Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания на тему: "Взаимодействие школы и семьи при подготовке учащихся к ЕГЭ"»
Бычкова Нина Владимировна, учитель географии, истории
МОУ «СОШ с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»
Сценарий родительского собрания на тему:
Взаимодействие школы и семьи при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Собрание рассчитано на родителейи выпускников.
Цель проведения родительского собрания:
1.Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.
2.Ознакомление с нормативно-правовыми документами, правилами проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ.
3. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов по подготовке к ЕГЭ и преодолению стрессовых ситуаций во время итоговой аттестации.
4. Повышение самооценки одиннадцатиклассников.
5.Укрепление сотрудничества семьи и школы.
Участники: учащиеся 11 класса и их родители, классный руководитель, учителя - предметники, администрация школы, психолог.
Оборудование и оформление места проведения родительского собрания:
компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, музыка для создания психологического комфорта.
Для проведения собрания необходима уютная и просторная аудитория.
Подготовительная работа:
Предварительные исследования по проблеме родительского собрания, обработка полученных данных, определение основных противоречий.
Обработка результатов, проведённых пробных экзаменов по обязательным и выбранным предметам. Создание презентации, содержащей результаты исследования, анализ пробных ЕГЭ и теоретическую часть собрания.
Разработка сценария родительского собрания.
Подготовка выступлений администрации и психолога.
Приглашение родителей, учителей-предметников на собрание.
Оформление и оборудование аудитории.
Изготовление памяток для родителей, рекомендаций, информационного стенда.
Задание для всех участников собрания: в Интернете, средствах массовой информации, научно-популярной литературе найти статьи, высказывания, интересные факты о ЕГЭ.
План собрания.
1.Вступительное слово директора школы.
Идёт 11 год обучения детей в школе. Весной им предстоит сдача экзаменов в особой форме - форме ЕГЭ. Одиннадцатиклассникам, их родителям и школе предстоит непростое испытание, и поэтому нужно будет подойти к подготовке к экзаменам с особой серьёзностью и ответственностью. От успешной сдачи экзаменов зависит будущее выпускников, в котором мы все заинтересованы. Это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть свои зоны ответственности. В ходе собрания мы постараемся рассмотреть эту актуальную проблему с разных сторон и, надеюсь, придём к выводу: ЕГЭ — это не абсолютный ужас, а трудная ситуация, справиться с которой им по силам. Хочу ещё раз обратить ваше внимание на положительные стороны ЕГЭ для ученика:
Объективность оценки. Сведено к минимуму влияние конфликтных или неприязненных отношений с педагогом или устойчивой «репутации троечника».
Достаточно высокий уровень самостоятельности и активности ученика:возможность выбора стратегии действий, отдельных заданий и в целом определение уровня притязаний, возможность оспорить процедуру проведения и т.д.
Пробелы в знаниях могут оказать меньшее влияние на конечный результат.На традиционном экзамене, если ученику достался вопрос, который он знает не очень хорошо, его оценка будет ниже. При сдаче ЕГЭ ученик может пропустить этот вопрос, и это не окажет кардинального влияния на результат.
Прежде, чем мы приступим к решению проблемных ситуаций я предлагаю ещё раз всем познакомиться и создать доброжелательную атмосферу в нашем коллективе. Для этого используем игру «Расскажи мне о себе». Каждый озвучивает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву что и имя. Это качество должно помочь вам найти выход из трудных ситуаций.
( Участники собрания образуют круг, проводиться игра, в ходе которой ведущий вручает присутствующим жетоны разного цвета (количество цветов = количество групп)
Заместитель директора по ВР: Я прошу вас занять места за столиками, на которых стоит флажок, соотвествующий цвету вашего жетона. Таким образом мы разделились на три группы. Никаких соревнований устраивать мы не будем, но каждая команда будет очень объективно оценивать все возможности семьи, детей и школы. Для этого я раздаю вам листы оценки, которые выполнены в виде круга.
Задание 1. «Колесо ответственности».
Это колесо представляет собой стопроцентный успех ребенка на экзамене, который зависит от многих факторов: от работы школы, от самого ребенка, от случая, от родителей. Пожалуйста, разделите его на части в зависимости от того, кто и насколько, по-вашему, отвечает за успех ребенка на экзамене. Нам интересно ваше мнение! Итак, вамдаётся всего3 минуты на обсуждение, а затем каждая группа озвучивает результаты своей работы.
(Ответы групп, комментарии, групповая самооценка)
Заместитель директора по ВР: Обратите внимание на то, что все группы единодушно заявили: успех ребенка на экзамене зависит не только от работы школы, но и от родителей, и от самих детей.
Успешность сдачи данной формы экзамена во многом зависит от знакомства учеников с его специфической процедурой. Вместе с тем именно в этом вопросе при подготовке к ЕГЭ у ребят обнаруживаются самые существенные пробелы.
Выступление заместителя директора школы по УВР с информацией о правилах проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ: (сопровождается мультимедийной презентацией)
- о допуске к экзаменам;
- предметы, выносимые на ЕГЭ;
-сроки и продолжительность проведения ЕГЭ;
-организационно-педагогические особенности проведения ЕГЭ;
-обеспечение информационной безопасности при использовании материалов и результатов ЕГЭ;
- технология организации проверки результатов ЕГЭ;
-система оценивания результатов ЕГЭ;
- выдача свидетельств о результатах ЕГЭ;
- сроки и порядок ознакомления учащихся с итогами экзамена;
- выдача аттестатов.
Задание 2. «Играем в ЕГЭ»
Заместитель директора по ВР: Я предлагаю командам решить тест «Правила и процедура проведения ЕГЭ».
Приложение 1.
(выставление полученных отметок в оценочные листы, комментарии ведущего)
Заместитель директора по ВР: Несмотря на то, что педагогике известно множество способов подготовки к экзаменам, выпускники, как правило, владеют ими слабо. Как показывают наши исследования, к сожалению, даже опыт сдачи пробных или репетиционных экзаменов не приводит к тому, что ребенок в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности на экзамене.
Задание 3. Помогите друг другу.
Классный руководитель: У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом своими идеями, это значительно обогатит каждого из нас.
Каждая группа получает лист бумаги и ручку, а также задание: «В течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как готовиться к экзаменам.
Когда время закончится, я попрошу команды озвучить получившийся у них список идей.
(Выполнение задания, выступления лидеров команд с результатами)
Заместитель директора по ВР: Как показывает опыт, подготовка к итоговой аттестации сопровождается формированием эмоциональных убеждений и установок, отражающих негативное отношение к ЕГЭ. Конечно, проявляются они по-разному: дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – о том, что где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки. Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.
Сегодня для нас важно сформировать конструктивное восприятие данной проблемы. Конечно, невозможно заставить вас радоваться предстоящему экзамену, но в наших силах помочь перейти от восприятия ЕГЭ как проблемы к восприятию его как решаемой задачи, что будет способствовать более эффективной деятельности.
Выступление психолога. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ.
Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима дня, так как сами дети зачастую им пренебрегают. Они часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того, чтобы эта задача стала для детей более реальной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. Это необходимо для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.
Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами.
Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.
Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое дети испытывают.
Во время экзаменов наша задача – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается соответствовать ожиданиям взрослых).
Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.
Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Заместитель директора по ВР: Нельзя не согласиться с Г.Селье, утверждающим, что «Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». Многие учащиеся недооценивают свои способности и возможности, что бывает связано с заниженной самооценкой. Для того, чтобы формировать объективную самооценку, также можно использовать психологические упражнения и приёмы. Некоторые из них я предлагаю апробировать сейчас.
Кто знает зачем, тот придумает как.
Нет недостижимых целей, есть слабые характеры.
Сохраняйте веру в себя даже тогда, когда никто в вас не верит.
Не паникуйте – это поможет даже в безвыходных ситуациях.
Ты тот, кому сегодня повезёт.
Кто хочет добиться цели – ищет возможности,кто не хочет - ищет оправдания.
Человеку мало надо, лишь бы дома кто-то ждал.
Изнутри, а не извне, счастье в дверь стучит ко мне.
От того, как ты посмотришь, зависит то, что ты увидишь.
Всё в твоих руках.
Здесь десять своеобразных секретов успеха. Прошу от каждого стола выступить по 2 человека, выбрав самые интересные из них.
Думаю, эти высказывания помогут каждому присутствующему, возьмите их на память.
Задание 4. «Волшебный стул».
Заместитель директора по ВР: на волшебный стул садится любой участник команды, а все остальные должны назвать все положительные черты этого человека.
(Выполняется задание, проводиться самооценка)
Задание 5. «Комплимент».
Заместитель директора по ВР: выполняя следующее задание, мы немного отдохнём и получим массу приятных впечатлений. Давайте образуем большой круг (все участники выходят из-за столов). Мы по очереди будем говорить друг другу комплименты, отмечая самые лучшие черты характера своего соседа справа. Старайтесь, чтобы высказывания не повторялись!
(Выполняется задание, проводиться самооценка)
Задание 6. «Дискуссия»
Классный руководитель. В современных педагогических системах наиболее актуальными целевыми задачами считаются:
умение ориентироваться в новых условиях;
умение находить творческие, нестандартные решения любых учебных и жизненных проблем.
Возникают вопросы:
Соответствует ли ЕГЭ этим задачам?
Требует ли он интеграции знаний и их практического применения в повседневной жизни и производственной деятельности?
Станет ли ЕГЭ уроком ответственности за себя и свои возможности»?
Поможет ли не только сориентироваться в мире, но и изменить, улучшить себя?
Готовясь к собранию, вы изучили статьи газет, журналов, обращались за информацией к сети Интернет, читали научно- популярную литературу. Эти знания могут быть вашими аргументами в ходе дискуссии. ( Можно приготовить некоторые статьи и предложить их группам для анализа)
Разрешите напомнить вам некоторые принципы дискуссии: (демонстрируются на слайде)
Слушать того, кто говорит;
Говорить в одно и то же время может только один человек;
Поднимать руку,если есть желание выступить,
Не прерывать того, кто говорит;
При несогласии критиковать мнение, но не того, кто его высказывает;
Не смеяться, когда кто-либо говорит;
Поощрять всех, принимать участие в дискуссии.
Для вашего рассмотрения я предлагаю вопрос: что даёт ЕГЭ современному молодому человеку?
(Проведение дискуссии, обмен мнениями – выводы – рекомендации. Самооценка выполнения задания)
Заместитель директора по ВР. Итак, мы выполнили все задания нашего собрания. Вы получили массу информации, ответы на волнующие вопросы, надеюсь, получили заряд бодрости и оптимизма, а главное – уверенность в своих силах и способностях. Чтобы подвести итоги, давайте соединим все оценки- точки на ваших «колёсах успеха» плавными линиями. Что у вас получилось? Как работала команда? Как вы думаете, далеко ли на таком колесе можно уехать?
Чтобы подвести итоги, давайте соединим все оценки.
- Что у вас получилось?
- Как работала команда?
(Ответы лидеров о работе команд)
Заместитель директора по ВР. Давайте скажем друг другу спасибо за сотрудничество, сотворчество и содружество. Я снова предлагаю всем встать в круг и завершить наше собрание игрой «Клубок эмоций». Мы будем передавать друг другу клубок, обматывая нить вокруг своего указательного пальца. Каждый из участников, передавая клубок должен сказать, что дало для него собрание, что необходимо предпринять для успешной сдачи экзаменов. (Проводиться игра, участники высказывают свои эмоции и пожелания)
Заместитель директора по ВР.
Принятие решения родительского собрания.
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках. Вся система взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, психолога, школьников и их родителей, направленная на подготовку выпускников к ЕГЭ, должна строиться на основе профессионального диалога, сотрудничества, взаимопонимания, уважения.
Я ещё раз благодарю всех за работу. На память о нашем собрании я хочу подарить всем родителям памятки с рекомендациями для подготовки к сдаче ЕГЭ, которые содержат выработанные нами правила, пожелания и психологические приёмы. Приложение 2. Помните, что только вместе — дети, родители и педагоги – мы преодолеем все трудности. Желаю всем здоровья и успехов! До новых встреч!
Приложение
1.
1. Поиграем в ЕГЭ.
Чем должна обеспечить Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки экзаменационные комиссии?
Экзаменационным материалом, в том числе бланками регистрации и бланками ответов участников ЕГЭ
2.
Почему нельзя заполнять бланки ЕГЭ карандашом, ручкой с синими чернилами или или чёрной, но шариковой ручкой?
Информация, внесённая в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специальных аппаратно-программных средств. Искажённое написание символов может быть распознано неправильно
3.
Какой предмет не допустим у выпускника в момент проведения ЕГЭ?
Мобильный телефон
4.
Ограничено ли количество выходов в туалет во время экзамена?
нет
5.
По каким предметам необходимо сдать ЕГЭ, чтобы получить аттестат?
Русский язык, математика
6.
Когда подаётся апелляция по результатам ЕГЭ?
В течении 2 дней со дня официального объявления результатов
7.
Сколько организаторов в аудитории?
2
8.
За сколько минут до конца экзамена организатор обязан предупредить экзаменующегося?
За 30 минут
9.
Как называется минимальное количество баллов, необходимых, чтобы ЕГЭ по предмету считался сданным?
Порог успешности
10.
Как расшифровывается ППЭ?
Пункт проведения экзамена
11.
Если ты не знаешь, как записать ответ, поможет ли тебе организатор в аудитории?
Нет, организаторы не имеют право помогать с заполнением бланков ответов.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.
Признаки стресса:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам".
Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.
После экзамена.С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.
Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Уважаемые родители!
Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем.
Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно
сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу
происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.