Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"»
Родительское собрание
МБОУ «Губернаторский лицей №101 имени Ю.И.Латышева» при ФГБОУ ВО
«УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Классный руководитель: 1А класс Сизова Т.В.
Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы».
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.
Сформировать у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.
Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.
Ход собрания:
1.Вступительное слово.
+ - Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны.
+ Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитеты.
+Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
+Противоречия в воспитательных подходах семьи и школы пагубно отражаются на эффективности воспитательного процесса. Если ребёнок слышит дома негативные слова родителей о школе об учителе. А потом приходит в эту школу и к этому учителю… +Результат, на который рассчитывает школа и которого, естественно, должны желать родители, может быть достигнут только совместными усилиями.
+- Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
+ Чем младше ребенок, тем легче его учить в силу двух обстоятельств. Во-первых, только в момент рождения ребенок имеет самый высокий потенциал гениальности. Сумет ли он реализовать этот потенциал, зависит от нас, взрослых. Дадим ли мы ему такую возможность? Сможем ли мы организовать, чтобы информация интенсивным потоком проникала в его стремительно формирующийся мозг? Во-вторых, чем старше ребенок, тем больше вмешивается в обучение его характер. Маленькие дети будут смотреть на все, что бы им ни показывали. Будут слушать все, что бы им ни рассказывали. А дети постарше уже имеют свои ярко выраженные пристрастия: что-то они любят, а что-то – нет. И договориться с ними бывает достаточно сложно. И чем старше ребенок, тем большими педагогическими способностями должны обладать родители, если хотят чему-либо обучить своего ребенка.
+Начальные классы - это фундамент всего образование ребёнка.
+ 2. Притча «Надежда».
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал.
Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
+Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
3. Решение проблемной ситуации.
+Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются и с другими людьми.
+Давайте вместе проанализируем, кто ещё оказывает воздействие на ребенка.
Я хочу предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы "Родители", "Школа", "Улица»
Родители
Улица
Школа
хорошее
плохое
хорошее
плохое
хорошее
плохое
Слушаем ответы каждой группы.
+Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
+Упражнение «Если мой ребенок…, то я…» Продолжить предложение.
- « Если мой ребенок огорчен, то я...»
- «Если мой ребенок пришел из школы с синяком и в разорванной куртке, то я...»
- «Если мой ребенок проявляет жестокость по отношению к одноклассникам, то я...»
- «Если мой ребенок не реагирует на мои просьбы, все забывает, то я...»
+Упражнение « Решение внутрисемейных ситуаций»
Обсуждение.
1.Ваш ребенок приходит из школы и жалуется, что учитель занижает ему оценки. Как вы поступите?
2.Ваш ребенок жалуется на то, что одноклассники его обижают, не понимают, смеются над ним. Как вы поступите?
+4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (Антон Семёнович Макаренко)
- Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
+- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить
+ 9 качеств и навыков, которые важно сформировать до переходного возраста озвученные Татьяной Барановой Клиническим психологом, экспертом по детско-родительским отношениям и подростковым кризисам
Привычка к здоровому образу жизни
Родителям необходимо показывать личный пример
Самоуважение
ребёнок должен чувствовать себя основным в своей жизни с самого детства. Ему важно видеть уважение к себе и понимать, что его не только слушают, но и слышат: это основной рычаг в развитии здорового самосознания и уверенности в себе. Родители могут помочь ребёнку, поощряя его усилия, признавая его достижения и создавая безопасную и поддерживающую среду, в которой нет места упрёкам и злой критике.
Социальные навыки
Развитые социальные навыки необходимы для успешного взаимодействия с другими людьми. Важно уметь общаться, слушать и понимать других, разрешать конфликты и сотрудничать не только с близкими. Родители могут помочь ребёнку развить социальные навыки, обучая его правилам поведения, поощряя дружеские взаимодействия, коммуникацию и отношения вне дома и участвуя в совместных мероприятиях.
Эмоциональная регуляция
В норме в подростковом возрасте ребёнок уже должен хорошо распознавать свои эмоции, выражать их и регулировать в зависимости от ситуации (даже со скидкой на то, что переходный период отличается эмоциональной нестабильностью, связанной с гормональной перестройкой).
С раннего детства родителям важно называть вслух разные чувства и эмоции ребёнка, сказочных персонажей и окружающих людей, а также обсуждать, из-за чего они появились и как можно на них отреагировать.
Самостоятельность
Подросток должен уметь брать ответственность за свои действия, решать житейские задачи по возрасту, уметь принимать решения и отвечать за последствия, иначе он не сможет стать по-настоящему взрослым.
Родителям необходимо помогать ребёнку развивать самостоятельность с раннего детства. Эксперт подчёркивает, что у ребёнка обязательно должны быть домашние обязанности, соответствующие возрасту, а родителям важно поощрять его самостоятельность в выполнении повседневных задач от одевания до приготовления пищи.
Критическое мышление
Подросток должен уметь анализировать информацию, выявлять несоответствия и делать обоснованные выводы. Это важно как для того, чтобы уметь защитить себя от манипуляций и злоумышленников в реальной и цифровой среде, так и для успехов в
учебной и трудовой деятельности. Родители могут помочь развить критическое мышление, обучая ребёнка логическим рассуждениям, поощряя его к вопрошанию и обсуждению различных тем.
Умение принимать решения
умение принимать решения появляется только на почве взращенной крепкой самооценки, самостоятельности и критического мышления.
«Чтобы ребёнок мог принимать обоснованные решения, ему нужно научиться заранее анализировать различные варианты действий и соотносить их со своими ценностями, целями, рисками и выгодами. Как только человек это освоил (а в повседневной жизни каждый выбор — это ответственное решение), то можно сказать, что он взрослый человек, не опираясь на реальный возраст».
Целеполагание
обретение способности устанавливать цели и достигать их — один из важнейших факторов в развитии зрелой личности. Ребёнок должен уметь планировать свои действия, устанавливать реалистичные цели и отслеживать свой прогресс. Родители могут помочь ему развить навык целеполагания, поощряя его к постановке целей в повседневной жизни, таких как улучшение оценок в школе, обретение новых навыков, достижение успехов в спорте.
Уважение к старшим
«Все перечисленные навыки мы не сможем взрастить без уважения к старшим. Развитие каждого из них происходит с опорой на свой пример и взрослый опыт, важно желание потратить время на ребёнка и объяснить ему такие, кажется, простые законы жизни. При этом если слово расходится с делом, то уважение рассеивается, и навык не формируется»
- А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов? (работая вместе)
+- Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное ланирование, вместе подводят итоги деятельности.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
5. Задачи школьно – семейного воспитания.
+- Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. (слайд 8) Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является наше с вами школьно - семейное воспитание.
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.
Наши дети должны стать умнее нас, благороднее нас, лучше нас! А это случится тогда, когда мы сами поможем им.
Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Памятка для родителей
•Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
•Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
•Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
•Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
•Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
•Ребенок должен чувствовать, что он любим.
•Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
•Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
•Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
•Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
•Не наказывайте ребенка трудом.
Памятка для родителей
•Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
•Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
•Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
•Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
•Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
•Ребенок должен чувствовать, что он любим.
•Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
•Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
•Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
•Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.