей насмешишь. Тяжело в ученье, легко в бою. 7. Станция «Угадайка» Загадки 1. По моей тарелке Лодочка плывет. Лодочку с едою Отправляю в рот. (ложка) У нее одна нога, А на голове - рога. Вмиг котлету принесет И засунет прямо в рот. (вилка) Есть поменьше, есть большая, Есть для кофе, есть для чая. В ней гостей я угощаю. (чашка). Он на кухне – лучший друг. Без него ты – как без рук. Потому что без него Не отрезать ничего! (нож) б) Конкурс «Этикет». В этом конкурсе нужно правильно разложить столовые приборы. 8. Станция «Внимательная» На экране текст: Чашка и крушка спорят друг с дружкой, Кто из них вдоме нужней. Лошка и блютце звонко смиются И утишают друзей: К чяшечько – блюдечько. В кружечку – ложечька. Каждый по-своему нужен немножечко. | Делятся на команды Актуализируют знания. (называют какие орфограммы они знают) (выбор правильной буквы) (применить правила – выполнить действия в определенном порядке). (безударные гласные, парные согласные по глухости – звонкости). (на их месте можно написать разные буквы). (читают стихотворение) Выполняют задание на доске. (разведка) (булавка) (лодка) (отметка) (грядка) (блузка) (окрошка) (зарядка). (Помощники клеят звезды на доску). Повторяют правило Тренируются. На слух выписывают слова с безударными гласными (на цветных листках). Проверяют (листки ребят вешают на доску). (в больницу, не хочу, беда, вода, не могу, терпеть) (за рекой, коротышки, из коры, ходили, за грибами, за ягодами, за орехами, грибы, пилили, под корешок, тащили, домой) Выполняют физминутку. Каждая команда получает конверт с заданием. Проверка. Учащиеся каждой команды зачитывают пословицы и объясняют их. Получают звезды. Участники команд называют знакомые орфограммы. Дети отгадывают загадки про столовые приборы и называют орфограмму в отгадках, если она есть (получают звезды). По одному человеку от каждой команды выходят и раскладывают (зарабатывают звезды). Дети из каждой команды по очереди выходят к доске и исправляют ошибки (получают звезды). |